Гения породили передряги
12 апреля исполнилось 200 лет со дня рождения русского драматурга Александра ОСТРОВСКОГО. Он был поистине великим драматургом XIX века и одним из создателей современного русского театра. Постановки на его пьесы с удовольствием смотрят в театрах до сих пор. В том числе в Чувашии.
Биография и личность Островского на первый взгляд кажется несколько обыденной. Он не воевал, не дрался на дуэлях, не был в ссылках, не сидел в тюрьмах, не бывал при дворе. Но если вникнуть, окажется, что жизнь драматурга была достаточна любопытна. А творчество — непревзойденным.
Наученный сестрой
Родился Александр Островский 12 апреля 1823 года в Замоскворечье, недалеко от центра Москвы.
Отец Николай Федорович был сыном священника, семинаристом, который не стал батюшкой, а предпочел судейскую карьеру. Мать, Любовь Ивановна Саввина, умерла, когда Саше было восемь лет. Дальше его воспитывала мачеха Эмилия фон Тассен, она была учителем: преподавала детям музыку и языки.
У маленького Саши была своя Арина Родионовна — няня Авдотья Ивановна Кутузова: она и сказки рассказывала, и песни пела, и прибауток знала неисчислимое множество.
В детстве у Александра товарищей-мальчишек было мало. Свои детские годы он провел в компании любимой сестры Наташи, которая была всего на год младше, и ее подружек. Вместе с девочками он научился кроить и шить. Это умение помогло ему и в дальнейшем, когда было трудно с деньгами. Он сам шил панталоны для своего маленького сына.
Александр ОСТРОВСКИЙ, драматург:
— Хорошая пьеса понравится публике и будет иметь успех, но долго не продержится в репертуаре, если плохо разыграна: публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не саму пьесу; пьесу можно и прочесть. Интерес спектакля есть дело сложное: в нем участвуют в равной мере как пьеса, так и исполнение. Когда и то и другое хорошо, то спектакль интересен; когда же что-нибудь одно плохо, то спектакль теряет свой интерес.
Словесник в юристах
7 июня 1840 года Островский сдал последний экзамен в гимназии. Хотя он окончил класс девятым из одиннадцати в своей группе и не получил, как первые ученики, чина коллежского регистратора, зато ему было дано право поступать в университет без предварительных испытаний.
Но, несмотря на его желание избрать для дальнейшего учения словесный (историко-филологический) факультет, отец рассудил иначе. Он хотел, чтобы старший сын унаследовал его профессию. На казенный счет его бы не взяли, а от отца зависело купить ему студенческий мундир и шпагу и вносить за ученье в год по сорок рублей серебром.
К концу второго курса Островский начал пропускать лекции. Не отмечая у студента признаков усердия, факультет оставил его для повторного слушания курса. Делать это Островский особо не желал. Он полюбил театр.
Театральная страсть
У образованной Москвы 40-х годов XIX века было два любимых детища: университет и театр. Для московских студентов театр был чем-то большим, чем средство развлечения на свободный вечер. Это было почти студенческой привилегией, чем-то вроде прекраснейшей части университетских занятий. Артисты же знали, что они находят в профессуре и студентах лучшую свою публику, самых преданных и строгих ценителей их искусства.
Едва ли не все деньги, перепадающие от отца, Островский тратил на театральные билеты. Мало-помалу Островский знакомился с актерами и начал бывать за кулисами... И к концу второго семестра получил единицу по истории римского права. Как второгоднику ему грозило исключение. Он не стал ждать и сам подал прошение об уходе.
Подсмотрено в судах
Отец гневался сильно. Лишил материальной поддержки и тут же пристроил в Совестный суд: сюда обращались с исками родители против детей и дети против родителей, и суд пытался разрешить эти споры мировым соглашением.
Хотя Островский-младший не спешил показывать особых успехов по службе, отец при первой возможности перевел его в более солидное учреждение — Московский коммерческий суд, который мог стать для толкового юриста почетным и доходным местом. Московские купцы охотно брали деньги в кредит, раздавали направо и налево векселя, но очень не любили возвращать заемный капитал, предпочитая идти на риск фальшивого банкротства.
Низшим чиновникам Коммерческого суда не полагалось постоянного жалованья. “Не будь я в такой передряге, — говорил Островский, — пожалуй, не написал бы “Доходного места”.
И “Банкрота” бы не написал, и “Тяжелый хлеб”, и “Семейные картины”, и “Пучину”, и многое другое, добавим мы.
Счастье в бедности
В конце 1847 года по соседству с их домом наняли себе квартиру две сестры-мещаночки. Одна из них, Агафья Ивановна, приглянулась Островскому. О женитьбе на ней даже трудно было заикнуться отцу, тот обещал лишить наследства. А у них уже появился сын Алексей. Содержать его не было никакой возможности, и он был помещен в воспитательный дом.
Отец и слышать не хотел о браке, но Островский проявил твердость: когда отец вместе с мачехой и их малыми детьми выехал в недавно купленное поместье в Щелыково Костромской губернии, он привел в свой деревянный домик, стоявший рядом с отцовским, Агафью Ивановну, и они поселились вместе на 18 лет.
Молодые родители смогли взять своего сына Алексея из воспитательного дома. Так и жили. Перед малознакомыми людьми Агафья Ивановна не показывалась, никуда с Островским не выезжала. А с близкими друзьями была радушна, гостеприимна, всё, что было в печи, ставилось на стол с шутливыми приветами, с ласковыми приговорами.
Островский не только прислушивался к ее мнению, но и многое исправлял после того, как написанное прочитывал в ее присутствии.
Если гражданский муж сидел дома и писал, то на душе у супруги было спокойно, ходила она тихонько, и детей старалась увести в задние комнаты, чтоб не мешали. Стоит отметить, что все их дети, кроме Алексея, умерли в раннем возрасте.
Сама же Агафья Ивановна рано начала болеть. Трогательную заботу о ней драматург проявлял до самого последнего часа ее жизни.
В 1869 году, через два года после кончины Агафьи Ивановны, Островский обвенчался с актрисой Марией Васильевной Бахметьевой, которая родила ему четырех сыновей и двух дочерей.
Путь писателя
К 1846 году Островский задумал комедию “Несостоятельный должник”, которая в будущем получила название “Свои люди — сочтемся!”. На основании споров в судах он написал много сцен из купеческого быта.
В 1847 году он опубликовал в одном из номеров “Московского городского листка” пьесу “Картина семейной жизни” и очерк “Записки замоскворецкого жителя”. В том же году он прочел пьесу на вечере профессора Московского университета Степана Шевырева, который отметил выступление и поздравил всех с “появлением нового драматического светила в русской литературе”.
Комедию “Свои люди — сочтемся!” Александр Островский опубликовал в журнале университетского профессора Михаила Погодина “Москвитянин” в 1850 году. Пьесу одобрили Николай Гоголь и Иван Гончаров, однако московское купечество, обидевшись, пожаловалось начальству. Комедию запретили ставить, Островского уволили из суда и отдали под надзор полиции. Надзор сняли после того, как вместо Николая I к власти пришел Александр II, а пьесу допустили к постановке только через 11 лет — в 1861 году.
Первой пьесой Островского, которую поставили в театре, стала комедия “Не в свои сани не садись”. Ее показали зрителям Малого театра в 1853 году. Драматург сам репетировал вместе с актерами — помогал им вжиться в роли. С тех пор новые пьесы Александра Островского в течение 30 лет ставили на сценах московского Малого и петербургского Александринского театров.
Усердный труд
В 1859 году Островский напечатал первое собрание своих сочинений в двух томах. Уже в 1860-м в печать вышла знаменитая пьеса “Гроза”, которой известный русский критик Николай Добролюбов посвятил статью “Луч света в темном царстве”.
За “Грозу” Александра Островского в 1863 году наградили Уваровской премией и избрали членом-корреспондентом Петербургской академии наук.
В пьесах 1870–1880 годов драматург часто поднимал тему места и судьбы русской женщины в обществе. Она прослеживается в “Богатых невестах”, “Бесприданнице”, пьесах “Таланты и поклонники” и “Без вины виноватые”.
До самой смерти Островский был председателем Общества русских драматических писателей, организованного в 1874 году. В 1885 году его назначили начальником театрального училища и заведующим репертуарной частью московских театров.
Последней работой Александра Островского стал перевод трагедии “Антоний и Клеопатра” Уильяма Шекспира. Драматург ставил перед собой грандиозные планы, которые были выше его возможностей. 14 июня 1886 года Александр Островский умер от болезни сердца в своем костромском имении в селе Щелыково, которое сегодня посещают тысячи туристов. Подробнее о музее можно узнать на сайте museumschelykovo.ru.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати
Похожие публикации
- Человек на войне. Часть 3. Из плена домой
- Человек на войне. Часть 1. Иду за родину
- Включите свет! 150 лет исполнилось одному из величайших электротехнических изобретений
- У истоков народовластия: российский парламентаризм имеет чувашские корни
- Из книг убрать можно — из памяти народа никогда
- Навсегда живой. 220 лет тому назад, 22 ноября 1801 года, родился Владимир Даль