Пластилин и конструктор против смартфона
Двухлетний малыш пытается раздвинуть пальцами картинку в книжке подобно тому, как он увеличивал ее в смартфоне. Бумажная книжка, само собой, не поддается, отчего ребенок плачет.
Этот реальный случай дал повод задуматься о “цифровизации” наших детей, о том, какие опасности таит данный процесс, а может, и о том, какие преимущества он даст в будущем.
Для обсуждения темы “Грани” пригласили за круглый стол начальника отдела дошкольного и общего образования Минобразования ЧР Антона ШИРШОВА, начальника отдела образования администрации Новочебоксарска Светлану РОДИОНОВУ, директора Центра мониторинга образования Альбину ЭНДЮСЬКИНУ и начальника отдела психолого-педагогического сопровождения ЦМО Ольгу ПАШКОВСКУЮ.
Кроме того, заведующих детскими садами № 34 Екатерину ГОЛУБЕВУ и № 47 Ирину КОШКИНУ, педагога-психолога детсада № 1 Елену ВИЗГИНУ и учителя начальных классов гимназии № 6 Галину ЯКОВЛЕВУ. В разговоре приняла участие и председатель комиссии по образованию городского Собрания депутатов Наталия КОЛЫВАНОВА.
Гаджеты в садике
А.Эндюськина:
—Еще вчера проблемы, которую мы обсуждаем, просто не существовало. Как оказалось, жизнь меняется очень стремительно. С чем сталкиваются воспитатели детских садов сегодня, могут рассказать заведующие образовательными учреждениями.
И.Кошкина:
— С одной стороны, без компьютерных технологий современную жизнь представить невозможно. С другой, по требованиям СанПиН дошкольникам разрешается проводить не более 10-30 минут, в зависимости от возраста, за компьютером (планшетом, сотовым телефоном) в день.
Журналист:
— А в вашем детском саду детям разрешено приносить с собой планшет или крутую модель сотового с играми?
И.Кошкина:
— Это не приветствуется, хотя запрета как такового нет. Уделить время показу какой-то игры в сотовом телефоне можно лишь в самом начале дня, да и то минут 5-10, не больше. Потом просто некогда, так насыщен распорядок дня: утренняя гимнастика, завтрак, обучающие занятия, игры на свежем воздухе, тихий час...
Другое дело, когда воспитатели просят ребенка выполнить какое-то задание вместе с родителями для реализации детского проекта или подготовки к предстоящему занятию, и тот приносит ноутбук, чтобы показать результаты совместного творчества. Такое в выпускных группах поощряется.
Е.Голубева:
— Я категорически против того, чтобы ребенок приносил гаджеты в детский сад. В моей практике был случай, когда у воспитанника подготовительной группы была настоящая зависимость от телефона. Он редко ходил в детский сад, при попытке забрать аппарат начинал вести себя очень агрессивно.
При разрешении таких ситуаций необходимо взаимодействие педагогов и родителей. В данном случае общего языка найти не удалось. В течение дня мальчик занимался, играл, но когда приходил домой, получал планшет или сотовый и остаток дня проводил время с ними. Родителям так было легче.
Это лишь один случай, а общая тенденция такова, что родители недостаточно разговаривают со своими детьми. Вместо этого включают им мультфильмы, дают игры на планшете или сотовом, сами же занимаются своими делами. Так легче, но в результате стало очень много детей, нуждающихся в помощи логопеда.
Экран и реальность
Журналист:
— Хорошо, забрали планшет у ребенка. Что взамен?
О.Пашковская:
— В дошкольном и младшем школьном возрасте альтернативой гаджетам должно стать общение с родителями. Не просто 15-минутный разговор “ни о чем”, а совместная деятельность. Рисование, изготовление поделок, просмотр и обсуждение детского мультфильма...
К примеру, в этом возрасте очень важно развитие мелкой моторики. Ну так собирайте вместе пазлы! Только учтите, что это же действие, выполняемое на экране планшета, мелкую моторику, увы, не развивает.
Был однажды такой случай: на комиссии ребенку предложили собрать картинку из частей. Подобные задания в компьютере малыш выполнял легко, однако собрать пазл из реальных кусочков не смог, потому что мозг по-разному воспринимает эту задачу при работе с экраном и в реальности.
Пазлы — развивающая игра для детей разного возраста, просто маленьким нужны картинки из деталей покрупнее, с небольшим количеством фрагментов, старшие же способны собирать более сложные головоломки.
Разговаривайте с детьми!
Г.Яковлева:
— Ребенок учится тому, что видит в дому. Чаще всего зависающие в телефоне дети просто копируют поведение своих пап и мам, это своего рода их зеркальное отражение. Поэтому не стоит ругать их за это, взрослым лучше обратить внимание и что-то изменить в себе, в своем поведении.
За 30 лет замечаю, что дети во многом остались теми же. А вот родители изменились. Может, в том виноваты социальные сети? Парадокс, но некоторые мамы и папы могут три часа просидеть в Интернете, читая советы по воспитанию детей или проводя время на форумах, посвященных этим вопросам, при этом их собственное чадо мается бездельем где-то неподалеку.
С.Родионова:
— Бесконтрольное времяпрепровождение у экрана чревато заболеваниями зрения в первую очередь. И это еще не самое страшное. Хуже, что страдает неокрепшая психика ребенка: он начинает путать виртуальность с реальностью. К чему это может привести, известно.
С детьми надо разговаривать. О чем? По дороге из детского сада спросите ребенка не то, чем его сегодня кормили, а что интересного сын или дочь сегодня узнали, как прошел их день.
Что можно делать с ребенком вместе? Да все что угодно: ходить на рыбалку или в кино, смотреть футбол по телевизору или варить с мамой суп. Дайте дошкольнику посильное задание: отмерить количество крупы или помыть морковь, найти гайку подходящего размера в коробке... У родителей есть всего несколько лет, пока малыш рвется помогать отцу и матери, и нужно использовать это время грамотно.
Школа для родителей
А.Эндюськина:
— Второй год в Новочебоксарске отделом образования совместно с Центром мониторинга образования и гимназией № 6 проводятся занятия “школы для родителей”. Прийти и послушать полезную для себя информацию могут родители детей разного возраста, от совсем маленьких до старших подростков.
Занятия проводятся два раза в месяц в гимназии № 6, мы приглашаем на них всех желающих.
С.Родионова:
— Обращаясь к психологам, родители должны настраиваться на совместную работу. Такого, чтобы психолог щелкнул пальцами и все волшебным образом переменилось, не бывает.
Е.Визгина:
— Практически каждый год ко мне, как к педагогу-психологу детсада № 1, обращаются родители воспитанников подготовительных к школе групп с одной и той же просьбой и проблемой: помогите отучить ребенка от зависимости к компьютерным играм! Обычно потом выясняется, что играми увлекается один из родителей или родственников и проводит за компьютером чуть ли не каждый вечер.
Очень часто мамы и папы просто не видят, что ребенок в таком случае лишь копирует поведение взрослого члена семьи. Сначала родители “отодвигают” сына или дочь, потому что им так удобно, и начинают замечать возникшую проблему в отношениях лишь тогда, когда ребенок перестает слушать и соответственно слышать отца и мать.
Игра, как ведущий вид деятельности, весьма важна в дошкольном возрасте, поэтому совместное игровое общение ребенка и взрослого не заменят никакие компьютерные игры, игры на планшетах или в телефонах. Они лишь отодвинут процесс актуальной для детства коммуникации на второй план.
А.Эндюськина:
— Проблема, которую мы сегодня обсуждаем, весьма волнует педагогическую общественность города. В Новочебоксарске реализуется множество самых разных, полезных проектов. Один из них, в котором участвует половина детских садов, называется “Будущих родителей растим с детства”. Другой, совместный с библиотеками, “Подарите детям чтение доброго”. Однако усилий одних педагогов недостаточно, нужна помощь и родителей.
А.Ширшов:
— В России тема излишней “цифровизации” как дошкольников, так и школьников стоит не менее остро, чем в Чувашии и Новочебоксарске. Появляются определенные инициативы по запрету наличия у ребенка гаджетов во время учебных занятий, но какой-то нормативной базы по этому поводу нет, все решается на уровне конкретного учреждения. Надо, конечно, признать, что сейчас уже простым запретом эту проблему не решить. Необходимо замещать общение с компьютером или планшетом другими занятиями.
Еще один важный момент — понимать, для чего гаджет используется ребенком. Одно дело, когда он только играет, и совсем другое, когда компьютер использует, например, для просмотра обучающего видео. Здесь очень большая ответственность лежит на родителях.
Н.Колыванова:
— Общаясь с родителями учеников на школьных собраниях на тему интеллектуального и нравственного развития их детей в ходе приобщения последних к чтению, мы поняли, что начинать нужно раньше, еще в детском саду. Именно в раннем возрасте закладываются основы будущей личности.
В этом процессе есть очень много важных аспектов, на которые нужно обратить внимание родительской общественности, и происходящая “цифровизация” дошкольников лишь один из них.
Надеюсь, сегодняшний разговор заставит многих пап и мам задуматься и пересмотреть свое отношение к процессу воспитания.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати