Что изменится в России с 1 декабря 2024 года

Откатали, ждут весны

Количество ДТП с участием самокатчиков растет из года в год. И в любой законодательной инициативе “симщики” пытаются найти лазейки. Фото istockphotoОткатали, ждут весны электросамокат ПДД кровью писаны

Количество ДТП с участием самокатчиков растет из года в год. И в любой законодательной инициативе “симщики” пытаются найти лазейки. Фото istockphoto

Директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения ЭРДМАН.Откатали, ждут весны электросамокат ПДД кровью писаны

Директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения ЭРДМАН.

Откатали, ждут весны электросамокат ПДД кровью писаны

Откатали, ждут весны


Подводя итоги сезона опасных “покатушек”, в ГИБДД заявили о росте числа ДТП с самокатами и детьми-водителями. Количество аварий с участием различных средств индивидуальной мобильности, как и их присутствие на дорогах и тротуарах, выросло почти в полтора раза. Связаны ли эти два обстоятельства — утверждать не будем. Во всяком случае, если судить по анализу ДТП, подготовленному Научным центром безопасности дорожного движения МВД России, количество аварий растет, причем не первый год. В 2024-м — почти на 48%.

Не всякое происшествие с электросамокатами попадает в разряд дорожно-транспортных. Например, сбил электросамокатчик человека в парке — это не ДТП, поскольку происшествие случилось вне дорожно-транспортной сети, объясняют в ведомстве. Тем не менее сотрудники ГИБДД строго следят за подобными инцидентами, и сбитые электросамокатчиками пешеходы, если они получили серьезные травмы, в статистику попадают.
“Из общего числа аварий с СИМ на долю частных самокатов приходится в два раза больше смертельных случаев. В 29 ДТП с погибшими участвующие СИМ являлись личными, в 15 происшествиях — прокатными и принадлежали сервисам краткосрочной аренды. По сравнению с общим массивом это минимальные цифры, всего в сервисах аренды за этот сезон совершено больше 250 миллионов поездок”, — сообщила директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения ЭРДМАН.
При этом она отмечает, что лишь одна из 1000 поездок на арендованных СИМ завершилась ДТП.
“По частным СИМ, наоборот, статистики у нас нет, такие поезд­ки нигде не отслеживаются, номеров на самокатах нет, поэтому доля ДТП может быть кратно выше”, — пояснила Ксения Эрдман.
Сегодня регулирование част­ного микромобильного транспорта находится на самом начальном этапе, помимо этого, самокаты не имеют ограничения скорости, номеров. Они “не видят” зоны запрета движения, которые устанавливаются операторами в каждом городе. А найти уехавшего “симовода” после ДТП практически невозможно.
“Из года в год статистика аварий с СИМ демонстрирует нам критическую нехватку инфраструктуры для микромобильного транспорта: больше половины происшествий происходит в местах пересечения разных дорожных участков.
Единственное условие безопасности всех участников дорожного движения — это разведение их по своим участкам улично-дорожной сети, где каждый перемещается со схожей скоростью. В отрасли растут все показатели (пользователи, поездки), кроме основополагающего — количества велодорожек, которые, кстати, нужны не только прокатным СИМ, но и частным”, — заявила Ксения Эрдман.
Как пояснили в пресс-службе кикшеринговой компании Whoosh, среди СИМ именно аренд­ные самокаты — самый контролируемый и безопасный вид микромобильного транспорта. Сервисы знают всё о каждом самокате, нет анонимных поездок.
Частные же самокаты не отслеживаются, и до сих пор нет полной статистики по нарушениям и авариям с их участием. При этом в кикшеринге доля поездок с инцидентами не превышает 0,001% от числа поездок, заявили в пресс-службе единственного оператора, обслуживающего Чувашию.
Но остается понять главное: как убрать с дороги тех нарушителей, которые пользуются личными электросамокатами?
Примечательно, что у ГИБДД спектр происшествий меньше, чем у контор, предоставляющих услуги аренды этих транспортных средств. Зато у них штрафы гораздо выше тех, что предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях. В общем, каждый выбирает СИМ по себе.

Молодость безнаказанная
Но электросамокаты не единственная опасность на дорогах. Почти в полтора раза выросли аварии по вине водителей-детей. То есть тех, кто вообще не имеет права садиться за руль.
Напомним, управлять мопедом можно с 16 лет, пройдя соответ­ствующую подготовку в автошколе и сдав экзамен в ГИБДД. В 16 лет появляется возможность сдать экзамен на подкатегорию “А1” — легкие мотоциклы.
Потому интересны еще и другие цифры, которые приведены в отчете автоинспекции. Есть такое понятие, как коэффициент виновности. Чем чаще человек попадает в аварии, тем он выше.
Так вот, согласно отчету, дети, которым не исполнилось 16 лет и которые не имели права управлять транспортными средствами, почти в 75% случаев были виновниками аварий.
Интересно и то, что подростки в возрасте от 16 лет, то есть получившие право на управление мопедами и легкими мотоциклами, становились виновниками в 80% происшествий.
Также, согласно данным отчета, с возрастом и стажем доля виновности в авариях снижается. Но с достижением водителем 65 лет начинает расти независимо от стажа управления.


Цифры

Количество аварий по вине несовершеннолетних подростков выросло на 38,4%. А число погибших в них детей — на 23,9%.
По итогам девяти месяцев 2024 года снизились основные показатели аварийности с участием велосипедистов: количество ДТП уменьшилось на 4,4%, число погибших в них — на 8,2%, раненых — на 4,4%.
В конечном итоге получается, что дети просто пересаживаются с велосипедов на электросамокаты. Родители либо не следят за этим, либо передают им свои аккаунты. То есть способы воспользоваться электросамокатами у тех, кто до них не дорос, есть.
Понятно, что и такие уловки компаниями отслеживаются. Но только после того, как произойдет происшествие на дороге, пояснили в Whoosh.


Проверка слухов

  • Водителей электросамокатов обяжут сдавать биометрию в 2025 году? То есть предоставить кикшеринговым компаниям, как минимум, свое лицо.

С чего всё началось? Есть постановление правительства Москвы, которое разрешает использовать биометрические данные при парковке электросамокатов на стоянку. Впрочем, как и авто, взятых в краткосрочную аренду. Поэтому появилось новое предложение: внедрить биометрию в сервисы для аренды электросамокатов.
Однако пока всё это находится на уровне идеи. Дело в том, что реализовать историю проверки лица не очень просто. Есть несколько важных нюансов: соблюдение законов о распространении персональных данных, о защите прав потребителей, а также установленных законодательством рамок распространения и доступа к информации.
Еще необходимо задаться и другими вопросами. Кто и как предоставит доступ частным компаниям к биометрии? Как обеспечить такой поток информации через серверы?

  • Водителей электросамокатов допустят к управлению этим транспортным средством только с 16 лет и только с правами?

Такое предложение прозвучало на совещании в департаменте Каб­мина по транспорту. А после разнеслось по интернету, как уже принятый и однозначный вариант. Но это не совсем так.
Недавно закончилось обсуждение поправок в законы о безопасности дорожного движения, его организацию, а также ПДД, подготовленные Минтрансом РФ. Все они предлагали приравнять электросамокаты и электровелосипеды к мопедам.
Но водители мопедов действительно должны иметь права. Получить категорию “М” можно с 16 лет, пройдя обучение и сдав экзамен в ГИБДД. А у водителей электросамокатов или электровелосипедов такой обязанности нет. Поэтому как их объединять во что-то единое?
Минтранс снял свои предложения. Но тут же приступил к разработке новых. И уже в рамках этих новых предложений могут быть рассмотрены и вопросы о возрасте, и о получении прав. А также о регистрации этих устройств.
А уж какие предложения в него войдут, кого и как будут ограничивать — вопрос пока открытый.

  • Количество ДТП с участием самокатчиков растет из года в год. И в любой законодательной инициативе “симщики” пытаются найти лазейки. Фото istockphoto
  • Директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения ЭРДМАН.
  • 2024-11-20-06elektrosamokat.jpg