Что изменится в России с 1 декабря 2024 года

Главное — желание творить эту красоту

На мастер-классе со школьниками. Фото автораГлавное — желание творить эту красоту День чувашской вышивки Точки притяжения

На мастер-классе со школьниками. Фото автора

Любовь Вазюкова — заслуженный работник культуры ЧР, член Гильдии ремесленников ЧР.Главное — желание творить эту красоту День чувашской вышивки Точки притяжения

Любовь Вазюкова — заслуженный работник культуры ЧР, член Гильдии ремесленников ЧР.


Не первый год в Новочебоксарске работает арт-студия “Учимся вышивать чувашскую вышивку”. Ученики мастера народных промыслов ЧР Любови Вазюковой собираются в детско-юношеской библиотеке. Ко Дню чувашской вышивки они представили выставку своих работ: масмаки, платок жениха, салфетки и даже сумки-шоперы. 


В честь праздника в студии состоялся мастер-класс для учеников школы № 19. Школьники находили сходства и различия в орнаментах изделий прошлого столетия и современности. За время занятия освоили шов “шулам” и создали небольшие закладки с национальным орнаментом. 

Что продолжает удивлять мастерицу в чувашской вышивке? Об этом и не только Любовь Вазюкова рассказала по завершении мастер-класса.


О трудолюбии предков

“Я поражаюсь количеству и сложности этих вышивок, — говорит Любовь Вазюкова. — Это невообразимо. Как они, не имея ни бумаги, ни света — ничего, могли создавать такие сложные композиции. С пяти-шести лет девочек учили вышивке, и уже в подростковом возрасте они вышивали для себя, всей семьи, готовили приданое, начиная с платка жениха, обязательного атрибута. На смотринах определяли, какая перед ними мастерица. Вывешивали вещи, по которым судили, насколько она трудолюбива, готова ли к семейной жизни. Нам оставили это наследие, которые мы должны постараться сохранить. Большое внимание уделяем традиционным швам, которые почти утеряны.

Как вышивали в стародавние времена? Нитками, которые сами пряли и красили. Позже стали вышивать шелковыми нитками. Такие изделия сохранились до наших дней в первозданном виде. Ткань истлела, а вышивка осталась. Знали цену нитке, ткани и труду. Ничего не выбрасывалось, любая вещь кроилась оптимально экономично.


О родовом знаке тамга

Когда еще не было письменности, у каждого рода был семейный знак, который отразился и в вышивке. Например, если в семье знали, за кого выходит замуж девушка, она вышивала на одной половине платка жениха   свой родовой знак, а на другой — знак жениха. Кстати, тамгу наносили не только на одежду, но и на бытовые предметы, скотину — везде, где требовалось указать принадлежность рода, даже на надгробных камнях.


О завете Жачевой

Когда начала работать в “Паха тере”, вышивать уже умела, но хотела узнать как можно больше о значении орнаментов. Тогда стала обучаться у Евгении Жачевой. Причисляю себя к счастливому числу ее учениц, с благодарностью стараюсь следовать ее завету: “Люба, надо учить. Мы не навсегда пришли”. Этим и занимаюсь в настоящее время. Очень радуюсь успехам учеников, среди которых есть уже мастера.

Научиться вышивать могут все — при желании и старании, умении сосредоточиться над стежком. Это счетная гладь и счетная вышивка. Главное — желание творить эту красоту.


О наградах

Первый Гран-при во Всероссийском конкурсе народных мастеров декоративно-прикладного искусства “Русь мастеровая” я получила в 2010 году за вышитое полотенце “Фонтан дружбы”. А через пять лет уже второй раз получила Гран-при за покрывало невесты. Замысел этой работы у меня родился во время поездки с делегацией на родину Константина Иванова в село Слакбаш в рамках празднования 125-летия поэта. Во время торжества я подумала: неужели  не смогу в честь нашего земляка создать работу, достойную его. За две недели придумала и воплотила идею в жизнь, чему очень рада. Вышила еще портрет Нарспи для шестой персональной выставки, которая состоялась в 2021 году в Музее чувашской вышивки.


Еще раз о символике вышивки

Основных цветов пять. Черный — для контуров и росписи, красный — для заполнения контуров. Желтый — это цвет солнца, всего теплого, символ богатства. Зеленый — цвет травы, молодости. Голубой — цвет неба и чистоты. Чувашская вышивка имела сакральное значение. Ничего не вышивалось просто так: на воротнике — свои узоры, на рукавах, на подоле — другие. Символы были обережными. Например, кӗскӗ — атрибут женского наряда. Женщина кормит ребенка, она — мать семейства, оберегает свой очаг. И это, конечно же, отразилось в вышивке”.


ОТКЛИК

Светлана Яковлева, ученица арт-студии:

— Спасибо руководителю арт-студии Любови Вазюковой и сотрудникам библиотеки за мастер-классы и организацию выставки. Всем вышивальщицам желаю творческих взлетов и неиссякаемой энергии, быстрых стежков и новых свершений!


О МАСТЕРЕ

Любовь Вазюкова — заслуженный работник культуры ЧР, член Гильдии ремесленников ЧР, победитель российских и республиканских конкурсов, обладатель Гран-при конкурса народно-художественных промыслов “Русь мастеровая”, член Совета культуры Чувашского национального конгресса.

Любовь Вазюкова приняла участие в создании вышитой карты Чувашии. Один из 21 фрагмента (а именно Чебоксарский округ) Любовь Степановна создавала вместе с мастером народных художественных промыслов Чувашии Анастасией Андреевой.

Татьяна Лаврентьева
  • На мастер-классе со школьниками. Фото автора
  • Любовь Вазюкова — заслуженный работник культуры ЧР, член Гильдии ремесленников ЧР.