От изящного фарфора до латунных подстаканников
В инсталляции “Из каких чашек пьют чай горожане” приняли участие более 200 человек, которые принесли в музей свои кружки.
Чайный домик новочебоксарца Владимира Юдина удостоился чести быть не только экспонатом на выставке, но и на афише.
В Чувашском художественном музее открылась выставка “Съешь еще этих мягких французских булок да выпей же чаю”, посвященная истории чаепития. Скажем сразу, французскими круассанами посетителей выставки не потчевали, но чай предлагали обязательно. “Грани” побывали на выставке: восхитились старинными чашками, удивились советским, а также попробовали настоящий иван-чай, приготовленный ценителями и знатоками.
Его величество Буфет
На чайной выставке самое почетное место заняла коллекция чайной посуды и мебель из отдела русского и зарубежного искусства, которая в связи с ремонтом здания — дома купца Ефремова — перебралась на улицу Калинина, в центральный офис музея.
Тонкий кузнецовский фарфор отлично вписался в интерьер, основу которого составлял огромный резной буфет, выполненный в конце XIX века мастерами Абрамцевской столярно-резчицкой мастерской, которой руководила сестра известного художника Василия Поленова Елена. Он пережил нескольких хозяев, любителей старины — коллекционеров. Сначала стоял в доме профессора, специалиста по баллистике Бориса Окунева, потом у коллекционера Езерского, у которого известным чувашским искусствоведом Майей Карачарсковой был куплен для музея в 1984 году. Несмотря на солидный возраст, буфет неплохо выглядит, но открывать его дверцы, предупреждает экскурсовод, не стоит: могут отвалиться. Небольшая реставрация подарит этому гиганту еще много лет жизни во славе и в свете восторженных глаз.
В первой части выставки наравне с коллекционным фарфором заняли почетное место гжель и удивительные находки художницы и керамиста Ольги Садовниковой на питерской барахолке. Чашки в стиле барокко, изготовленные в XIX веке, по изяществу и изысканности совершенно не уступают музейным.
Вокзал, перрон и подстаканник
На этой выставке свое место заняли и образцы советского фарфора. Кстати, чайную посуду предоставили жители Чебоксар и Новочебоксарска, которые откликнулись на призыв музейных сотрудников помочь с экспонатами. Так впервые с кухонных полок в музейный зал перебрались чайные пары, чайники, сахарницы и другие предметы чайной церемонии.
Особенно интересной оказалась коллекция подстаканников журналиста газеты “Советская Чувашия” Маргариты Красотиной. Ей коллекция перешла по наследству от свекрови, а той — от матери. Подстаканники конца XIX — начала XX века интересны тем, что именно в это время в России становится модно пить чай: когда-то доступный только для зажиточных, он подешевел и пришел во многие дома. А вместе с ним пришла мода на латунные подстаканники. Они были дешевле фарфоровых или фаянсовых чашек и пользовались огромной популярностью у мещан и простых людей.
Очень скоро подстаканники попали в руки к ювелирам, которые превратили их в произведения декоративно-прикладного искусства: так появились подстаканники в стиле рококо, модерн и ампир. После революции они заняли свое место на покрытых зеленым сукном столах руководителей страны и очень долгое время оставались одним из атрибутов интерьера властных кабинетов. До тех пор, пока в страну не пришла хрущевская оттепель. Однако полностью исчезнуть этой удивительной вещи было не суждено благодаря российским железным дорогам. Во многих поездах чай и сейчас подают в подстаканниках.
Чай с Алисой
Третий раздел выставки полностью посвящен произведениям чувашских мастеров-керамистов. Среди них работы известных художников Ольги и Михаила Садовниковых, Юлии Аникиной, Анны Родионовой и Юрия Никифорова из мастерской “Лияло”, а также представителей молодого поколения, которые пришли в эту сферу недавно и довольно быстро завоевали внимание ценителей хорошей керамики: Василия Решетникова, Натальи Васильевой, Ольги Яковлевой, Влади-мира Юдина, Александра и Александры Ермаковых, Ольги Журавлевой и Георгия Петрова.
— У каждого из них своя чайная философия и свой взгляд на посуду для чаепития, — говорит куратор выставки Мария Готлиб. — Чашки и чайники в их руках становятся то произведениями искусства, поражая зрителя цветом, формой, фактурой, то предметами повседневного использования, в которых самое главное — удобство и функциональность.
О чайном домике новочебоксарца Владимира Юдина следует сказать особенно: его фото стало главной картинкой на афише этой выставки: чашки, чайники фантазийны и удивительны по красоте и форме, именно поэтому рядом с ними не покидает ощущение, что ты находишься в сказке, “Алиса в Стране чудес”, например.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати
Похожие публикации
- В Чебоксарах пройдет выставка "День поставщика"
- В Центре современного искусства Чебоксар открылась выставка "Без купюр"
- Мотивы, продиктованные временем и сердцем
- В Новочебоксарском музее открылась выставка «Генеральная уборка»
- Центр поддержки экспорта Чувашии собирает допзаявки для участия в международной выставке Power Uzbekistan 2024
- Передвижная выставка "Цвет времени. Чувашия. Открытый взгляд художника" начала работу в новочебоксарской школе № 12