Что изменится в России с 1 ноября 2024 года

Фокус Валерия Фуражкина

Валерий Фуражкин.Фокус Валерия Фуражкина Новочебоксарску - 60

Валерий Фуражкин.

Новочебоксарску —60. Год 2020-й. Фото Валерия ФУРАЖКИНАФокус Валерия Фуражкина Новочебоксарску - 60

Новочебоксарску —60. Год 2020-й. Фото Валерия ФУРАЖКИНА

Встреча журналистов газеты “Путь к коммунизму” с Андрияном Николаевым в Звездном городке. Фото Валерия ФУРАЖКИНАФокус Валерия Фуражкина Новочебоксарску - 60

Встреча журналистов газеты “Путь к коммунизму” с Андрияном Николаевым в Звездном городке. Фото Валерия ФУРАЖКИНА


0

Вот вроде бы и достопримечательности в нашем городе одни и те же, и технические возможности с появлением цифровой фотографии у фотографов примерно одинаковые. Как же некоторым удается снимать и находить такие ракурсы, что просто диву даешься? Такие мысли приходили мне в голову, пока я изучал подборку открыток с видами Новочебоксарска, подготовленную Валерием ФУРАЖКИНЫМ к 60-летию нашего города. В чем заключаются секреты его профессионального мастерства, читайте в нашем интервью.

— Валерий Витальевич, какие съемки 80-х—90-х годов запомнились больше всего?
— Интересных встреч было много, взять хотя бы визит в наш город патриарха Алексия II. Тогда я был одним из многих, освещавших событие при помощи объектива фотокамеры. Или взять приезд к нам первого Президента России Бориса Ельцина. Тоже незаурядное событие. Он выступал возле проходной “Химпрома”.
Однако больше всего мне запомнилась поездка по заданию редакции в Звездный городок на встречу с Андрияном Николаевым. Мы тогда целую страницу выпустили, посвященную космонавту, а иллюстрацией послужила сделанная мной фотография, на которой наш земляк читает газету “Путь к коммунизму”.
— То есть снимок сделан не в редакции, как утверждалось ранее?
— Нет, в рабочем кабинете Андрияна Григорьевича. И доказывает это целый ряд правительственных телефонов, попавших в кадр. На проходной заказали пропуск, лейтенант проводил в двухэтажное здание, где располагался его кабинет. Наш земляк тогда был уже первым заместителем начальника Центра подготовки космонавтов. Мы поговорили сначала по-русски, потом по-чувашски. Хорошо поговорили. Потом, когда он приезжал в Чувашию, мы не раз встречались. Андриян Григорьевич даже принял приглашение и в августе 2003 года (менее чем за год до смерти. — Прим. авт.) побывал на моем 50-летнем юбилее в одном из кафе Чебоксар.
— Расскажите о самых сложных, по вашему мнению, съемках.
— К началу работы в редакции газеты “Путь к коммунизму” я был уже достаточно опытным фотографом. Основная и обычная трудность для фотографов того времени — нехватка освещения. Выходили из ситуации по-разному. Новочебоксарские фотографы в основном использовали в работе казанскую фотопленку “Тасма”. На нее снимали и на солнце, и в тени, а светочувствительность регулировали во время проявки. Всю техническую часть от съемки до печати фотограф брал на себя.
Работать сразу качественно нужно было еще и потому, что количество кадров пленки было ограничено, и результат можно было увидеть не сразу на экране фотоаппарата, как сейчас, а лишь спустя время, проявив пленку. В подвале редакции располагалась оборудованная фотолаборатория.
— На архивных снимках с городских мероприятий семидесятых-восьмидесятых годов прошлого века можно заметить довольно много людей с фотоаппаратами. Это ваши коллеги?
— В основном да. В те времена на каждом крупном городском предприятии был свой штатный фотограф, на “Химпроме” даже два. Мы все жили дружно, работы хватало всем.
— Чем же тогда отличалась их работа?

— У каждого свой объект съемки, свой взгляд на него, поэтому фотографии человека, происходящего события получаются разными. Даже если речь идет о неподвижном архитектурном объекте, очень важен взгляд фотографа, ракурс съемки.

— В 1995 году вышел сборник  открыток “Новочебоксарску — 35” с вашими снимками.
— Съемки проходили в 1994 году. Инициатором была администрация Новочебоксарска, мы работали с тогдашним заместителем главы администрации по экономике Людмилой Александровной Седовой. Было сделано свыше 80 снимков, отобраны 16 видов с достопримечательностями города, среди них кинотеатр “Атӑл”, вид на ул. Советскую, административное здание “Химпрома”. Дело было даже не в самих объектах, многие из них выглядели тогда не очень презентабельно по нынешним меркам. Поэтому “подавать” зрителю их приходилось при помощи необычных ракурсов: через полевые цветы, зелень, красивые клумбы.  
— А сейчас? Я о наборе открыток “Новочебоксарску — 60”.
— В принципе, подходы остались теми же: поиск наиболее выгодных, необычных ракурсов. Чтобы зритель увидел и ахнул: “Как же красив мой город!” Однако если раньше это было мера вынужденная, необходимая, чтобы закрыть какие-то заметные глазу огрехи в пейзаже, то сейчас это в первую очередь средство художественной выразительности. Город за прошедшие между съемками годы очень изменился. В основном в лучшую сторону.
— Соборную площадь снимали десятки раз до вас и будут после. Как вам удалось подобрать такой необычный ракурс?
— В съемках мне очень помогло муниципальное предприятие “Коммунальные сети Новочебоксарска”, ряд снимков сделаны с вышки.
— Почему сейчас этим занимаетесь? Вы же давно не штатный фотограф газеты или предприятия.
— Да, после газеты “Грани” я пошел в индивидуальные предприниматели, сейчас тружусь администратором в строительной организации, но, как ни странно, в Новочебоксарске меня до сих пор помнят как фотографа. Мне просто нравится этим заниматься: показывать людям красоту, которую я первым увидел в объективе фотоаппарата.  


Наша справка

Валерий Фуражкин родился в деревне Новые Высли Комсомольского района в 1953 году. Увлекся фотоделом еще в школе. Посещал фотокружок, первые снимки работающей на полях техники сделал для стенгазеты на фотоаппарат “Смена”.   
Отслужив в армии, Валерий Фуражкин приехал в Чебоксары и в 1974 году устроился в комбинат бытового обслуживания учеником фотографа. Через некоторое время сдал экзамен и начал работать уже самостоятельно — фотографом в фотоателье.
В 1976 году домостроительному комбинату в Новочебоксарске потребовалось сделать серию снимков для выставки. Пригласили Фуражкина. Снимки понравились, и молодому специалисту предложили сотрудничество. Так Валерий оказался в Новочебоксарске и буквально влюбился в этот город. Здесь он живет до сих пор. До 1985 года работал в ДСК, потом некоторое время был фотографом газеты стройтреста № 4 “Градостроитель”, в 1989 году главный редактор газеты “Путь к коммунизму” Владимир Зырянов пригласил его в городскую газету. 

  • Валерий Фуражкин.
  • Новочебоксарску —60. Год 2020-й. Фото Валерия ФУРАЖКИНА
  • Встреча журналистов газеты “Путь к коммунизму” с Андрияном Николаевым в Звездном городке. Фото Валерия ФУРАЖКИНА