Что изменится в России с 1 октября 2024 года

Как разбудить патриотов

Александр ВАСИЛЬЕВ из Новочебоксарска сейчас служит в Президентском полку. Александр на посту № 1 у Вечного огня в Александровском саду.Как разбудить патриотов патриотизм

Александр ВАСИЛЬЕВ из Новочебоксарска сейчас служит в Президентском полку. Александр на посту № 1 у Вечного огня в Александровском саду.

1 августа Александр стоял в охранении, когда Президент РФ Владимир Путин встречал граждан России, вернувшихся на Родину в результате обмена.  Как разбудить патриотов патриотизм

1 августа Александр стоял в охранении, когда Президент РФ Владимир Путин встречал граждан России, вернувшихся на Родину в результате обмена.

Фото kremlin.ruКак разбудить патриотов патриотизм

Фото kremlin.ru

Валерий ДАНИЛОВ из школы № 12Как разбудить патриотов патриотизм

Валерий ДАНИЛОВ из школы № 12

Александр НИКОЛАЕВ — наставник кадетских классов в Новочебоксарском кадетском лицее. Как разбудить патриотов патриотизм

Александр НИКОЛАЕВ — наставник кадетских классов в Новочебоксарском кадетском лицее.

Михаил СОРОКИН из школы № 5 Как разбудить патриотов патриотизм

Михаил СОРОКИН из школы № 5

Военный комиссар Новочебоксарска Сергей БАРАНОВ.Как разбудить патриотов патриотизм

Военный комиссар Новочебоксарска Сергей БАРАНОВ.


0

Предмет “Основы безопасности жизнедеятельности” в школьном расписании теперь называется “Основы безопасности и защиты Родины”. В канун Дня учителя мы собрали в редакции газеты “Грани” преподавателей ОБЗР, чтобы поговорить о патриотизме. 


СПРАВОЧНО

Мы пригласили на круглый стол тех, кого можно назвать школьными военруками, и каждому из них есть что сказать по заявленной теме. 

  • Валерий ДАНИЛОВ из школы № 12 в течение 27 лет учил ребят тому, что теперь обозначено как “Защита Родины”. В этом учебном году он не преподает, находится на заслуженном отдыхе. 
  • Александр НИКОЛАЕВ — наставник кадетских классов в Новочебоксарском кадетском лицее. 
  • Михаил СОРОКИН из школы № 5 увлекается спортивным туризмом и ребят учит тому же. 
  • Воспитанники Сергея СПИРИДОНОВА из школы № 16 на протяжении ряда лет становятся призерами и победителями всероссийского этапа олимпиады по предмету. 
  • Мы также попросили принять участие в круглом столе военного комиссара Новочебоксарска Сергея БАРАНОВА.


Складывается из мелочей

— Защита Родины, вероятно, подразумевает воспитание в школьниках чувства патриотизма. Что вы понимаете под этим понятием?

В. Данилов: В начале семидесятых годов прошлого века, когда я учился в старших классах, начальную военную подготовку в школе № 4 Новочебоксарска вел Николай Петрович Якимов. Это были первые уроки НВП в городе. Сам он был участником Великой Отечественной войны и за дело взялся со всей серьезностью. Например, на его уроки мы приходили в стилизованной военной форме.

Конечно, форма — это лишь один из элементов, воспитывающих патриотизм. И все же нельзя проводить такие уроки, когда ученики жвачку жуют или в телефоне “зависают”. Большое начинается с мелочей.

Помню другой случай. Стали в школах возрождать хорошие начинания, тот же комплекс ГТО. Раздали плакаты для школ. Я не стал его размещать, так как на плакате был нарисован мальчик, стреляющий из американской винтовки М-16.  Вот такие, казалось бы, мелочи могут погубить большое дело.

В течение более чем десяти лет наши дети росли в убеждении, что в России нет ничего хорошего, что гордиться нам нечем и незачем.

— Но мы ведь эти времена преодолели и сейчас всё по-другому?

М. Сорокин: Сейчас то потерянное поколение привело в школу уже своих детей. Зачастую приходится воспитывать не нынешних школьников, а их родителей. Очень пагубна, например, такая нигилистическая позиция: учитель говорит не то, что думает, а то, что ему положено вещать по должности. И такое отношение ребенок ведь не сам придумывает, это он несет из семьи.   


С чего начинается Родина

— Так что же такое патриотизм?

М. Сорокин: Любовь к своей стране. А она, в свою очередь, подразумевает любовь к родителям, семье, а еще к земле, на которой мы родились и живем. Эти основы не зависят от политической обстановки. Я много где побывал в своей жизни, много где жил, но в итоге где родился, там и пригодился.

С. Баранов: Я бы еще добавил к понятию патриотизма не просто любовь к месту, где родился и живешь, не просто гордость за родную страну, но и готовность к самопожертвованию. Понимание, что твоя собственная жизнь ценна, но и ее можно отдать, чтобы жила твоя Отчизна, твои близкие. Если говорить о прошлом, то таких примеров достаточно. Взять хотя бы первого Героя Советского Союза из Чувашии, танкиста Вячеслава Винокурова.

Сегодня уже четыре человека из Чувашии удостоены высокого звания “Герой России”.  К сожалению, все посмертно. Среди них Дмитрий Семенов, которого мы считаем своим, потому что он тренировался в спорткомплексе Новочебоксарска.

В. Данилов: В прошлом году на сборах в детском лагере “Звездный” мы наблюдали настоящее проявление патриотизма во время заключительного концерта. Никто ребят не заставлял кричать “Россия” и подпевать патриотическим песням. Если бы в ту минуту потребовалось жизнь отдать за Родину, все бы согласились.

С. Спиридонов: Патриотизм в ребятах есть, но во многих он просто дремлет. Это чувство нужно разбудить.

— Каким образом?

А. Николаев: Помимо своих кадет, я работаю с ребятами из школ № 4 и 20. Использую практический подход. Начинаем с изучения тактико-технических характеристик автомата Калашникова, затем следует его сборка-разборка. Ребята всегда проявляют к этому интерес. Скажу больше, мы в кадеты не посвящаем, пока пятиклассник не выполнит норматив — разборку и сборку автомата Калашникова за 36 секунд. Девочкам, конечно, послабление — 1 минута. Все остальное: навыки пожарно-спасательные, спортивно-туристические — будут уже на втором этапе, как и стрельба в тире.

Я бы выделил еще один важный компонент патриотического воспитания — уважение к отцу.

С. Спиридонов: Те ребята, которые попадают на всероссий­ский этап олимпиады ОБЖ (сейчас ОБЗР), все стопроцентные патриоты России. Тому два объяснения. Во-первых, чтобы попасть в финал, ребятам нужно пройти серьезную школу, многому научиться, многое узнать. Во-вторых, на финал, считаю, приезжают лучшие дети страны. Самые талантливые, самые мотивированные, безусловно, одаренные. Общение в таком кругу всегда оказывает на наших учеников неизгладимое впечатление. 

— Это всегда кадеты?

С. Спиридонов: Необязательно, хотя кадетское образование эффективно в воспитании патриотов. В течение года кадеты участвуют в различных событиях: состязаются в бальных танцах, стоят на посту у Вечного огня и у других памятников в Новочебоксарске.

А. Николаев:  На пост попадают самые достойные, и есть настоящая конкуренция, чтобы тебя выбрали и выделили из всего класса. Ребята борются за это право. Потом признаются, что ощущения особые, до мурашек по коже.


Память поколений

С. Баранов: Патриотизм начинается в раннем детстве, когда ребенок узнает о своих прадедах, которые воевали в Великую Отечественную войну и победили фашизм. Когда-то ветераны войны ходили в школы, встречались с детьми. Потом это делали ветераны Афганистана.

 Сейчас мы на всех площадках стараемся привлечь ветеранов СВО для этой же деятельности. В школах открываются парты героев — примеры мужества и героизма российских солдат. 

Если не заниматься патриотическим воспитанием, то пример Украины показывает, как за короткое в общем-то время можно переформатировать сознание целого поколения.

М. Сорокин: Правильно воспитывать детей нужно с самого раннего возраста. Наши кадеты-старшеклассники ходят в детские сады и проводят занятия с дошколятами. Учитель столько не сможет дать, сколько старший товарищ своим примером.

Хочу упомянуть также “Разговоры о важном” и поднятие флага по понедельникам. У нас оно происходит на улице. Звучит гимн, и практически все школьники исполняют его. А проезжающие в это время по ул. Комсомольской машины сигналят в знак приветствия.


Что следует сделать

С. Баранов: Ситуация с патриотическим воспитанием в Новочебоксарске не одинаковая. Где-то лучше, где-то хуже. Что хочу подчеркнуть: на одних плакатах патриотизм не воспитаешь. Обязательно нужны примеры, достойные подражания. Они есть, и о них нужно рассказывать. Будем активнее привлекать участников СВО для этого.

А. Николаев: Самое перспективное направление — это практические занятия. И проводить их нужно со всеми школьниками, начиная хотя бы с седьмого класса, а не только в кадетских классах. 

С. Спиридонов: Не только в предмете ОБЗР, но и во всех остальных нельзя переоценить роль патриотического воспитания. В первую очередь это, конечно, история и литература. Но и на уроках физики, математики, химии можно рассказывать о наших выдающихся ученых, внесших значительный вклад в мировую науку. 

М. Сорокин: Говорят, если человека, который занимается спортивным туризмом, научить стрелять, получится готовый разведчик. 



  • Александр ВАСИЛЬЕВ из Новочебоксарска сейчас служит в Президентском полку. Александр на посту № 1 у Вечного огня в Александровском саду.
  • 1 августа Александр стоял в охранении, когда Президент РФ Владимир Путин встречал граждан России, вернувшихся на Родину в результате обмена.
  • Фото kremlin.ru
  • Валерий ДАНИЛОВ из школы № 12
  • Александр НИКОЛАЕВ — наставник кадетских классов в Новочебоксарском кадетском лицее.
  • Михаил СОРОКИН из школы № 5
  • Военный комиссар Новочебоксарска Сергей БАРАНОВ.