Надежда Рожкова: Любая архитектурная фантазия по плечу
По мнению автора биографического справочника “Архитекторы Чувашии” Радия Рахимова, Надежда Рожкова входит в пятерку архитекторов, благодаря которым Чебоксары и Новочебоксарск преобразились и выглядят сейчас по-современному. Жителям нашего города заслуженный архитектор Чувашской Республики Н.Рожкова известна как автор комплекса Соборной площади.
— Надежда Арсентьевна, мужчин в вашей профессии заметно больше, чем женщин. С чем связано?
— Считается, что это занятие для сильного пола. Однако окружающие говорят, что у меня мужской характер. Архитектура многое значит в моей жизни. Я мечтала об этой профессии со школы, класса с шестого или пятого. Отец — строитель, трудился плотником в тресте № 5. Мама хорошо рисовала. Возможно, с генами таланты и склонности родителей передались мне.
А наибольшее впечатление произвели лекции Бориса Шимарева, который в семидесятых годах прошлого века возглавлял чебоксарскую группу Союза архитекторов СССР (позже стала Союзом архитекторов Чувашии), руководил Управлением по делам строительства и архитектуры Совета Министров Чувашской АССР. Он приходил в нашу школу, показывал различные эскизы, планы, рассказывал о том, кто такие архитекторы, чем занимаются. Его дочь Светлана училась со мной в одном классе, потому Бориса Михайловича мы часто видели в школе.
— И поступать решили на архитектурный?
— Да. Соответствующих специалистов выпускали казанский и горьковский вузы, я выбрала последний. Самое смешное, с первого раза не поступила. Физику и сочинение сдала хорошо, подвел рисунок. Выходит, зря понадеялась на врожденные способности, оказались нужны еще и опыт со знаниями. Вернувшись домой, договорилась об уроках рисования. Причем для поступления оказалась нужна больше графика, нежели живопись. Через год попробовала еще раз. Получила на всех экзаменах пятерки, так стала студенткой.
— Запомнился рекламный ролик: художник пьет сок, затем проводит кистью по чистому листу ватмана изогнутую линию. Глянь, готово здание, изгибом очертаний напоминающее улыбку. Любую ли фантазию можно реализовать?
— Теоретически — почти любую. Другое дело, для этого необходимо выполнить ряд условий. Самое главное — следует найти заказчика или инвестора, которых заинтересует идея такого необычного здания (парка, другого объекта).
Взять, к примеру, знаменитого испанского архитектора Антонио Гауди. Он, как правило, избегал прямых форм и линий, предпочитал плавные и закругленные. Современники и потомки по достоинству оценили гений архитектора: Гауди признан основоположником целого стиля, названного его именем.
Однако при всей бурной фантазии архитектор должен представлять, как его задумка воплотится в жизнь, какие материалы при этом используют. Сейчас архитекторам работать гораздо легче, чем раньше. В последнее время появилось столько новых строительных материалов! С различными свойствами, разных цветов. О таком разнообразии прежде приходилось только мечтать. Еще лет двадцать назад для творчества в нашей профессии существовал только кирпич, причем лишь красного и белого цветов. Да, чуть не забыла: в те годы архитекторы обязаны были экономить на материалах. За экономию на проектировании конкретного здания даже премию выписывали.
— Помните свой первый объект?
— Разумеется. Кафе в Новочебоксарске на улице Винокурова. Раньше оно называлось “Лад”. Для восьмидесятых годов здание весьма интересное. Главная, как сейчас говорят, фишка заключалась в нескольких площадках-ярусах. Жаль, проект реализован не до конца. По моему замыслу планировалось несколько террас, спускавшихся вниз, к оврагу.
— Несколько слов о работе на ДСК.
— Тогда как раз стали внедрять новую французскую технологию “Сарет”. В Новочебоксарске по ней возведены, по-моему, всего один или два дома. Проектировали здания в основном для Нижнего Новгорода и Казани, часто приходилось туда выезжать.
Сегодня в чистом виде “Сарет” не используется из-за возникающих при этом трудностей технического характера. Однако переработанная и “исправленная” технология вполне подходит для строительства монолитно-сборных конструкций.
— Часто сооружение отличается от задуманного автором изначально?
— Так происходит чаще всего. Причины тому самые разные как объективные, так и субъективные. Взять, к примеру, Соборную площадь. Храм уже существовал, ему требовалось красивое обрамление. Объявили конкурс. В нем приняли участие несколько авторов, в том числе и мы с архитектором Розой Каримовой.
На мой взгляд, основная сложность проекта заключалась в том, что дорогу к храму не получалось сделать прямой. Обязательно оставался “излом”. Чтобы замаскировать его, мы задумали разместить в этом месте круглый фонтан. Второй, со скульптурой князя Владимира, расположили в начале аллеи. Скульптуру изначально поместили на небольшой островок посреди гидросооружения. Потом, в процессе обсуждения, многое упростили. Вместо двух фонтанов остался один, он поменял свою форму и место расположения. Кстати, квадратный фонтан в память о снесенных деревнях — идея Президента Чувашии Николая Федорова.
До сих пор жалею, что часть задумок реализована не в полной мере. Например, брусчатка. Мы хотели использовать для оформления национальные цвета — красный и желтый, выложить ими чувашский орнамент. Однако выбор цветовой гаммы в те годы оказался невелик. Тогда еще в отличие от дня сегодняшнего не существовало брусчатки ярко-желтого колера. Сейчас думаю, что и арку стоило сделать выше. Впрочем, и в таком варианте получилось неплохо. Кстати, за эту работу мне присвоили звание заслуженного архитектора Чувашии.
— Прилегающий к площади детский городок планировали тоже вы?
— Да, и задумывался он несколько более масштабным. Там, где сейчас пустующие участки между улицей Семенова и оврагом, должны были появиться вело- и роликовые дорожки, спортивные снаряды. Территория для тех, кто ведет активный образ жизни, так и не освоена.
— Когда рядом с Собором возвели торговый комплекс “Олимп”, некоторые специалисты выражали недоумение: дескать, архитектура здания оставляет желать лучшего. Это действительно так?
— Мы разработали два эскизных варианта будущего ТК “Олимп”. В обоих учитывалось соседство с кафе и Соборной площадью, здание будущего торгового комплекса спроектировали архитектурно выразительным, оно располагалось каскадами. Однако заказчик, видимо, посчитал, что реализация нашего проекта обойдется дорого, пригласил другого архитектора. Тот сделал новый проект, главный архитектор Новочебоксарска его подписал. В результате имеем то, что имеем.
— Неудачи в вашей работе случались?
— Порой мне, действительно, стыдно признаться, что именно я автор проекта, но дело здесь в другом. Объясню на примере. Сравним две мои работы. В здании бизнес-центра “Аван Плаза” на улице Нижегородской (вдоль Московского проспекта) в Чебоксарах использовано дорогое стекло. Оно и смотрится соответственно. А супермаркет “Перекресток” напротив Дома мод? Здесь сэкономили на материалах, и что получилось? Вместо цельного ясного и чистого отражения соседних зданий — комната смеха. “Волны” на стекле заметны невооруженным глазом.
Потому работать с теми, кто принимает идеи архитектора в полном объеме, без изменений и упрощений, очень приятно. Обычно и результат в таком случае получается впечатляющим.
— Скажите, а словосочетание “типовой проект” само по себе несет оттенок негатива?
— Вовсе нет. Если здание получилось удачным, почему бы не построить точно такое же? В “Новом городе” два дома, расположенные у самой дороги, возведены по нашему типовому проекту. Точно такой же стоит на улице Ильбекова в Чебоксарах.
— Что из спроектированного коллегами из других фирм могли бы отметить?
— Микрорайон “Волжский-3” в Чебоксарах. Когда построили первый, разукрашенный яркими красками дом, подход мне не понравился. Теперь же, когда готов микрорайон, он производит совсем другое впечатление. Свежо, сочно, есть за что зацепиться взгляду. Получилось интересно. Здесь работал не один архитектор, а несколько.
В целом многое из того, что возводит “Отделфинстрой”, вызывает профессиональный интерес. Хорошие идеи рождаются у архитекторов фирмы “Сфера” (проект микрорайона “Дубрава” западнее Ельниковской рощи разработан ими. — Прим. авт.), пусть и не всегда они реализуются на стройплощадках.
— В семье вы единственный архитектор?
— Муж по профессии дизайнер-полиграфист, дочь — дизайнер по интерьерам. Все хорошо рисуем, однако в профессиональной сфере не пересекаемся, работаем отдельно.
Наша справка
Надежда Рожкова родилась в Чебоксарах. В 1981 году окончила Горьковский инженерно-строительный институт им. В.Чкалова, по направлению распределена в Сыктывкар. С 1983-го по 1995 год трудилась архитектором в институте “Чувашгражданпроект”. Следующие два года — в новочебоксарском ОАО “ЛАД” (ДСК). С 1997-го по 1999-й была заместителем главного архитектора Чебоксар. В 2002-м открыла собственное архитектурное бюро, которым руководит по сей день. По проектам Н.Рожковой построены высотки по ул. Водопроводной, дома по ул. Пирогова в Чебоксарах, ряд других объектов. В Новочебоксарске — Дом правосудия, пяти- и девятиэтажки по ул. Винокурова и Парковой. В настоящее время работает над проектами жилых домов в “Новом городе”.
Прикрепленный файл | Размер |
---|---|
Надежда Рожкова | 179.69 кб |
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати