Что изменится в России с 1 ноября 2024 года

Попался раз — попадется снова

Новый закон позволит лишать лицензии автошколы, которые ему не соответствуют. Фото “РГ”Попался раз — попадется снова

Новый закон позволит лишать лицензии автошколы, которые ему не соответствуют. Фото “РГ”


0

Госдума приняла в третьем окончательном чтении поправки в закон о безопасности дорожного движения. Теперь автошколы под страхом лишения лицензии обяжут получать заключения об их профпригодности у ГИБДД, а водителям, которые попались на дорогах в нетрезвом виде, не так просто будет снова получить права.


Опять в школу
Новые поправки в закон довольно сильно меняют сегодняшнее положение автошкол. Сейчас они обязаны получить заключение Госавтоинспекции о соответствии их материальной базы установленным требованиям, соответствующим программам подготовки водителей. Однако это не всегда работало. Такая проверка утверждена приказом МВД. Но автошкола — это образовательное учреждение и подчиняется несколько другим требованиям. В данной истории, если автошкола не имеет заключения ГИБДД, то никто к ней и претензий предъявить не может, так как в лицензионных требованиях к образовательным учреждениям не предусмотрено заключений ГИБДД о соответствии материальной базы программам подготовки водителей. А поэтому и поводов для прекращения лицензии, если это требование не выполнено, нет.
Благодаря тому, что в закон о безопасности дорожного движения вносится пункт, который предусматривает обязанность автошкол проходить процедуру проверки в ГИБДД, придется вносить поправки в постановление правительства о лицензионных требованиях.
Сейчас компания, которая, например, получила лицензию на парикмахерскую деятельность, сможет разместить объявление об обучении водителей. Причем, любых категорий. Лицензия на профподготовку есть. А о какой профподготовке идет речь — не важно. И до сих пор никто не мог и не может перепроверить такую деятельность.
Теперь, благодаря закреплению в законе необходимых норм, будут изменены и лицензионные требования к тем образовательным организациям, которые готовят водителей.
Кроме того, давно установлено требование, чтобы автошколы раз в пять лет проходили проверку на соответствие своих программ, а также материальной обеспеченности программам подготовки водителей. За непрохождение привлечь к ответственности было невозможно. После принятия поправок в закон, а также внесения поправок в лицензионные требования такие возможности появятся.

Походи, подумай
Также принятые поправки вносят и другие изменения. Например, водителей, которые попались в нетрезвом виде за рулем и без прав, не допустят в ГИБДД к экзаменам на права. Так как прав их лишить нельзя, наказание будет достаточно справедливым и суровым: арест на 10–15 суток либо  штраф на 30 тысяч рублей. Однако сейчас, сразу после выхода из-под ареста, они могут пойти и получить права, если до этого прошли обучение и сдали экзамены.
Водители, у которых истек срок действия прав, также считаются бесправными. За управление в нетрезвом виде им также грозит до 15 суток ареста, без лишения прав. И они также не смогут прийти и получить права на следующий день после отбывания срока наказания. Согласно КоАП человек считается подвергнутым наказанию в течение года после его исполнения.
То есть после отбытия ареста такой водитель не сможет ни получить новые права, ни сдать экзамен на водительское удостоверение.

Иностранные на год
Еще одна новация — обмен водительских удостоверений для иностранных граждан. Они их смогут обменять только после сдачи экзаменов в ГИБДД. Водителям легковушек придется лишь сдать экзамен на знание правил дорожного движения Российской Федерации.
А вот водителям грузовиков и автобусов придется пройти для начала обучение в автошколах. После этого — сдать экзамены на права. Исключение — водители из Беларуси.
Примечательно, что устанавливаются четкие сроки необходимости обмена прав. Водителям придется их обменять в течение года после получения вида на жительство в России или гражданства нашей страны.
Кстати, эти правила касаются и граждан России. Если они получили права в ином государстве, им придется их обменять на российские в течение года после первого въезда на территорию РФ с водительским удостоверением иностранного государства.
Чтобы поменять иностранные документы на российские, им также придется сдавать экзамен на знание правил для “легковушек”. Или проходить новое обучение со сдачей экзаменов для грузовиков и автобусов.

Призывник взрослеет раньше
Однако есть и более приятные новости. Расширяются права тех водителей, которые управляют более высокими категориями транспортных средств. Если водитель имеет право управлять грузовиком с прицепом, то есть у него открыта категория “Е” (прицеп) к “С” (грузовик), то почему он не может управлять легковым автомобилем с прицепом? Сейчас же ему требуется пройти обучение и сдать экзамен на категорию “ВЕ”. После вступления в силу этого закона старшая категория по­кроет младшую. При условии, что у водителя уже есть права категории “В”.
Напомним, что законом ­установлены возрастные ограничения по получению прав на тот или иной автомобиль. Так, например, для мопедов и легких мотоциклов — 16 лет. Для обычных мотоциклов, “легковушек” и грузовиков — 18 лет. Для автобусов — 21 год. Однако для призывников, которые обучались вождению по направлению военкоматов, возраст получения прав будет сокращен. Они смогут получить права для грузовиков, в том числе с прицепами, с 17 лет. А для автобусов — с 19 лет. Но водить они смогут, до достижения положенного по закону возраста, только транспортные средства, принадлежащие воинским частям.
Закон вступит в силу 1 апреля 2024 года. Предполагается, что подзаконные акты к этому времени будут готовы.

  • Новый закон позволит лишать лицензии автошколы, которые ему не соответствуют. Фото “РГ”