Небо начинается с земли
В 2013 году был установлен памятник Михаилу Водопьянову на аллее Летчиков-героев на Ходынском поле в Москве.
На днях в интернете увидел фото. Утверждается, что снимок сделан в 1952 году. На нем в деревне Ельниково Герой Советского Союза генерал-майор авиации Михаил ВОДОПЬЯНОВ смотрит концерт художественной самодеятельности воспитанников пионерлагеря. Он находился на территории школы, сейчас это перекресток улиц Винокурова и Пионерской в Новочебоксарске.
Захотелось больше узнать об этом человеке в военной форме. Какие-то представления о прославленном летчике имелись. Но выяснилось, что Михаил Водопьянов — человек с гораздо более интересной судьбой, чем та биография, которую можно прочитать в энциклопедиях.
В жизни легендарного летчика было две любви. Одна — это небо. Михаил Водопьянов совершил за свою жизнь немало подвигов: первая в истории посадка на Северном полюсе, спасение “челюскинцев”, ночные бомбежки Берлина и многое другое. Вторая любовь генерал-майора авиации носила простое русское имя Мария. Это она ждала его из всех полетов и воспитывала семерых детей.
Михаил Водопьянов родился буквально в эти дни, 6 ноября (по новому стилю 18-го) 1899 года, 125 лет назад. Его родина — село Студентки Липецкого уезда Тамбовской губернии (ныне Липецк).
В рядах РККА Михаил Водопьянов служил с 1919 года, воевал на стороне красных в Гражданской войне.
Любовь с первого взгляда
Их знакомство было чистой случайностью. Если бы Мария в тот день в 1923 году не согласилась на просьбу дяди подменить его в торговой палатке, она могла бы никогда не увидеть Михаила. Мария работала машинисткой, но в тот день торговала в лавке, где Михаил Водопьянов, шофер с аэродрома, был постоянным клиентом.
Увидев миловидную девушку, он просто задал вопрос, кто она, а затем почти без паузы вдруг заявил, что Мария станет его женой. Девушка не восприняла его слова всерьез, но уже вечером Михаил Водопьянов явился в ее дом и попросил у родителей руки избранницы.
Удивлена была не только Мария, но и ее родители, предложившие молодым людям сначала узнать друг друга получше. Не прошло и года, как Михаил Водопьянов стал счастливым мужем Марии. А после было почти полвека счастья, тревог, безраздельной, всепоглощающей любви.
Первопроходец
Поселились молодожены в небольшой пристройке между кузницей и бараком, жили поначалу очень скромно. Супруги не грустили и на судьбу не жаловались, ведь многие в то время жили гораздо хуже.
Уже в 1925 году Водопьяновы праздновали появление на свет первенца, спустя год родилась их старшая дочь. Михаил Водопьянов, мечтавший о небе, сначала получил профессию бортмеханика, затем окончил летную школу “Добролета”, в 1929 году — летно-техническую школу.
В 1930-е годы он прокладывал, часто в сложных погодных условиях, воздушные трассы из Хабаровска на Нижний Амур и Северный Сахалин. 9 января 1930 года на самолете “СССР-127” (“Фарман-13”) с бортмехаником Николаем Аникиным вылетел на Сахалин по маршруту Хабаровск — Оха с промежуточными посадками в Троицком, Нижне-Тамбовке, Мариинске, Николаевске-на-Амуре. Перелет в обе стороны продолжался 11 суток.
В мае 1930 года экипаж Михаила Водопьянова совершил перелет Москва — Хабаровск. Зимой 1933-го он открыл самую протяженную в мире авиалинию Москва — Петропавловск-Камчатский. Во время перелета его самолет разбился, а сам пилот получил тяжелые ранения.
В том же 1933-м появился на свет еще один сын Водопьяновых, а глава семьи через две недели после его рождения попал в страшную аварию над озером Байкал. Мария оставила детей со своей мамой, сама улетела к мужу. Двое суток Михаил был без сознания, затем провел в больнице еще месяц, после чего супруги вернулись в Москву, где летчик еще долго лечился.
А когда Михаилу Водопьянову после крушения парохода “Челюскин” предложили принять участие в спасательной операции, Мария всерьез испугалась. Перелет был слишком опасным, а муж еще не до конца оправился после аварии. Но отказаться летчик не мог, тем более после известия о том, что на борту есть дети. В марте-апреле 1934 года он принимал участие в спасении экипажа и пассажиров ледокола “Челюскин”, совершил уникальный перелет на 5,8 тысячи км из Хабаровска на базу спасательной экспедиции в Ванкарем.
За участие в спасении пассажиров Михаилу Водопьянову присвоили звание Героя Советского Союза.
В 1936 году во главе авиационного отряда он совершил перелет по маршруту Москва — Архангельск — Земля Франца-Иосифа и обратно. В 1937-м отряд тяжелых воздушных кораблей под его командованием выполнил первую в истории посадку на Северном полюсе, доставив туда экспедицию и оборудование. В самолете летели 13 человек, включая экипаж. Это был один из самых опасных полетов Михаила Водопьянова. За этот подвиг его наградили орденом Ленина.
В 1939 году началась советско-финская война, Михаил Водопьянов ушел на нее добровольцем. Фронту нужны были специалисты, умеющие летать днем и ночью при любой погоде. В качестве командира тяжелого бомбардировщика ТБ-3 он совершил немало боевых вылетов. С войны вернулся с орденом Красного Знамени.
Герой войны
С началом Великой Отечественной войны Михаил Водопьянов подает несколько рапортов с просьбой отправить его на фронт, однако в удовлетворении их ему отказали, мотивируя это необходимостью наличия опытных пилотов для организации перевозок по Северному морскому пути. Он проявил характер: не подчинился воле руководства, взлетел на гидросамолете и приводнился на Химкинском водохранилище. Ему удалось добиться встречи с Иосифом Сталиным, который на списке пилотов, представленном летчиком, написал “Согласен. Сталин”. Марию с семьей эвакуировали в Красноярск.
В начале войны Михаил Водопьянов командовал 81-й дальнебомбардировочной авиационной дивизией, лично участвовал в бомбардировках вражеского тыла и Берлина в ночь на 11 августа 1941 года.
Из десяти бомбардировщиков, поднявшихся тогда бомбить немецкую столицу, до цели долетели только шесть. Однако эффект был значительным. Первоначально немцы даже и не могли подумать, что их бомбила советская дальняя авиация и во всем обвинили англичан. Отныне СССР показал, что и столица рейха находится под угрозой.
При возвращении на авиабазу у самолета Водопьянова отказали двигатели. Ему пришлось экстренно посадить самолет в лесу. Благодаря умелым действиям экипажа удалось избежать людских потерь и через три дня выйти через линию фронта к своим.
Советское руководство было недовольно потерями боевой группы. Михаила Водопьянова снова наградили орденом Ленина, но при этом сняли с должности командира дивизии. Сорокадвухлетнему пилоту предоставили право решить, чем заниматься дальше. Возраст у него был запредельный для летчика, и он мог уйти на преподавательскую работу. Однако герой попросил оставить его рядовым пилотом в той же авиадивизии, которой он ранее командовал. Потому продолжал выполнять боевые задачи, в частности бомбил военные объекты в Данциге и Кенигсберге.
В 1942 году Михаила Водопьянова вновь назначили командиром авиационной дивизии, уже другой. Он неоднократно совершал полеты в партизанские соединения, доставлял вооружение, эвакуировал раненых.
Вскоре после нового назначения Михаил Водопьянов попал в автомобильную аварию, после чего с множественными переломами ребер и различными травмами четыре месяца провел в госпитале. Летать отныне ему было нельзя. Но он продолжал оставаться в авиации, передавая опыт другим.
Долгое время Михаил Водопьянов трудился в качестве военного представителя на 22-м Казанском авиационном заводе, где контролировал выпуск бомбардировщиков “Пе-8”.
В 1945-м командовал 25-м Гвардейским тяжелобомбардировочным авиационным Орловским полком. До 1946 года продолжал службу в дальней авиации, после работал в полярной. Активное участие он принял в организации в 1948-м научной станции “СП-2”. Есть информация, что в 1949 году он совершил высадку на Южном полюсе, за что был вновь награжден орденом Ленина, но официально это не подтверждено.
За свою долгую и верную службу Родине Михаил Водопьянов был удостоен звания “Герой Советского Союза”, награжден четырьмя орденами Ленина, четырьмя Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени и многими медалями.
Большая семья
Водопьяновы жили дружно. В их доме всегда звучал детский смех, его двери были открыты для многочисленных друзей. Когда Михаил возвращался из очередного полета, домочадцы узнавали его по двум длинным звонкам. Все сразу бросали дела и буквально летели в прихожую встречать дорогого человека.
В советское время он был личностью легендарной, но детей всегда учил быть скромными. Они никогда не хвастались тем, что их отец — герой. Михаил Водопьянов с ранних лет прививал им мысль о том, что всего надо добиваться собственным трудом. Потому, когда один из его сыновей служил в армии, на вопрос о том, кем ему приходится известный летчик, он отвечал: “Однофамильцем”. Не хотел, чтобы к нему относились по-особенному.
Все, кто был знаком с летчиком, отмечали его чрезвычайное жизнелюбие. Когда Михаил входил в комнату, она словно становилась светлее, настолько радостным и лучезарным был Водопьянов. Мария была его первой и единственной любовью, к ней он на протяжении всей жизни относился с той же пылкостью, как и в юности. Они прожили вместе почти полвека.
На заслуженном отдыхе Михаил Водопьянов активно занимался литературным делом. Он написал множество книг, две его драмы шли на сценах театров. Умер легендарный летчик 11 августа 1980 года в Москве.
Справка
Память о Михаиле Водопьянове увековечена в названиях улиц. Его имя было присвоено первому из серии самолету Ил-96-300 авиакомпании “Домодедовские авиалинии”, SSJ100-95, а также стратегическому бомбардировщику Ту-160 и самолету Ил-76.
В 2013 году был установлен памятник Михаилу Водопьянову на аллее Летчиков-героев на Ходынском поле в Москве. Скульптурная композиция раскрывает яркий сюжет из жизни героя — первое в истории приземление на льды Северного полюса в 1936 году.