По призванию или по диплому?
Появившаяся в первых числах декабря информация о том, что Госдума РФ планирует внести поправки в Трудовой кодекс (ТК) об обязательном применении профессиональных стандартов, вызвала бурную реакцию в обществе. Еще бы, ведь новостные ленты запестрели сообщениями о том, что скоро россияне лишатся возможности работать не по профессии, а смогут трудоустроиться только по той специальности, которая указана в дипломе.
ИДЕИ В ДЕЛО
Стоит отметить, что автором идеи стал Президент России Владимир Путин. О том, что профстандарты “должны стать обязательными для государственных организаций”, он говорил еще год назад. Этой осенью соответствующие поправки в ТК прошли первое чтение в Госдуме, а до конца года существенно доработанный законопроект пройдет второе чтение.
В случае принятия в главном трудовом документе страны появится статья, описывающая применение работодателями профстандартов — “требований к тому или иному специалисту по уровню работы, стажу и набору умений”. С 2016 года соответствовать им должны будут сотрудники учреждений госсектора, а с 2020-го — все остальные.
Именно это и стало поводом для дискуссий. Люди взволновались, услышав, что законопроект предусматривает запрет на работу без соответствующего диплома об образовании.
СТАТИСТИКА ТРУДОУСТРОЙСТВА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
И это неудивительно, ведь в нашей стране большая часть населения трудится не по полученной профессии. Об этом говорят исследования. Например, в 2012 году Федеральная служба государственной статистики выяснила, что подтвержденную документом профессию имеют 87 проц. трудоспособного населения, но только у 40 проц. работа соответствует указанной в дипломе специальности.
По данным опроса “Экспертов рынка труда”, в 2014 году картина немного улучшилась. Оказалось, на сегодняшний день в своей профессиональной деятельности заняты 53,3 проц. респондентов, остальные — 46,7 проц. — уже сменили род занятий.
Трудоустройство выпускников — один из важнейших показателей при мониторинге эффективности вузов. Поэтому в учебных заведениях ведут статистику, сколько вчерашних студентов устроилось работать по полученной специальности.
В трех ведущих университетах Чувашии — ЧГУ им. И.Ульянова, ЧГПУ им. И.Яковлева и ЧГСХА — “Граням” в телефонном разговоре сообщили, что показатели по трудоустройству у них высокие — от 85 до 100 проц.
Чтобы добиться таких результатов, учебные заведения прикладывают немало сил: проводят встречи с потенциальными работодателями, заключают соглашения о сотрудничестве с профильными предприятиями и организациями, отправляют на практику на производство и многое другое.
И все же, как ни печально, по неофициальной статистике, большинство выпускников вузов в нашей стране работает не по специальности. Сообщается, что Минобрнауки РФ сейчас планирует провести исследование именно трудоустройства выпускников: для этого эксперты соединят базу данных выданных дипломов с информацией Пенсионного фонда России.
УВОЛЬНЯТЬ НЕ СТАНУТ
Впрочем, как оказалось, увольнять работников, не имеющих профильного образования, или запрещать им работать не по профессии никто не собирается. Об этом одной из первых после обнародования инициативы и последовавшей волны вопросов сообщила председатель комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Госдумы Ольга Баталина.
По ее словам, профстандарты будут носить рекомендательный характер, а на их основании работодатель разрабатывает внутренние локальные акты, в том числе должностные инструкции, определяющие требования к конкретной должности.
О.Баталина также отметила, что стандарты будут внедрены не для всех профессий, а только для имеющих социальное значение. “Есть специальности, для работы по которым требуется специальное образование: врачи, учителя, пилоты, целый спектр рабочих специальностей. В то же время для работы по другим специальностям требования к образованию не такие жесткие”, — сообщила она прессе и уточнила, что из 800 первоочередных профстандартов уже разработано примерно 250.
Опрос
Стандарт, конечно, важен, но...
А как относятся к законопроекту новочебоксарцы? “Грани” поинтересовались мнением молодых людей нашего города. Им мы задали два вопроса: трудятся ли они по специальности и насколько важно для работника иметь профильное образование? И вот какие получили ответы.
София ВАСИЛЬЕВА, эксперт ресурсного центра поддержки некоммерческих организаций Торгово-промышленной палаты ЧР: По диплому — географ, с возможностью заниматься преподаванием. Работа у меня тесно связана с экономической географией, а в рамках республиканского проекта “Экокультура: истоки и развитие” вела лекции. Последнее — мое увлечение, приносящее особую радость.
На мой взгляд, в образовании важны комплексность, умение логически мыслить, анализировать, планировать, а не профильность. В таком случае нужно полностью менять систему высшего образования и больше времени посвящать практике. Считаю, глупо ограничивать человека его специальностью. Так мы получим поколение недовольных жизнью неудачников.
Алексей САМСОНОВ, инженер ЧГПУ им. И.Яковлева: Получил специальность учителя физики и информатики, но преподавателем не работаю. Однако профессия у меня, можно сказать, все же профильная.
На мой взгляд, профильное образование важно, но только с тем условием, что оно соответствует действительности и человек прилежно учился. Считаю, не стоит обязывать людей работать по полученной профессии. В наиболее важных сферах жизни и без того действуют профессиональные стандарты. Ведь в медицинское или образовательное учреждение, на инженерные специальности не устроишься без соответствующего образования.
Кристина САМОТКАНОВА, студентка факультета русской и чувашской филологии и журналистики ЧГУ им. И.Ульянова: Недолгое время подрабатывала журналистом. Пока не уверена, что трудоустроюсь по профилю, возможно, попробую себя в другой сфере.
Считаю, у людей должен быть выбор. Почему журналист не может работать дизайнером, если у него способности есть, но нет корочки, и работодателя все устраивает? Ведь успех в работе зависит не от профильного образования, а скорее, от самого человека. Можно добиться высот, не имея диплома в той или иной области.
Если вводить профстандарты, то нужно, чтобы, как в СССР, университеты заключали договоры с организациями и по окончании учебы студенты отрабатывали там несколько лет.
Ольга БАТРАКОВА: По специальности — живописец-педагог. Окончив художественное училище, пять лет работала дизайнером корпусной мебели. Однако решила уйти в сетевой бизнес, так как увидела там больше возможностей для себя. Мое образование и нехватка творческой составляющей в новой профессии привели меня к тому, что параллельно стала работать визажистом.
Конечно, важно быть профессионалом в деле, которое выбрал. Ну а что, если ошибся и хочешь заниматься чем-то другим? Большую часть своей жизни мы отдаем работе, поэтому она должна приносить удовольствие, а не только соответствовать стандартам.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати