Каким будет второе слово ребенка?
Составление рассказа по сюжетной картинке является особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка. Воспитанники детского сада № 17 идут к этому навыку шаг за шагом по технологии ТРИЗ. Фото из архива ДС № 17
Сотрудники Детско-юношеской библиотеки Новочебоксарска читают для группы “Карапузики” сказки, разучивают с малышами потешки. Фото ДС № 12
На днях я стала свидетелем следующей картины. Молодая мама с двумя детьми, пробираясь по засыпанному рыхлым снегом тротуару, в самых ярких выражениях, которые не позволяет употреблять цензура газеты, высказывалась о состоянии дороги. Здесь речь могла пойти о последствиях непогоды или о неисполнении своих обязанностей управляющей компанией, если бы старшая девочка, а ей едва исполнилось три года, слово в слово с той же интонацией не повторила за мамой.
Конечно же, ребенок не понимал значения сказанного, лишь копировал своего родителя. Это показательный, однако далеко не из ряда вон выходящий случай. Употребление ненормативной лексики взрослыми и, как следствие, их детьми происходит из-за неумения выражать свои мысли и чувства грамотно и культурно.
Мы привыкли общаться короткими сообщениями, картинками и смайликами в мессенджерах, получаем информацию из сомнительных источников, предпочитая новостную ленту в соцсетях официальным СМИ и научным публикациям. Да что там говорить, если на рекламных щитах в городе можно увидеть кучу ошибок? А ведь культура речи диктуется обществом.
И что в итоге? По данным Министерства просвещения России, 87% детей дошкольного возраста имеют нарушения речи.
По опыту изобретателей
На данную проблему обратили внимание воспитатели новочебоксарского детского сада № 17 “Чебурашка”. Более 10 лет в дошкольном учреждении реализуется проект “Растем и развиваемся с ТРИЗ-технологией”. И в этом году было решено отдать предпочтение именно речевому развитию дошкольников.
ТРИЗ, или технология решения изобретательских задач, была разработана советским ученым Генрихом Альтшуллером в 50-е годы прошлого века и представляла собой обобщенный опыт изобретательства и изучения законов развития науки и техники. В последние десятилетия эта методика стала востребованной в детских садах.
- Людмила ШЕВЕРТАЛОВА, старший воспитатель детсада № 17:
— Цель ТРИЗ не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Сама технология имеет концепцию “Творчество во всём”. А речевое творчество включает в себя не столько интонационную выразительность, сколько большой словарный запас.
Три этапа ТРИЗ
Согласно технологии решения изобретательских задач, развитие образной речи у дошкольников происходит в три этапа. На первом они учатся сравнению, на втором — составлению загадок, на третьем — построению метафор.
Сравнение происходит по нескольким признакам. Например, по цвету: цыпленок такой же желтый, как солнышко. Или по форме: цыпленок такой же круглый, как яблоко. ТРИЗ выделяет 18 признаков предметов, и чем больше ребенок сможет назвать свойств объекта, тем больше развита у него речь, поясняет старший воспитатель.
На втором этапе происходит обратный процесс. Используя разные характеристики, дошкольник сочиняет загадку: “Желтый, но не солнышко. Круглый, но не яблоко. Пищит, но не мышка. Кто это?” Метафоры — это те же загадки, только более образные. Например, лиса такая же рыжая, как огонь, живет в лесу. Получается — огонь в лесу. Красивое сравнение, не правда ли?
Потом ребята пробуют составлять рифмы и учат стихотворения. “Многие родители, да и воспитатели тоже, забывают, что у ребенка мышление не образное, как у взрослых, а наглядное, он понимает только то, что видит. Поэтому мы используем такие методики, как мнемотехника и заучивание стихов по ТРИЗ-технологии. Смысл заключается в том, чтобы сделать таблицу с кодовыми словами или рисунками, которые станут подсказкой для ребенка, и зашифровать всё стихотворение”, — рассказывает старший воспитатель детсада № 17 Людмила ШЕВЕРТАЛОВА.
Пример для России
“Технология ТРИЗ универсальна и может быть использована в любом направлении работы с дошкольниками. Она развивает инженерное мышление, учит смотреть на предмет с разных сторон, — говорит заведующая детским садом № 17 Ольга ВОДЯНОВА. — Дети мыслят шире и способны найти выход из любой сложившейся ситуации. Им проще ориентироваться в быстро меняющемся мире взрослых, приспосабливаться к новым условиям, что-то придумывать, изобретать.
Наш детский сад является победителем республиканского конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационную образовательную программу. И опыт работы транслируется по всей России. Третий год мы проводим методическое объединение воспитателей города Новочебоксарска, работающих по ТРИЗ-технологиям. На прошлой неделе у нас прошло первое в этом году заседание, на котором педагоги посетили мастер-классы по развитию у детей образного мышления и речи”.
В помощь родителям
“Если коверкание слов является естественным процессом, называемым речевым творчеством, а повышение количества сленговых выражений происходит из-за влияния интернета, то наиболее распространенной ошибкой со стороны родителей является минимизированное общение с ребенком”, — замечает Людмила Шеверталова.
Не надо забывать, добавляет она, что воспитатель лишь помощник родителя. Детский сад № 17 тесно взаимодействует с папами и мамами, проводит открытые занятия, на которых наглядно демонстрирует технологию ТРИЗ, консультации с логопедом, викторины для всей семьи. Воспитанники занимаются проектной деятельностью и ежегодно участвуют в конкурсе “Я — исследователь”.
Чтение — лучшее учение
Приобщать детей к чтению с раннего детства — это тоже прекрасный способ увеличить словарный запас чада. Многие новочебоксарские детские сады являются участниками городского проекта “Подарите детям чтение доброго”, о котором мы однажды уже рассказывали вам на страницах газеты.
В детском саду № 12 “Золотой ключик” проходит реализация похожего библиотерапевтического проекта “Дорогою добра” с помощью сетевого взаимодействия с Детско-юношеской библиотекой города Новочебоксарска.
“В рамках данного проекта мальчики и девочки знакомятся с авторами детских книг и их творчеством, делают иллюстрации к прочитанным произведениям, в игровой форме анализируют сказки и рассказы. Литературные произведения для дошкольников имеют огромное воспитательное, познавательное и эстетическое значение. Они расширяют знания об окружающем мире, развивают мышление, воображение и речь. Недаром народная мудрость гласит: чтение — лучшее учение”, — рассказывает воспитатель Ирина ПАВЛОВА.
Следом за нынешними первоклассниками, выпускниками группы “Лесная полянка”, в проект вступили “Карапузики”. С сентября прошлого года сотрудники библиотеки ежемесячно посещают малышей, совместно с педагогами детского сада проводят инсценировки сказок, читают детям книги и разучивают потешки.
О первой книге
Воспитатели подчеркивают, что художественная литература входит в жизнь дошкольника только посредством взрослого.
И от того, как это произойдет, зависит, станет ли чтение книг источником ярких эмоциональных переживаний, познания себя и окружающего мира или останется навязанной необходимостью.
Трепетное отношение к книге может стать хорошей семейной традицией. А детский сад ее поддержит.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати