Что изменится в России с 1 ноября 2024 года

Перед венчанием на царство проходили через Спасские ворота

Перед венчанием на царство проходили через Спасские ворота 2012 - год российской истории

Перед венчанием на царство проходили через Спасские ворота


0

На икону Спаса Нерукотворного молились казненные у Лобного места
26 апреля 1658 года, 354 года назад, главная из двадцати башен московского Кремля была переименована в Спасскую.

Она считается самой красивой, а была построена как Фролов­ская (название получила по церкви во имя святых Фрола и Лавра — туда вела дорога из Кремля через ворота башни) во время княжения Ивана III архитектором Пьетро Антонио Солари (установлено по надписи на белокаменных плитах башни) — так было начато сооружение восточной линии укреплений Кремля.
В 1658 году царь Алексей Михайлович специальным указом повелел именовать главную башню Кремля Спасской — в честь иконы Спаса Неруко­творного, которая находилась над воротами со стороны Красной площади (на нее молились преступники, которых казнили у Лобного места).
Ворота Спасской башни издавна считались главными в Кремле — через них запрещалось проезжать верхом и проходить с покрытой головой. Все правители России, начиная с Михаила Федоровича, перед венчанием на царство торже­ственно шествовали через них. Ворота также предназначались для торжественных церемоний духовенства, крестных ходов и выходов Патриарха, отправки на битву войск, встреч ино­странных послов.
В середине XVII века на Спасскую башню Кремля установили двуглавого орла, а в 1935 году — рубиновую звезду, которая вращается от ветра подобно флюгеру (высота башни со звездой достигла 71 метра). Внутри звезды круглосуточно горит лампа мощностью 5000 ватт.
В шатре Спасской башни находятся знаменитые кремлевские куранты — механические часы с гиревым приводом. Их предшественниками были старинные часы, установленные в 1491 году. В начале XVIII века их заменили на голландские часы “с музыкой”.
Нынешние куранты появились в середине XIX века. В октябре 1917 года они пострадали от попадания в них снаряда и были восстановлены к октябрю 1918 года часовщиком Николаем Беренсом.
Изначально куранты исполняли в 12 и 6 часов “Марш Преображен­ского полка”, а в 3 и 9 часов гимн “Коль славен наш Господь в Сионе” Дмитрия Борт­нянского, с 1918 года — в 12 часов “Интернационал”, в 24 часа — “Вы жертвою пали…”.
С 1938 года куранты только отбивали часы и четверти, а вновь стали исполнять музыку в 1996 году во время инаугурации Б.Ельцина — “Патриотическую песню” и мелодию хора “Славься”. После реставрации 1999 года музыку М.Глинки заменил государственный гимн России, официально утвержденный в 2000 году.
Художественный на бульваре Гидростроителей
Невозможно представить историю любого города без музеев. Наверное, старожилы помнят краеведческий музей Новочебоксарска, располагавшийся в 1970-е в одной квартире на улице Комсомольской. А в апреле 1983 года было положено начало другому значимому для города музею: тогда по инициативе главного архитектора Новочебоксарска Б.Шимарева в связи с 50-летием Союза художников Чувашии состоялось открытие Выставочного зала — филиала государственного художественного музея. Через четыре года коллекция зала суще­ственно пополнилась благодаря дару Союза художников РСФСР. Это было 651 произведение живописи, графики, скульптуры работы таких известных художников, как А.Грицай, А.Пантелеев, Г.Нисский, Э.Калнышев, А.Колчанов.
В 1996 году выставочный зал преобразовали в муниципальное учреждение культуры — “Художественный музей”. Ежегодно он принимает более 9 тысяч посетителей и проводит 20‑30 выставок, в том числе персональных (художников города и республики). Теперь в музейном фонде более 800 произведений живописи, графики, скульп­туры, декоративно-прикладного и народного искусства, в том числе обладающие большой ценностью коллекция В.Панина “Палех” и собрание живописи и графики С.Скрябина.
В музее проводятся лекции по искусству и истории города, встречи “Тайны ремесла” с мастерами изобразительного искусства и народными умельцами, поэтические музыкально-литературные вечера. Видели стены музея и экспозиции экзотических животных, и восковых скульптур, и компьютерные копии шедевров мировой живописи. При учреждении работает клуб “Друзья художественного музея”, объединяющий творческих людей города.

Для знатоков “Граней”

На вопросы третьей недели апреля правильно ответили пенсионеры Ю.Ершов, И.Ильин, В.Петров, преподаватель ОБЖ Г.Хусаинов; домохозяйка Н.Леушина:
а) персонаж классической русской литературы, в своих владениях заменивший барщину легким оброком и заслуживший за это у соседей репутацию опаснейшего чудака, а позже — фармазона и пьяницы, — Евгений Онегин;
б) прямое отражение в топонимике нашего города нашел зеленый цвет герба Новочебоксарска (бульвар Зеленый).

Вопросы четвертой недели апреля:
1. В какой известной советской пьесе рассказывается о ремонте часов Спасской башни? Кто ее автор?
2. Несколько лет назад в Художественном музее Новочебоксарска прошла выставка компьютерных копий всемирно известных картин, созданных примерно за полтысячелетия до его открытия. Под каким прозвищем известен миру их автор итальянец Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи и что оно означает?

Ответы принимаются в четверг, 26 апреля, по телефону 48-02-24 с 12.00 до 13.00; или до указанного времени отправляются по электронной почте на адрес alprosv@yandex.ru.
Отвечайте и выигрывайте подписку на “Грани”.
 

Татьяна Просвирнова
  • moscow13.jpg

Комментарии

Изображение пользователя Валерий Коржавин.

У Лобного места никого и никогда не казнили, там оглашали только приговор, а казнили на болотной площади!
Изображение пользователя Просвирнов Александр.

Однако камень там с бутафорской кровью стоял, именно на Лобном месте - видел лично в 60-70-е. В Википедии по этому поводу говорится: "Также распространено ошибочное мнение, что Лобное место являлось местом публичной казни в XIV—XIX веках. Однако казни на самом Лобном месте производились очень редко, ибо оно почиталось святым. Это было место для оглашения царских указов и других торжественных публичных мероприятий. Вопреки легендам, Лобное место не являлось обычным местом казни (казнили обычно на Болоте). 11 июля 1682 г. на нём отсекли голову раскольнику Никите Пустосвяту, указом от 5 февраля 1685 г. на Лобном месте было повелено и впредь совершать казни, но свидетелем казней оно стало только в 1698 г. при подавлении стрелецкого бунта. Для казней воздвигался специальный деревянный эшафот рядом с каменным помостом. Тем не менее, в переносном значении словосочетание «лобное место» (с маленькой буквы, так как имеется в виду не имя собственное) всё-таки иногда употребляется как синоним места казни, без географической привязки к какому-либо городу". Так что все нормально: рядом с Лобным местом при необходимости ставили эшафот и там казнили.
Изображение пользователя Валерий Коржавин.

Спасибо, Саша, за полный комментарий. Но по сути я прав, даже Пугачёва казнили на Болоте.
Изображение пользователя Просвирнов Александр.

Нет, не прав. "Никогда не говори никогда". Основную массу казнили на Болоте, но кого-то и на Лобном месте, кого-то рядом. Просто так камень, раскрашенный "кровью", там ставить не стали бы. Я еще пацаном был, дошкольником, когда его видел - было страшно. В память врезалось.
Изображение пользователя Мария Вазикова.

Раскрашенный кровью? Кошмар! А Лобного места я почему-то не помню....
Изображение пользователя Просвирнов Александр.

Нет, не настоящей кровью. Она была бутафорская - просто краска под кровь. Я помню этот камень в конце 60-х - начале 70-х. Позже почему-то не видел. Возможно, убрали.
Изображение пользователя Просвирнов Александр.

К слову, вот картина Сурикова "Утро стрелецкой казни". Тут и Лобное место, и Покровский собор виден.
  • Surikov_streltsi.jpg
Изображение пользователя Валерий Коржавин.

Убедил, сдаюсь! На память надейся, а проверять не стесняйся!