9 мая - День Великой Победы

Что изменится в России с 1 мая 2024 года

Чем глубже корни, тем выше дерево

© Коллаж Валерия БаклановаЧем глубже корни,  тем выше дерево Круглый стол

© Коллаж Валерия Бакланова


3

В Год российской истории “Грани” решили собрать за круглым столом заинтересованные стороны и поговорить о том, насколько молодежь хорошо знает историю своей страны, респуб­лики, города и как привить молодому поколению патриотические чувства. Встреча состоялась в историко-художественном музейном комплексе (музее краеведения и истории Новочебоксарска). В обсуждении приняли участие сотрудники музея, педагоги школ, представители СМИ и горадминистрации.

***

Письмо в тему

В конце зимы мы гуляли с соседкой по аллее Славы. Обратили внимание на группу молодежи, которая грелась у Вечного огня. Подростки не только вели себя шумно, но еще и кидали снег в огонь. Я не выдержала и подошла к ним. Стояла, всматриваясь в лица. Завела разговор об их поведении. Однако виноватым себя никто из молодых не считал, последовали оправдания: “Мы разве хулиганим?”, “Это же не пиво, а вода от талого снега. До нас здесь были мужики и пиво распивали”.

Конечно, проблема неуважительного отношения к мемориалам памяти стоит остро не только у нас. Но это не означает, что такие места должны превращаться в распивочные, а Вечный огонь — в обычный костер для обогрева.

Я уверена, что у молодежи жива память о героическом прош­лом нашего народа, наших отцов и дедов. Разве можно забыть страницы нашей истории? Эти события должны служить примером для подрастающего поколения.

Маргарита АРХИПОВА

***

УПОВАЕМ НА ЭНТУЗИАСТОВ
Татьяна ВИКТОРОВА, руководитель городской ассоциации учителей истории: К сожалению, подобное случается. Иногда происходит и куда худшее. Всем памятны вовсе уж страшные и ужасные преступления, совершенные у мемориала в Кольчугине Владимирской области и Калуге. Однако говорить, что вся наша молодежь безнравственна, что у нее не осталось никаких идеалов, я бы не стала.
Когда беру пятый класс, каждый раз вижу, что ребята проявляют огромный интерес к предмету “История”. Важно сохранить этот свет в детских глазах. Новочебоксарские учителя предпринимают все возможное, используют различные формы и способы проведения занятий. Например, организуют экскурсии, проводят предметные недели, игры и викторины. И проходят они не для галочки, вызывают живой интерес у детей. Так, недавно в рамках фестиваля уроков истории с применением ИКТ педагоги школы № 4 Людмила Мясникова и Татьяна Вотякова провели открытый урок, посвященный битве на Чудском озере в апреле 1242 года.
Разумеется, основная роль в школьном патриотическом воспитании принадлежит учителям-гуманитариям. На всероссийском съезде учителей истории, в котором я принимала участие в прошлом году, многие педагоги отмечали, что количество часов, отведенных на изучение предмета, резко сократилось. Если раньше в старших классах в неделю было по три урока истории и два обществознания, то сейчас их два и один соответственно.
В таких условиях можно лишь дать необходимый минимум для единого госэкзамена (ЕГЭ) в 11 классах и государственной итоговой аттестации (ГИА) в 9-х. Времени на дискуссии, высказывания различных точек зрения (что необходимо для формирования личности) просто не хватает. Остается уповать лишь на энтузиазм учителей, на проводимую ими вне­урочную работу. Походы по родному краю, летние выездные лагеря, археологические экспедиции и даже реставрационные работы в Алатырском Свято-Троицком мужском монастыре...
После участия школьников в таких мероприятиях беспокоиться за их нравственное здоровье не приходится. Хотя вынуждены признать: мы работаем с тем, что заложила в школьниках семья. Понятия о добре и зле, что такое хорошо и что такое плохо, являются базовыми, своего рода это фундамент, на котором можно воспитать патриота.
Сергей МУЛЮКОВ, директор школы № 16, депутат городского Собрания: Очень правильно, что 2012-й провозгласили Годом российской истории. Вместе с тем сделать это нужно было пораньше.
Знания в области истории молодежи нынешней и той, что была лет тридцать назад, нельзя сравнивать. Тогда воспитание в героико-патриотическом ключе являлось государственной задачей. Поэтому ученикам не нужно было на уроках объяснять, кто такие Александр Матросов или Зоя Космодемьянская. Дети читали о героях в книгах, смотрели фильмы, нередко могли рассказать о них больше учителя.
Да, сейчас другое время. Ребята за пару минут могут найти в Интернете любую информацию по любому историческому событию. Техническая мысль шагнула весьма далеко. Только вот не потерять бы за техническим прогрессом весьма важную эмоциональную составляющую.

УЧЕБНИК О ГОРОДЕ
Светлана ПРЫТКОВА, учитель истории школы № 16: Истоки патриотизма кроются в семье. Город тоже своего рода семья. Мы изучаем историю России, Чувашии. А Новочебоксарска?
В свое время учителя собрали материалы для издания учебника по истории Новочебоксарска. Однако он не вышел. Выходит, проделанная работа оказалась никому не нужна? Пока материалы не потеряны, ошибку еще не поздно исправить. Почти готовую книгу можно дополнить, какие-то моменты исправить.
Когда занимаемся изысканиями по истории города, сталкиваемся с тем, что недостаточно напечатанной информации. Она рассыпана крохами в газетных публикациях. Даже описание герба Новочебоксарска и то не сразу найдешь. В свое время ученица школы № 14 в брошюре собрала описание памятников (авторы, год создания) Новочебоксарска. Казалось бы, детский труд, и ничего в нем научного. Тем не менее часто к нему обращаемся, потому что ничего другого подобного нет. Не хватает популяризации истории Новочебоксарска.
Владимир МАТВЕЕВ, заместитель главы администрации Новочебоксарска: Я согласен с тем, что брошюру о памятниках Новочебоксарска можно издать в красочном варианте. Отредактировать текст, добавить научные сведения... Особой проблемы в этом не вижу.
Кстати, за последние 10 лет изданы две хорошие книги об истории Новочебоксарска, кроме того, путеводитель и телефонный справочник. Экземпляры книги “Город, дружбой возведенный” (над ней работали профессиональные историки, доктора наук) переданы в школьные библиотеки. У детей есть доступ к достоверной и научной информации о городе.
Если говорить о вкладе городских властей в дело воспитания подрастающего поколения, то он не мал. Один музей истории города (его построили и содержат на средства муниципального бюджета) чего стоит! В последние годы у Новочебоксарска появились свой герб, флаг, талисман. И в этом есть несомненная заслуга муниципальных властей. Если кто не помнит, то имя для бельчонка выбирали всем миром. Гордость за свой город с тех пор ощущают не только дети, но и взрослые.

ИЛЛЮСТРАТОРЫ ИСТОРИИ
Александр СОКОЛОВ, заведующий отделом музейного комплекса: Именно музей призван популяризировать события прежних эпох. Мы, музейные работники, являемся “иллюстраторами” истории, показываем ее при помощи документов, фотографий, каких-то иных свидетельств прошлого. Что касается истории Новочебоксарска, то сейчас активно над этим работаем, собираем документы.
Не стоит обвинять детей в не­уважительном отношении к истории, они лишь копируют поведение взрослых. Приведу пример. Стояли Яндашевское кладбище, церковь... Все это разрушили, унич­тожили. Некоторые захоронения, конечно, перенесли, но никто и не подумал сохранить эту часть нашей истории. На это закрыли глаза.

ЗЕРНА ВАНДАЛИЗМА
С.Мулюков: Это участь многих старых и старинных захоронений. У них есть свои временные рамки существования. В цивилизованных странах на таких территориях со временем устраивают парковую зону. При входе указывают, что в такие-то годы здесь проводились гражданские захоронения. Однако никто в здравом уме не подумает строить здания на месте бывшего кладбища.
Александр ИЛЬИН, депутат городского Собрания, директор музейного комплекса: К сожалению, именно такие решения — строить на костях — закладывают в молодежи зерна будущего вандализма. Мы как можем этому противодействуем.
С другой стороны, и патриотизм приходит не по велению откуда-то из Москвы, а в результате определенных усилий конкретных людей при работе с детьми. Именно в юных горожанах с детского сада и школы следует воспитывать патриотизм. А для этого нужно разработать программу. Но и она не поможет, если занятия будет вести человек равнодушный. Детей не обманешь.
Мы такую программу разработали и уже начали претворять в жизнь. Надеемся в скором времени дождаться результата. К слову, документы и фотографии воздействуют на ребят слабее, чем беседы с людьми. С теми же героями-чернобыльцами, воинами-афганцами и ветеранами чеченской кампании, ветеранами Великой Отечественной или первостроителями Новочебоксарска. Даже вещи-экспонаты предпочтительнее фотографий.

КРИВОЕ ЗЕРКАЛО
С.Мулюков:
Хочу затронуть еще один аспект — учебники истории. Сейчас ситуация изменилась к лучшему, а было время, когда в новочебоксарских школах преподавали историю по учебникам, в которых принижалась и затушевывалась решающая роль Советского Союза в разгроме фашизма, главенствующая роль в этом отводилась антигитлеровской коалиции во главе с США. В настоящее время таким учебникам дорога в школу закрыта.
Дмитрий СПРЫЖКОВ, заместитель директора музейного комплекса: Проблема искажения исторических фактов характерна не только для школьных учебников истории. Так называемые альтернативные версии происхождения того или иного народа периодически печатаются на средства богатых заказчиков. Мы, практикующие археологи, воспринимаем эти труды как чтиво на ночь для развлечения: почитал, закрыл, забыл. Никакой научной основы они под собой не имеют. Но ведь очень трудно бывает переубедить потом подростков, которым данные сведения преподнесли не как гипотезу, а как истину. К патриотизму это не имеет никакого отношения.

МУЗЕИ, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ!
Лариса МИНАЕВА, научный сотрудник музейного комплекса: В трех исторических секциях (“Культура родного края”, “Историческое краеведение”, “История”) традиционной конференции “Наука. Творчество. Развитие” всегда много работ. Тех, кто глубоко интересуется историей, много. При написании дети встречаются с очевидцами, обращаются в вузы, проводят эксперименты на местности.
Все это замечательно, но хотелось бы более тесного общения музеев школьных и нашего городского музейного комплекса. Последний может стать методическим ядром, объединяющим разрозненных энтузиастов в различных учебных заведениях.
А.Ильин: Сейчас мы создаем экспозицию, посвященную истории города. Во многих школьных музеях есть экспонаты, которые видят лишь учащиеся и гости учебного заведения, а должен видеть весь город. Возможно, эти вопросы удастся обсудить на фестивале школьных музеев в мае. Планируем провести его в нашем музейном комплексе.

  • © Коллаж Валерия Бакланова