Музей Чапаева в Чебоксарах: что нового и необычного появилось после реконструкции
Не дождавшись экскурсии, первые посетители музея решили ознакомиться с экспонатами самостоятельно. О старой “версии” музея напоминает стена с чеканным панно “Боевые действия Чапаевской дивизии”. Фото Екатерины ШВАРГИНОЙ
Дочь Василия Чапаева Клавдия в интервью журналисту газеты “Путь к коммунизму” В. Юнину к 100-летию со дня рождения легендарного начдива.
В фойе музея находится путеводитель для желающих ознакомиться с экспозицией самостоятельно. Музей готов принять туристов из любых уголков мира: пояснительные тексты представлены на русском, чувашском и английском языках.
Солдатские Георгиевские кресты I-IV степени и Георгиевская медаль Русской императорской армии — награды В.И. Чапаева в Первой мировой войне.
К 135-летию со дня рождения легендарного начдива Красной армии в Чебоксарах после реконструкции открылся музей Василия Чапаева. Как сообщалось, его уникальность заключается в сочетании традиций и инновационных технологий. Может ли быть исторический музей современным и чем он интересен молодежи? С такими вопросами я и отправилась в обновленный музей Чапаева.
Путешествие во времени отменяется
Как только переступаешь порог музея, ты не попадаешь в прошлое: современный интерьер, планшеты, мультимедийные проекторы… Всё это помогает тебе ощущать связь с реальным временем, но с другой стороны заставляет задуматься: как к данным историческим событиям относишься ты, человек XXI века?
Оказавшись в первом зале, невольно бросаешь взгляд на новую красочную диораму — ландшафтный макет Чебоксар конца XIX — начала XX веков. Интересен он тем, что все места, которые связаны с жизнью Чапаева, можно найти, нажав на специальные кнопочки, и внимательно их рассмотреть: дом, где он родился и провел детские годы, Вознесенская церковь, где его крестили, речной порт, где работали его дед и отец, кинотеатр “Родина” — место показа фильма “Чапаев”, снятого в 1934 году.
Главный зал разделен на две основные части: первая посвящена периоду Первой мировой войны, началу Гражданской войны, вторая — Гражданской войне, гибели Чапаева, боевому пути Чапаевской дивизии. “Первый раздел раньше ограничивался буквально одной витриной. Сейчас мы его расширили. Показываем Василия Ивановича не только как революционера и отважного бойца Красной армии, но и как бравого солдата периода Первой мировой войны”, — рассказала директор Чувашского национального музея Ирина МЕНЬШИКОВА.
Разделены они витриной с наиболее крупными и показательными экспонатами. Здесь и конское седло, и отреставрированная пулеметная тачанка, и станковый пулемет системы “Максим”. А также манекены в обмундировании. Причем некоторые из них обыгрывают сцены из жизни Василия Чапаева. Например, экспозиция с унтер-офицером Русской армии и рядовым Австро-Венгерской армии дает отсылку на событие, при котором Василий Иванович получил одну из своих наград — за захват в плен австрийского солдата.
Среди бесчисленных образцов оружия, которые при реэкспозиции пополнились, находятся те предметы быта, которые рассказывают о Василии Чапаеве как о личности. Про юношеские годы мы узнаем только весной-летом, когда в отреставрированный дом Чапаева перевезут все экспонаты. В музее же стоит гармонь. Дочь Василия Чапаева Клавдия в интервью журналисту газеты “Путь к коммунизму” В. Юнину к 100-летию со дня рождения легендарного начдива вспоминала: “Требовательный к себе, он жестко требовал от подчиненных беспрекословного и точного выполнения приказов. Но в то же время постоянно заботился о снабжении, своевременном и всестороннем обеспечении и отдыхе солдат. Иногда на привале воины пели и плясали под гармошку, вместе со всеми пел, плясал и Чапаев, так как он сам был таким же солдатом, из такой же среды, понимал их нужды и запросы, имел с ними общие интересы и отдавал им всего себя”.
- Олег НИКОЛАЕВ, Глава Чувашской Республики:
“Василий Чапаев внес серьезный вклад в историю военного дела. Многие сыновья и дочери Чувашии, которые выбирают себе путь военного дела, вдохновляются его подвигом. Его способностью объединять вокруг себя людей, организовывать процесс таким образом, чтобы за счет слаженных действий сломить намного превосходящие силы”.
Более подробную информацию можно узнать благодаря планшетам. Характеристики оружия, описание вооружения и экипировки, версии гибели Чапаева — там есть всё, что не поместилось на витрины музея. Здесь можно провести весь день, проходя по ссылкам от одной страницы к другой, всё больше углубляясь в тему. В электронной форме также представлены дембельские альбомы военнослужащих Чапаевской дивизии.
Последний стенд главного зала посвящен современности — 40-й бригаде морской пехоты. Это часть, которая осталась от былой Чапаевской дивизии. Сейчас находится на Дальнем Востоке. В музее представлены фотографии, атрибуты морских пехотинцев, тельняшки.
А единой экспозиция становится благодаря временной ленте, которая как связующая нить тянется по всему залу.
Тихо, граждане! Чапаев идет
Бывший музейный кинозал практически не претерпел изменений. Мраморная крошка на стенах, кубы и лампы на потолке, даже кресла 70-х годов прошлого века, несмотря на реставрацию, сохранили свою первоначальную конструкцию.
Просидеть на них полтора часа будет неудобно, но погрузиться в атмосферу старого кинотеатра для просмотра таких фильмов, как “Чапаев” 1934 года, вполне реально.
После реэкспозиции второй зал стал просторным и открытым. Здесь представлены произведения искусства, связанные с личностью Василия Чапаева. Среди них книги, скульптуры, реквизиты со съемок фильма “Чапаев”. Гордость музея — гримерные усы Бориса Бабочкина, исполнителя роли Чапаева.
На больших планшетах представлена информация об авторе романа “Чапаев” Дмитрии Фурманове, о режиссерах Георгии и Сергее Васильевых, рабочей группе фильма, актерах Борисе Бабочкине, Леониде Кмите (исполнил роль Петьки), Варваре Мясниковой (Анка-пулеметчица).
Тут же находятся афиши фильма и генеалогическое древо Василия Ивановича Чапаева.
Время для размышлений
Реэкспозиция показывает, что современный музей — это не отдельно взятые экспонаты, а отрезок времени, это отношение человека к историческим событиям.
И даже витраж из цветного стекла “Красная армия” (работа Анатолия Иванова и Петра Егорова), изменения в подсветке которого я заметила, только уходя из музея, работает на эту идею. Сначала подсвечивается штык (с одной стороны, символ военной мощи, с другой — символ жестокости), потом человек-красноармеец, в конце — фон.
В наше время реконструкция музеев стала практически необходимой процедурой. Современных детей, живущих в эпоху всевозможных гаджетов, сложно удивить атмосферой советского времени, заинтересовать старыми экспонатами. Хочется верить, что похожие преобразования коснутся и других музеев.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати