Копите успехи в папочке
Уже не первый год учащимся школ рекомендовано собирать портфолио. О том, что это такое и зачем нужно ребятам, рассказал старший методист МКУ “Центр финансово-производственного обеспечения и информатизации Новочебоксарска” Антон ШИРШОВ.
Структура “портфеля достижений”
“В представлении обывателя портфолио — набор грамот, которые ученик получил в школе, кружке, спортивной секции... Возможно, в случае с учениками младших классов дело обстоит именно так. Однако настоящее портфолио старшеклассника подразумевает несколько составляющих, в том числе документы, творческие работы и отзывы.
К документам можно отнести все полученные школьником грамоты и дипломы за победы в интеллектуальных, спортивных и творческих соревнованиях.
Портфолио работ представляет собой собрание различных творческих и проектных исследований ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений.
Наконец, отзывы включают в себя как характеристику отношения школьника к различным видам деятельности, написанную учителями, родителями, педагогами дополнительного образования, так и письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов. Например, в виде эссе, резюме.
Зачем это нужно?
Если результаты учебной деятельности школьника собраны в классном журнале, то единого документа, рассказывающего о склонностях ученика, его успехах в тех или иных делах, кроме портфолио, не существует. Его основной смысл — показать все, на что способен ребенок. Одна из практических функций — помочь старшекласснику выбрать профильный класс.
Безусловная польза составления портфолио заключается в cмещении акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет лучше сверстников. Кроме того, оценка заменяется на самооценку. В результате школьник учится ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
При поступлении в вуз
Конечно, с появлением ЕГЭ значение портфолио снизилось. Однако для людей творческих (музыкантов, художников, танцоров...) портфолио по-прежнему может оказать влияние на решение приемной комиссии вуза, поскольку в качестве накопительной оценки отражает устойчивые и долговременные образовательные результаты, компенсируя эффект случайного успеха или неуспеха в ситуации экзамена”.
Мы попросили рассказать, как работает система портфолио в условиях конкретного учебного заведения, директора гимназии № 6 Веру Вавилову: “В нашем учебном заведении принято Положение о портфолио. Если вкратце, то содержимое портфолио является одним из основных критериев при вручении ежегодного вымпела “Гордость гимназии”. На стипендию главы администрации “За особую творческую устремленность” могут претендовать лишь учащиеся, достигшие 14 лет и имеющие в своем портфолио победы в конкурсах. Наконец, успехи в той или иной деятельности могут играть роль при приеме в 10-й профильный класс, поэтому их также желательно иметь в “портфеле достижений”.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати