Что изменится в России с 1 ноября 2024 года

Бурятия далекая и близкая

Шаман перед обрядом. Фото Дианы КлимовскихБурятия далекая и близкая Колесо путешествий

Шаман перед обрядом. Фото Дианы Климовских

Обряд Обоо. Бурятия далекая и близкая Колесо путешествий

Обряд Обоо.

FiPnVYFYWQI.jpgБурятия далекая и близкая Колесо путешествий

FiPnVYFYWQI.jpg

IMG_6298.jpgБурятия далекая и близкая Колесо путешествий

IMG_6298.jpg

IMG_7327.jpgБурятия далекая и близкая Колесо путешествий

IMG_7327.jpg

IMG_7632.JPGБурятия далекая и близкая Колесо путешествий

IMG_7632.JPG

IMG_7411.jpgБурятия далекая и близкая Колесо путешествий

IMG_7411.jpg

IMG_7429Buriatiia.jpgБурятия далекая и близкая Колесо путешествий

IMG_7429Buriatiia.jpg

mhmB_0CAFC8.jpgБурятия далекая и близкая Колесо путешествий

mhmB_0CAFC8.jpg

8XOnI9gB5QQ.jpgБурятия далекая и близкая Колесо путешествий

8XOnI9gB5QQ.jpg

J2XQtb-xYCw.jpgБурятия далекая и близкая Колесо путешествий

J2XQtb-xYCw.jpg

IMG_7470bkriatiia.jpgБурятия далекая и близкая Колесо путешествий

IMG_7470bkriatiia.jpg

scBSZqpDKJ4.jpgБурятия далекая и близкая Колесо путешествий

scBSZqpDKJ4.jpg

OHdqWSDMc2U_1.jpgБурятия далекая и близкая Колесо путешествий

OHdqWSDMc2U_1.jpg

P_HkNQtwtOM.jpgБурятия далекая и близкая Колесо путешествий

P_HkNQtwtOM.jpg

-ZF1_ISs4B0.jpgБурятия далекая и близкая Колесо путешествий

-ZF1_ISs4B0.jpg


0

Друзья в трубку воют, выпрыгнув из обуви,
От моих рассказов о копченом омуле!

Эти слова из песни “На Байкал!” группы “Каста” я нет-нет да и прокручивала в своем плей-листе, пока придумывала план путешествия, чтобы увидеть все своими глазами. И омуля, и Байкал, и Улан-Удэ. Город, название которого еще в школе на уроках географии будоражило мое воображение.

Уже сходя по трапу самолета в аэропорту “Байкал”, очутилась в другом мире. Вот она, свобода, которая буквально была разлита в воздухе: куда ни глянь — простор, небо высокое-высокое, и щедрое солнце пропитывает каждую крупицу. Атмосфера казалась абсолютно род­ственной, как и лица бурят. В аэропорту меня встречала подруга, с которой прожили в Питере несколько огневых лет.
Сходства и различия
Она к этому времени стала невестой олимпийского чемпиона по вольной борьбе. Мне был отведен закуток в частном доме, который ее жених по­строил в черте Улан-Удэ. Несмотря на различия в религиозных воззрениях (в Бурятии весьма популярен буддизм), я в их доме чувствовала себя как у Христа за пазухой.
С местным колоритом столкнулась уже с первых шагов по этой солнечной земле. Вольная борьба — национальный вид спорта в республике. Племянник хозяина, юноша 17 лет под 100 кг весом, повадками и ловкостью был похож на медведя. Он мечтал стать олимпий­ским чемпионом и приехал к своему именитому дяде, чтобы усиленно тренироваться.
Я собиралась устроиться внештатным корреспондентом в местную газету, по­этому просмотрела местную прессу. Затем отправилась в редакцию самой передовой бурятской газеты. Назвалась не груздем, но меня с ходу и со всем уважением сразу пригласили полезть в кузов.
“Так вы чувашка? — с неподдельным интересом переспросила редактор газеты Туяна и добавила: — У нас же Владыка Улан-Удэнский и Бурят­ский Савватий — ваш земляк. Вам наверняка будет интересно с ним пообщаться!”
Туяна напомнила мне и о великом нашем земляке Бичурине, и о том, что в Бурятии нашли городище гуннов (чьими потомками, по одной из версий, являются чуваши), и намекнула, что я похожа на метиску бурятки с русским, поэтому выгляжу местной. Буквально за 15 минут разговора я поняла, что на далеком востоке России, на этом “краю географии”, не просто хорошо знают, но уважают и ценят чувашский народ.
Здесь, в чужой стороне, куда я приехала отдыхать и окунуться в обычаи Востока, мне больше чем где-либо захотелось глубже узнать историю и культуру своей малой родины — Чувашии. Несколько дней копалась в Интернете и прямо-таки ощущала, как наполняюсь силой, читая о своих корнях, о родном языке. Мне искренне захотелось все это поднять и вернуть на видную полочку своего сознания, вытряхнув при этом разную накопившуюся там глянцевую ерунду.
Обряд поклонения духам
Побывала на обряде по­клонения родовым духам Обоо. Этот обряд, несмотря на дикость названия, мне понравился своим смыслом. На него съезжаются все представители рода, в каких бы городах планеты они ни проживали. В определенный день в году члены большой семьи собираются в той мест­ности, из которой вышли. Приезжая домой, справляются о здоровье друг друга, радуются успехам и видят воочию, как их много, и чувствуют в этом силу. По обычаю, дух хозяина мест­ности (основатель рода, самый дальний предок) “принимает” их молитвы, угощения и почитание в свой адрес, тем самым “благословляя” каждого члена рода на его дальнейший путь.
Буряты чувствуют себя счастливыми и богатыми людьми. Благодарны своей земле и уважают воду, у них даже есть такая присказка: “Воду не оскорбляй!” Я услышала ее еще от подруги, когда сказала, что не хочу купаться в грязном на вид пруду недалеко от города.
О религиях
В плане религий Бурятия словно концентрированная Россия. В нашей стране всегда мирно сосуществовали разные религиозные конфессии и так много разных культур, совершенно не мешая, а, наоборот, дополняя и укрепляя друг друга. В Бурятии эта особенность нашей многогранной страны ярко выражена. Межнациональная рознь в Бурятии отсутствует.
В Улан-Удэ не бывает насилия, потому что любая девушка — это чья-то сестра, а родственные связи в Бурятии развиты очень крепко. Например, бурятская свадьба насчитывает минимум 300 гостей. Ни о насилии, ни о каком-либо беспределе в Улан-Удэ не слышали вовсе.
Женщин в Бурятии уважают и относятся к ним с трепетом. Бурятских девушек я бы назвала даже слегка избалованными. Но они действительно женственны, улыбчивы, доверчивы и, как видно, вдохновляют своих мужчин. А мужчины у них подчеркнуто мужественны, в отличие от жителей наших столиц, например.
Мы с Дианой встретились и пообщались с хамбо-ламой Аюшеевым, главой буддистов России, которого в Бурятии боятся даже чиновники. Славится он тем, что режет правду-матку в глаза и может любого министра не пустить на порог “за то, что он ворует”. Нас предупреждали, что он будет обзывать нас дурами и чтобы мы не обижались, а сочли за честь. Мы были ко всему готовы, но он принял нас ласково, хоть и через несколько часов ожидания. В конце продолжительной беседы щедро пожелал удачи. Запомнилась высказанная им мысль, которая звучит примерно так: “Все ваши благодеяния, совершенные в течение дня, обнуляются, если сожалеете о прошлом, сомневаетесь в настоящем и суетитесь о будущем”.
Повстречались мы и с главным шаманом официального шаманского центра в Бурятии — Баиром Жамбаловичем. Он оказался совсем не страшным, а милым, скромным, чем-то напомнил старичка-лесовичка из сказки. Ауру власти ему создавали его ученики, работники этого центра, которые смотрели на него с восхищением и давали нам понять, что мы везунчики, раз он согласился нас принять. Он дал интервью, в котором прозвучала новая для меня мысль: “В шаманизме есть такая заповедь — мы должны знать язык и культуру соседних народов и почитать их”. “Да уж, — подумала я. — Мы не то что соседних народов культуру, и свою толком не знаем. А уж почитать…”
Самой большой радостью для меня стала встреча с архиепископом Савватием, нашим земляком, которого направили на служение в Бурятию пять лет назад. Тогда православия в республике, можно сказать, не суще­ствовало вообще. Он начал работу практически с чистого листа, и, что особенно приятно, жители Бурятии уважают его и высоко оценивают его огромный вклад в развитие православия в регионе. От кого бы я ни слышала отзывы о Владыке, они были исключительно восхищенные и душевные. Кто-то выказывал уважение за его “доступность для простого народа”, открытость, кто-то за конкретные дела.
У целителя
Мы побывали в гостях у известного в Бурятии целителя, который поднимает на ноги даже совсем безнадежных. Считается, что заворачивание пациента в шкуру только что зарезанного барана по особой методике, с применением еще теплых органов животного, помогает побеждать самые страшные болезни.
В его гостеприимном дворе мы встретили рус­ского парня, который приехал из Тамбова. Очень благодарный бурятскому целителю за своего поставленного на ноги парализованного отца, он помогал резать барана для другого пациента, суетился, но никто его не одергивал. Это был типичный русский парень, сильный духом, но избитый судьбой. Каждый из находившихся тогда за накрытым столом на веранде это понимал. И каждый “берег” парня, даже интонацией обращения. Взрослые мужики-буряты любили этого рус­ского парня как сына, но не скрывали, что сын гораздо сильнее их и, когда он здоров, они сами ему годятся в сыновья.
 Я тогда ясно увидела, какую огромную роль играют национальные республики в нашем государстве, как важно сохранять традиции и обычаи… Ведь люди, хранящие свои традиции, помнящие свои корни, имеют достаточно силы для того, чтобы поддержать ослабшего воина. Именно так относились к русскому парню из Тамбова в этом бурятском селе.
В крепости
Меркитская крепость — место, которое стало отправной точкой военной славы Чингисхана. Именно здесь он одержал первую громкую победу, отбив свою жену у меркитов, которые ее украли. Это место я для себя назвала “местом силы”, потому что, поднимаясь по крутому склону около часа, представляешь легко и коней, и стрелы, и решительность нападавших. Меркиты были в выгодном положении. С укрепленной и обороняемой крепости им открывался обзор и на степь, и на весь склон.
Находясь на вершине крепости, я поняла, что такое Любовь. Когда тебе стрелы, летящие сверху, не страшны, когда ты уверен в победе и о поражении даже не думаешь, потому что борешься за то, что любишь, за свое. Тэмуджин определил эту цель, еще не будучи великим ханом. Меркиты были разбиты и бежали, этим самым оставив ему главенство в степи.
В Бурятии считается, что каждый камень имеет свое значение, у каждого дерева свой охраняющий его дух. Атмосфера пропитана шаманизмом. Одни пользуются шаманскими техниками, другие тщательно их избегают. В любом случае верят в духов и стараются их задобрить. Представили, в какой атмо­сфере служит наш земляк архиепископ Савватий? И тем не менее за пять лет его службы в Бурятии заметно прибавилось количе­ство православных. Надеюсь, когда-нибудь духов перестанут бояться все жители республики.
Озеро или море?
Байкал я увидела с иркутской стороны — со стороны Ольхонского района. Не зря его вид взволновал меня даже на карте, еще на уроках географии. К нему здесь обращаются не иначе как “дедушка”.
Побывав на Байкале, я ощутила силу, которую дарит нам природа. Сама родилась на Волге, я почувствовала мужской характер озера. Байкал — именно древняя сила, мудрость, позволяющая осознать крепкую взаимосвязь всего на планете.
А легендарная рыба омуль напоминает по вкусу чехонь, только вкуснее. В Москве в некоторых магазинах даже выдают чехонь за омуля. Вот только человека, приехавшего из Бурятии, не обманешь.
***
...Побывав в Бурятии, я пришла к выводу: мы мало ценим то, что имеем, и мало знаем, каким богатством обладаем. Поняла, как важно знать и чтить свои корни, учить свой язык. И еще: все национальности взаимосвязаны друг с другом. И в том, что они существуют на территории одного государ­ства, несомненно, есть выс­ший смысл, который помогает быть сильными и уверенными в себе не только представителям титульной нации, но и уважаемых малых народов.

Анастасия ВАРЛАМОВА
  • Шаман перед обрядом. Фото Дианы Климовских
  • Обряд Обоо.
  • FiPnVYFYWQI.jpg
  • IMG_6298.jpg
  • IMG_7327.jpg
  • IMG_7632.JPG
  • IMG_7411.jpg
  • IMG_7429Buriatiia.jpg
  • mhmB_0CAFC8.jpg
  • 8XOnI9gB5QQ.jpg
  • J2XQtb-xYCw.jpg
  • IMG_7470bkriatiia.jpg
  • scBSZqpDKJ4.jpg
  • OHdqWSDMc2U_1.jpg
  • P_HkNQtwtOM.jpg
  • -ZF1_ISs4B0.jpg