Что изменится в России с 1 февраля 2024 года

Само не пройдет. Речевых групп в детских садах стало больше

Фото из архива ДОУ № 27Само не пройдет. Речевых групп в детских садах стало больше патологии развития речи

Фото из архива ДОУ № 27


0

С каждым годом растет количество детей, которые нуждаются в помощи логопедов. Специалисты говорят, что патологии развития речи становятся все более сложными. В чем причина этого? Почему так важно решить речевые проблемы еще до школы? На эти и другие вопросы газете “Грани” ответила учитель-логопед детского сада № 27 Татьяна Диомидова.

Мама понимает, другие — нет
— Татьяна Дмитриевна, ваш детский сад специализируется на познавательно-речевом развитии детей. Вы и ваши коллеги каждый год проводите обследование воспитанников подготовительных групп всех детсадов города. Какие нарушения речи сегодня встречаются чаще всего?

— Мы видим, что из 20 воспитанников подготовительной группы только у семерых речевое развитие соответствует норме. Они правильно произносят все звуки, слова со сложной слоговой структурой, такие как библиотека, фотограф, велосипедист. Остальные имеют те или иные нарушения речи. У некоторых детей страдает не только звукопроизношение, но и фонематическое восприятие, то есть они не различают на слух близкие по акустическому, артикуляционному укладу звуки: б-п, к-г, в-ф. А значит, будут путать эти буквы при письме. 
Дети, которые имеют полиморфные нарушения речевого развития: не выговаривают несколько групп звуков, у них очень бедный словарный запас, нарушен фонематический слух, — как правило, направляются в речевой детский сад. Если такому ребенку не помочь, в школе он будет испытывать очень большие трудности. Но самое интересное, что в первом классе они могут учиться вполне успешно, так как оценок еще не ставят. И родители детей с речевыми нарушениями не осознают всей глубины проблемы, а начинают беспокоиться только во втором классе, когда ребенок приносит двойки по 
русскому языку и чтению. 
Многие мамы, когда впервые приходят с детьми в наш детский сад, говорят об одном: моего ребенка не понимают сверстники. Он хочет играть, общаться, но не может. Недоразвитие речи тянет за собой и познавательную сферу. Как сказал английский философ Джексон: “Речь — это повозка, на которой едет мышление”.
— Почему такие нарушения возникают? 
— Причин много. Важен каждый этап развития ребенка, начиная с зачатия. В первый триместр беременности закладывается нервная система плода, в последний триместр формируется головной мозг. Проблемы со здоровьем матери во время беременности, курение, стрессы — все это неблагоприятные факторы. Опасны асфиксия, гипоксия плода и другие осложнения в родах. Определенную роль играет и наследственность. Самое важное для нормального развития ребенка — это его здоровье.

Зеркало мышления
— Как родители могут заметить, что с ребенком что-то не так?

— Наблюдать за ним внимательно. Например, если малыш в два месяца не фиксирует взгляд на игрушке, не откликается на звучащий предмет, это повод обратиться к невропатологу.
В 4-5 месяцев появляется лепет. К одному году ребенок должен говорить десять слов, а после полутора лет — произносить простые фразы. К двум годам словарный запас ребенка составляет 20-40 слов, а к трем — 1000-1500 слов. Подробнее о периодах речевого развития можно почитать на профессиональном сайте logopediacentr.ru.
Если замечаете отставание, не откладывая обращайтесь к педиатру и неврологу. Не надо думать, что с возрастом все само как-то исправится. Своевременная помощь специалиста помогает преодолевать многие трудности. Важно помнить, что речь — это отражение нашего мышления: если “хромает” одно, то, скорее всего, есть проблемы и со вторым.
— Нужно ли приводить малыша к логопеду до трех лет?
— Думаю, нет, потому что с физиологической точки зрения у ребенка еще не настолько развит артикуляционный аппарат, он недостаточно владеет своим язычком и губами, чтобы заниматься постановкой звуков. В этом возрасте нужно заниматься развивающими играми. Обязательными должны стать гимнастика для пальчиков и языка. Всё вместе значительно улучшит произношение.
— Какие занятия помогут родителям обогатить речь детей?
— Общайтесь с ребенком эмоционально, заинтересованно с самого рождения. Рассказывайте ему сказки, пойте прибаутки, вспомните потешки — так мы развиваем слуховое восприятие и внимание. Играйте в бабушкины пальчиковые игры, такие как “Сорока-белобока”, “Ладушки”, “Идет коза рогатая”. “Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев”, — говорил В.А.Сухомлинский.
Когда ребенок подрастет, доставайте карандаши, кисточки и краски, пластилин. Но повторю, что самое главное — это здоровье. Если ребенок здоров, он готов вас слушать, воспринимать, взаимодействовать, а значит, и развиваться. Поэтому так важно подолгу гулять, активно играть на свежем воздухе, это спасение от кислородного голодания, которое не дает мозгу полноценно работать. Активные игры развивают моторику и координацию. Ребенок пошел, коляску — в сторону: пусть ходит сам, больше двигается, так как через моторику запускаются речевые процессы. 

Каждому ребенку — по мячику!
— Что такое крупная моторика? Она тоже важна?

— Это наша физическая сила, то, насколько мы устойчивы, насколько скоординированы наши действия. У физически крепких детей, как правило, хороший артикуляционный аппарат, и у них более устойчивая нервная система, а значит, и все психические функции будут сохранены.
В подвижные игры на природе дети играют сейчас очень мало. Они не знают игр с мячом, не умеют бросать его и ловить. А между тем игры в мяч при всей своей простоте и доступности — кладезь развития моторики и координации. Это понимают специалисты, а родители далеко не всегда.
— Помощь родителей в работе логопеда важна?
— Моя работа с ребенком — это только 30 процентов успеха. Остальное зависит от родителей и воспитателей, так как в нашем детском саду на результат работает вся команда педагогов. Благодаря огромному опыту наших специалистов и поддержке руководства комп­лекса нам удается за тот год, который ребенок ходит к нам, сделать многое.
В этом учебном году в нашем детском саду открыли еще одну — седьмую — группу. И в родительской среде меняется отношение к речевым детским садам. Мамы и папы сами приходят, просят принять их ребенка, потому что наши программы доказывают свою эффективность. И мы делимся опытом, проводим мастер-классы для педагогов в нашем комплексе, приходим в другие детские сады.

Убираем гаджет — берем книгу
— Что для вас результат? Когда ребенок из речевой группы идет в обычную школу?

— Все выпускники нашего детского сада идут в обычные школы. Но, для того чтобы закрепить достигнутый результат, нужно развивать преемственность: мы должны передать нашего ребенка школьному логопеду, но не во всех школах сегодня есть такой специалист.
— Посоветуйте, на что обратить внимание родителям будущих первоклассников?
— К первому классу ребенок должен правильно произносить все звуки речи, слова со сложной слоговой структурой. Проверьте, слышит ли он правильно звуки, умеет ли находить те или иные звуки в словах, определять место звука в слове. Помочь могут простые игры в слова. Например, по­просите детей хлопнуть в ладоши, когда они услышат заданный звук в произнесенном вами слове. Обычно дети любят такие игры. 
Правильно держать карандаш и кисточку, умение ориентироваться на листе бумаги, следовать инструкции, соблюдать правила — все это важно для будущего школьника. Лепите из пластилина, учите стихи (только подбирайте их по возрасту). Лучше минимизировать время с гаджетами — не более 20 минут для дошкольника.
Читайте детям, это развивает их слуховое восприятие и фантазию, эмоционально обогащает. Чтение художе­ственной литературы полезно для развития многих психических функций человека. Оно помогает нарастить словарный запас, научиться рассуждать, анализировать, но при условии, что мы выбираем хорошие книги. Порекомендую для чтения вслух рассказы Евгения Чарушина и Льва Толстого. Они хороши тем, что написаны языком, от которого мы уже отвыкли. Но именно то, что сложно, развивает наш мозг.


 

  • Фото из архива ДОУ № 27