Не штрафом единым. Пьянству за рулем объявляется война
Нужно сформировать в обществе тотальную нетерпимость к пьянству за рулем. Может, стоит вернуть советские плакаты такого характера?
Уважаемые читатели, на страницах газеты “Грани” мы периодически рассказываем вам о водителях, которые несут угрозу всем окружающим, садясь за руль в нетрезвом состоянии. К сожалению, статистика последних двух лет неутешительна: рушатся судьбы, люди продолжают получать травмы и гибнуть на дорогах по вине нетрезвых водителей. Сегодня расскажем вам, какие способы борьбы с такими “душегубами” предлагают законотворцы.
Здравствуйте, уважаемая редакция! Слышал, что Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект, ужесточающий ответственность за езду за рулем в нетрезвом виде. Для тех, кто уже был судим за такое и повторно садится за руль пьяным, штрафы вырастут до 300-500 тысяч рублей, а сроки лишения свободы — до трех лет. Так ли это? И какова процедура проверки состояния водителя на алкогольное опьянение?
Максим Бурмистров
Пьяный водитель — преступник
В настоящий момент за вождение в нетрезвом состоянии предусмотрено наказание в виде лишения водительских прав от 1,5 до 3 лет и административный штраф в размере 30 тысяч рублей, а в случае повторного нарушения водителю грозит реальный срок заключения (до двух лет лишения свободы) или штраф в размере 200-300 тысяч рублей по уголовной статье.
Председатель Госдумы РФ Вячеслав ВОЛОДИН пояснил, что проект, о котором говорят наши читатели, касается тех, кто отбыл наказание за пьяное ДТП и вновь сел за руль нетрезвым.
“Эти шаги уменьшат аварии на дорогах и количество жертв из-за пьяного водителя, — объясняет Вячеслав Володин. — С целью не допустить таких водителей за руль мы увеличиваем штрафы до 500 тысяч рублей и уголовную ответственность до трех лет”.
Согласно новому законопроекту вместо штрафа могут потребовать зарплату или доход нарушителя за период до трех лет, сейчас это доход за два года. Перечень наказаний для пьяных водителей также может быть дополнен исправительными работами. А вот обязательные работы больше не назначат.
Авторы законопроекта отмечают, что действующие санкции недостаточно эффективны, об этом свидетельствует рост рецидивов в случаях, когда люди повторно садятся пьяными за руль.
“В 2020 году доля лиц, совершивших такое преступление повторно, составила 20%, в то время как в 2018-м было 10%”, — отмечает полпред Кабмина в Госдуме РФ Александр СИНЕНКО. Он также уточнил, что проект направлен на реализацию президентского указа от 7 мая 2018 года, где говорится о необходимости усилить ответственность за нарушения правил дорожного движения.
Отвечая на вопрос, почему наказание такое небольшое, Александр Синенко обратил внимание, что речь в законопроекте идет о тех, кто ранее совершил ДТП без тяжких последствий и летального исхода. Для тех, по чьей вине пострадали или погибли люди, напомнил он, срок лишения свободы уже увеличен вплоть до 15 лет. Если ввести для водителей-рецидивистов наказание в виде лишения свободы на срок более трех лет, то такой шаг, по словам Александра Синенко, увеличит риски коррупции.
“А вслед за этим идет ожесточение в обществе, ведь не будет соблюден принцип соразмерности, — подчеркнул Александр Юрьевич. — Мы полагаем, что три года — это справедливое наказание”.
Проект поддержали представители разных фракций.
“В некоторых регионах наблюдается рост рецидивов в четыре раза. Безусловно, мы не можем допустить, чтобы жизнь и здоровье россиян подвергались столь значительному риску”, — заявил депутат от партии “Единая Россия” Владимир СИНЯГОВСКИЙ.
“Для большинства нарушителей ужесточение меры наказания будет существенным ударом по доходам, а для некоторых такой штраф станет равнозначен стоимости автомобиля. Можно сказать, это аналог конфискации источника повышенной опасности. А особо злостных нарушителей изолируют от общества: будет время подумать о своей жизни и изменить подход к пьянству за рулем”, — отметил лидер партии “Справедливая Россия” Сергей МИРОНОВ.
Представитель Кабмина согласился с собеседниками, что ограничиваться только вопросами уголовной ответственности при борьбе с пьянством за рулем нельзя.
“Необходимо сформировать в обществе тотальную нетерпимость к этому явлению, — заявил Александр Синенко. — Я помню советские плакаты “Пьяный за рулем — преступник”. Вместо многочисленной рекламы, которую мы сейчас видим, каждый третий плакат должен быть именно на эту тему”.
Когда совесть чиста
Отвечая на вторую часть вопроса нашего подписчика, мы расскажем, как должна проходить процедура освидетельствования и какие права есть у водителя.
Сразу скажем, что вопросы инспектора ГИБДД о возможном употреблении алкоголя водителем сами по себе юридической силы не имеют. Бывает так, что разговор приобретает провокационный характер. Задача сотрудника полиции — определить степень адекватности водителя заранее. Когда совесть водителя чиста, можно попробовать отшутиться. Самое главное при этом — не дошутиться до подписания документов, где автовладелец признает себя пьяным, не будучи таковым.
Перед освидетельствованием инспектор должен разъяснить водителю его права и порядок проведения процедуры. Затем продемонстрировать целостность клейма на алкотестере и предъявить свидетельство о поверке прибора. В сертификате устройства обязательно должна быть запись на соответствие прибора ГОСТу.
Сама процедура от начала до конца проводится лишь в присутствии понятых. Водитель должен расписаться в протоколе или указать какие-то замечания при их наличии.
Автовладелец имеет право отказаться от этой процедуры на дороге и потребовать медицинского освидетельствования уже в специализированном учреждении.
Если в ходе предварительного освидетельствования на дороге прибор показал наличие определенного промилле, то это является основанием для углубленной экспертизы, выполняемой медиками. Врачи сделают забор воздуха из легких, анализы крови и мочи. Результат подтверждается беседами с неврологом и наркологом.
Отказаться от процедуры медицинского освидетельствования водитель уже не сможет. Отказ в данном случае будет расцениваться как признание вины. По части 1 статьи 12.26 КоАП РФ водителю грозит штраф до 30 тысяч рублей и лишение прав на срок до двух лет.
КСТАТИ
Водителей, хоть раз в жизни попавшихся на нетрезвом вождении, могут обязать устанавливать на все свои машины алкозамки (специальное устройство, которое не позволяет автомобилю тронуться с места, пока водитель не пройдет экспресс-тест на наличие паров этанола в выдыхаемом воздухе. — Прим. редакции). Такую идею Минпромторг РФ сейчас прорабатывает совместно с ГИБДД.
“Если человек хоть раз попался на нетрезвом вождении, он вносится в базу, — пояснил замглавы Минпромторга РФ Василий ШПАК на выставке “Интеллект машин и механизмов” в Крыму. — С ГИБДД решаем вопрос об изменении правил таким образом, чтобы все автомобили нарушителя, на которых он ездит, были принудительно за его счет оборудованы алкозамком. Кроме того, такие же устройства могут появиться в машинах такси и каршеринга. Тогда будет исключена практика использования чужих учетных записей для поездок, от которой сейчас страдают многие сервисы”.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати