Откатали, ждут весны
Количество ДТП с участием самокатчиков растет из года в год. И в любой законодательной инициативе “симщики” пытаются найти лазейки. Фото istockphoto
Подводя итоги сезона опасных “покатушек”, в ГИБДД заявили о росте числа ДТП с самокатами и детьми-водителями. Количество аварий с участием различных средств индивидуальной мобильности, как и их присутствие на дорогах и тротуарах, выросло почти в полтора раза. Связаны ли эти два обстоятельства — утверждать не будем. Во всяком случае, если судить по анализу ДТП, подготовленному Научным центром безопасности дорожного движения МВД России, количество аварий растет, причем не первый год. В 2024-м — почти на 48%.
Не всякое происшествие с электросамокатами попадает в разряд дорожно-транспортных. Например, сбил электросамокатчик человека в парке — это не ДТП, поскольку происшествие случилось вне дорожно-транспортной сети, объясняют в ведомстве. Тем не менее сотрудники ГИБДД строго следят за подобными инцидентами, и сбитые электросамокатчиками пешеходы, если они получили серьезные травмы, в статистику попадают.
“Из общего числа аварий с СИМ на долю частных самокатов приходится в два раза больше смертельных случаев. В 29 ДТП с погибшими участвующие СИМ являлись личными, в 15 происшествиях — прокатными и принадлежали сервисам краткосрочной аренды. По сравнению с общим массивом это минимальные цифры, всего в сервисах аренды за этот сезон совершено больше 250 миллионов поездок”, — сообщила директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения ЭРДМАН.
При этом она отмечает, что лишь одна из 1000 поездок на арендованных СИМ завершилась ДТП.
“По частным СИМ, наоборот, статистики у нас нет, такие поездки нигде не отслеживаются, номеров на самокатах нет, поэтому доля ДТП может быть кратно выше”, — пояснила Ксения Эрдман.
Сегодня регулирование частного микромобильного транспорта находится на самом начальном этапе, помимо этого, самокаты не имеют ограничения скорости, номеров. Они “не видят” зоны запрета движения, которые устанавливаются операторами в каждом городе. А найти уехавшего “симовода” после ДТП практически невозможно.
“Из года в год статистика аварий с СИМ демонстрирует нам критическую нехватку инфраструктуры для микромобильного транспорта: больше половины происшествий происходит в местах пересечения разных дорожных участков.
Единственное условие безопасности всех участников дорожного движения — это разведение их по своим участкам улично-дорожной сети, где каждый перемещается со схожей скоростью. В отрасли растут все показатели (пользователи, поездки), кроме основополагающего — количества велодорожек, которые, кстати, нужны не только прокатным СИМ, но и частным”, — заявила Ксения Эрдман.
Как пояснили в пресс-службе кикшеринговой компании Whoosh, среди СИМ именно арендные самокаты — самый контролируемый и безопасный вид микромобильного транспорта. Сервисы знают всё о каждом самокате, нет анонимных поездок.
Частные же самокаты не отслеживаются, и до сих пор нет полной статистики по нарушениям и авариям с их участием. При этом в кикшеринге доля поездок с инцидентами не превышает 0,001% от числа поездок, заявили в пресс-службе единственного оператора, обслуживающего Чувашию.
Но остается понять главное: как убрать с дороги тех нарушителей, которые пользуются личными электросамокатами?
Примечательно, что у ГИБДД спектр происшествий меньше, чем у контор, предоставляющих услуги аренды этих транспортных средств. Зато у них штрафы гораздо выше тех, что предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях. В общем, каждый выбирает СИМ по себе.
Молодость безнаказанная
Но электросамокаты не единственная опасность на дорогах. Почти в полтора раза выросли аварии по вине водителей-детей. То есть тех, кто вообще не имеет права садиться за руль.
Напомним, управлять мопедом можно с 16 лет, пройдя соответствующую подготовку в автошколе и сдав экзамен в ГИБДД. В 16 лет появляется возможность сдать экзамен на подкатегорию “А1” — легкие мотоциклы.
Потому интересны еще и другие цифры, которые приведены в отчете автоинспекции. Есть такое понятие, как коэффициент виновности. Чем чаще человек попадает в аварии, тем он выше.
Так вот, согласно отчету, дети, которым не исполнилось 16 лет и которые не имели права управлять транспортными средствами, почти в 75% случаев были виновниками аварий.
Интересно и то, что подростки в возрасте от 16 лет, то есть получившие право на управление мопедами и легкими мотоциклами, становились виновниками в 80% происшествий.
Также, согласно данным отчета, с возрастом и стажем доля виновности в авариях снижается. Но с достижением водителем 65 лет начинает расти независимо от стажа управления.
Цифры
Количество аварий по вине несовершеннолетних подростков выросло на 38,4%. А число погибших в них детей — на 23,9%.
По итогам девяти месяцев 2024 года снизились основные показатели аварийности с участием велосипедистов: количество ДТП уменьшилось на 4,4%, число погибших в них — на 8,2%, раненых — на 4,4%.
В конечном итоге получается, что дети просто пересаживаются с велосипедов на электросамокаты. Родители либо не следят за этим, либо передают им свои аккаунты. То есть способы воспользоваться электросамокатами у тех, кто до них не дорос, есть.
Понятно, что и такие уловки компаниями отслеживаются. Но только после того, как произойдет происшествие на дороге, пояснили в Whoosh.
Проверка слухов
- Водителей электросамокатов обяжут сдавать биометрию в 2025 году? То есть предоставить кикшеринговым компаниям, как минимум, свое лицо.
С чего всё началось? Есть постановление правительства Москвы, которое разрешает использовать биометрические данные при парковке электросамокатов на стоянку. Впрочем, как и авто, взятых в краткосрочную аренду. Поэтому появилось новое предложение: внедрить биометрию в сервисы для аренды электросамокатов.
Однако пока всё это находится на уровне идеи. Дело в том, что реализовать историю проверки лица не очень просто. Есть несколько важных нюансов: соблюдение законов о распространении персональных данных, о защите прав потребителей, а также установленных законодательством рамок распространения и доступа к информации.
Еще необходимо задаться и другими вопросами. Кто и как предоставит доступ частным компаниям к биометрии? Как обеспечить такой поток информации через серверы?
-
Водителей электросамокатов допустят к управлению этим транспортным средством только с 16 лет и только с правами?
Такое предложение прозвучало на совещании в департаменте Кабмина по транспорту. А после разнеслось по интернету, как уже принятый и однозначный вариант. Но это не совсем так.
Недавно закончилось обсуждение поправок в законы о безопасности дорожного движения, его организацию, а также ПДД, подготовленные Минтрансом РФ. Все они предлагали приравнять электросамокаты и электровелосипеды к мопедам.
Но водители мопедов действительно должны иметь права. Получить категорию “М” можно с 16 лет, пройдя обучение и сдав экзамен в ГИБДД. А у водителей электросамокатов или электровелосипедов такой обязанности нет. Поэтому как их объединять во что-то единое?
Минтранс снял свои предложения. Но тут же приступил к разработке новых. И уже в рамках этих новых предложений могут быть рассмотрены и вопросы о возрасте, и о получении прав. А также о регистрации этих устройств.
А уж какие предложения в него войдут, кого и как будут ограничивать — вопрос пока открытый.