“Прививка” музеем
Сегодня исполнилось ровно два года, как крупнейшим учреждением культуры нашей республики — Чувашским национальным музеем — руководит Ирина Петровна Меньшикова.
Нынешнее положение выпускницы Чебоксарского художественного училища и Чувашского государственного университета им. И.Н.Ульянова кто-то может счесть алогичным, но случайностей, как известно, не бывает. И, наверное, Ирине Петровне предстояло поработать учителем рисования и черчения в Эльбарусовской средней школе, истории, культуры родного края в чебоксарской школе № 49, художником-оформителем на агрегатном заводе, вожатой в популярнейшем пионерском лагере “Орленок”, научным сотрудником Чувашского государственного художественного музея, преподавателем художественно-графического факультета педуниверситета, прежде чем судьба привела ее в Национальный музей. Сначала заместителем руководителя, а затем и директором.
— Не испытывали страха, соглашаясь на руководящую должность, ведь опыт музейной работы на тот момент был небольшой?
— Страх, наверное, присущ человеку, но когда начинаешь идти ему навстречу, преодолевать, исчезает.
У меня, по большому счету, не было возможности раздумывать. Когда уходил Эдуард Константинович Бахмисов (предшественник Меньшиковой. — Авт.), я была его замом. Завершалась работа над постоянной экспозицией, сроки очень сжатые. Гостей Международного кинофестиваля хотелось встретить в новых залах. Думать: страшно не страшно, получится не получится — некогда. Нужно было впрягаться в дело. И делать. Тем более в этой упряжке я уже была.
— В 2011 году Национальный музей отметит свое девяностолетие. За столько лет в его фондах скопился не один десяток тысяч экспонатов. Есть среди них особенные, уникальные, составляющие гордость учреждения?
— Сегодня Национальный музей — главный музей чувашского народа — имеет статус регионального, работающего на имидж республики, не зря же его посещают важные гости. История Чувашии предметно представлена только у нас. На конец 2009 года в музее насчитывалось более 180 тысяч единиц хранения.
Нашу гордость составляют коллекция женского национального костюма, серебряные украшения, документы ХVII века, рассказывающие о Чебоксарах (с картой города, списочным составом служивых людей). Есть у нас еще две ризы, некогда принадлежавшие епархии, но они требуют восстановления, так как во время голода в Поволжье с них сняли драгоценные камни. В реставрационных мастерских Грабаря подтвердили их уникальность, средств же у музея на реставрацию пока нет.
Уникальны и два императорских ковша — екатерининский и елизаветинский. Первый был подарен в эпоху пугачевского восстания купцам Ядрина за то, что не открыли ворота повстанцам. История второго, елизаветинского, изучена не до конца, даже не известно, как он появился в фондах в 1930 году.
Уникальна чувашская вышивка ХVIII века, которая имеет не столько эстетическую, сколько сакральную значимость, хотя к названному времени, думаю, смысл вышитых знаков был уже утерян. Ценность представляет надмогильный камень 1557 года: надпись на нем выполнена арабской вязью, но чувашскими словами.
В фондах хранится мундир рядового лейб-гвардии Кексгольмского Императора Австрийского полка. Буквально на днях выяснилось, что он очень редкий. Хотим его реконструировать, но пока не можем подобрать сукно. Вообще, копия требует использования абсолютно тех же материалов, что и в оригинале, а мы делаем так называемые реплики — восстанавливаем максимально приближенно к оригиналу. Помогают нам художественно-графический факультет педуниверситета и художественное училище. Так, недавно дипломница худграфа восстановила мужской свадебный костюм ХVIII века.
Чем больше мы изучаем свои фонды, тем больше понимаем, что у нас есть редкие, неповторимые вещи. Некоторые из них для посетителей, может быть, не столь интересны, зрелищны, но с точки зрения исследователей уникальны.
— Как пополняется фонд музея?
— Сегодня в основном за счет частных лиц. Так, получили в дар от жителя Чебоксар коллекцию из 500 значков с изображением Ленина. В прошлом году жительница Самарской области подарила музею три предмета из серебра. Мы не успели вручить полагающуюся в таких случаях благодарность. Хорошо, что хоть имя узнали.
В советское время фонд прирастал благодаря экспедициям. В течение 20 лет у музея не было такой возможности, но в последние годы нам удается снаряжать археологические. В нынешнем отправили заявку на аварийные раскопки горна в районе Ильинки Моргаушского района, где в позапрошлом году обнаружено Шешкарское городище. Расположенное в пойме Волги, оно ежегодно подмывается водой, и существует реальная угроза его уничтожения. Пока есть еще время исследовать место стоянки людей и сберечь предметы, которые могут обогатить археологическую науку.
Пополнение фондов происходит и благодаря этнографическим экспедициям в деревни. Сбором материалов активно занимаются также наши сотрудники. Экспонаты остаются после проводимых в музее персональных выставок, юбилеев. Кроме того, на эти цели в бюджет заложена небольшая сумма.
— Хранение экспонатов требует соответствующих условий. Они в музее созданы?
— Состояние фондов во многих музеях страны вызывает большую тревогу, поскольку нет приспособленных фондохранилищ. Это и наша проблема. У нас имеются несколько помещений со специальным современным оборудованием, появившихся после реконструкции здания музея, но они вмещают незначительную часть фондов.
В республиканскую программу развития культуры Чувашии до 2020 года внесен пункт по строительству фондохранилища — предполагалось начать работы в 2013 году, но кризис все планы спутал...
— В Чувашии существует целая сеть музейных учреждений. Вы как “старший брат”, имеющий в своем составе четыре филиала, можете влиять на их деятельность?
— Многие музеи в советское время были нашими филиалами, среди них два алатырских, Ибресинский, Марпосадский, Канашский. После разделения централизованной музейной сети в субъектах их передали муниципальным властям. Самым последним в 2006 году от нас отделился мемориальный комплекс летчика-космонавта СССР Андрияна Николаева.
Сегодня в республике 10 муниципальных, 36 общественных и один частный музей. Наш является для них методическим центром. Мы проводим семинары, делимся опытом, помогаем открывать новые выставки, сейчас, например, наши сотрудники абсолютно бесплатно создают экспозицию музея в школе Ибресинского района.
В последнее время прослеживается удивительная тенденция — в районах начали организовывать музеи. Видимо, приходит понимание того, что они необходимы. Что такое музей в районе? Место, куда может прийти любой человек, место, где, пусть это звучит и пафосно, соединяются прошлое и настоящее. А для районных властей — возможность показать уникальность данного поселения, воспитать чувство патриотизма, гордости за людей этой земли. В Марпосаде успешно работает музей, где главной темой является купечество, в Кугесях — имя Бичурина, в Моргаушском районе — Никольского, в Батыревском — хлеб...
— В подвале одного из зданий, принадлежащих Национальному музею, открыт ресторан. В тридцатые годы прошлого столетия в этих помещениях находилась тюрьма НКВД. Не находите ли вы, что правильнее было бы открыть там экспозицию?
— Музей располагается в девяти объектах недвижимости. Нам они переданы Чувашской Республикой в оперативное управление. Вопрос их аренды решает Министерство имущественных и земельных отношений. В декабре 2009 года мы вернули себе здание, в котором находился ломбард. Используем его пока для хранения фондов. Со временем, возможно, разместим там экспозицию.
Музей не имеет права открыть свое кафе. Наличие торговой точки на его территории — это неплохо. Тем более ресторация потчует посетителей блюдами чувашской кухни.
У Эдуарда Константиновича была идея сделать всю историческую часть города музейным кварталом. Но подобные вопросы решаются очень медленно.
— Как вы относитесь к передаче в собственность Православной Церкви бывших государственных музеев, экспонатов?
— Вопрос передачи религиозным организациям имущества религиозного значения, находящегося в государственной и муниципальной собственности, очень сложный. Разработаны проекты федеральных законов, которые обсуждаются. У Союза музеев России есть свои предложения. Если говорить конкретно о Национальном музее, то у нас большой опыт совместной работы с Чебоксарско-Чувашской епархией. Например, в Национальном музее уже год существует и пользуется популярностью выставка “Христом связуя времена”, посвященная истории православия на территории Чувашии.
Культовые предметы, конечно же, создавались, чтобы быть в церкви. И, возможно, только благодаря музеям они сохранились, когда разрушались церкви. Поэтому не вижу необходимости изменять то, что сложилось. Нужно думать о том, как дальше строить отношения, как дальше существовать с тем, что имеем. Тем более музей и церковь “работают” в общем-то на одно — на духовность общества. Задачи у нас одни. И надо очень деликатно, аккуратно подходить к каждому случаю передачи имущества Церкви.
— Есть мечта, которую сейчас осуществить невозможно?
— Проектов много. Один из них — организация музея политических репрессий. Очень хочется открыть музей чувашской вышивки, может быть, даже ремесел. Огромное желание создать детский музей. Это будет пространство, где экспонаты можно потрогать, по ним полазить, ведь дети, особенно младшего возраста, воспринимают окружающий мир, трогая его руками, пробуя на зуб... Мы и сегодня не запрещаем постучать по наковальне, подержать инструменты, сесть за парту, написать на грифельной доске...
Чтобы ввести ребенка в музейное пространство, познакомить с ним, вырастить своего посетителя, нужна музейная прививка. Если малыш приходит в музей в три года, максимум в семь лет, есть надежда, что он вернется сюда.
— Ваши собственные дети получили такую прививку?
— А куда им деваться? Интересно же, что там мама делает. Им нравится приходить на выставки. Классы, где учатся дети мои и сотрудников, тоже знают, что такое музей. Однажды, придя домой, на балконе обнаружила целую экспозицию. Инструменты, приспособления по фотоделу были аккуратно разложены. Сын мне гордо объявил, что это музей.
— Не испытываете дискомфорта, что не реализуете себя как художник?
— Так сложилось, что художественное образование у меня ушло в теоретическую сторону. Я окончила аспирантуру по искусствоведению. Тема диссертации — творчество знаменитой чувашской художницы по вышивке Екатерины Ефремовой.
Есть такое замечательное выражение: “Ангел, запертый в клетке, превращается в дьявола”. Что такое ангел? Это наши способности, творческая энергия, данная человеку с рождения. Женщине проще — она “творит” детей. Нет их — может найти себя в каком-то деле. Если же творческий потенциал не реализуется, некуда девать энергию, то человек или начинает болеть, или тратит энергию на какие-то другие вещи — становится “дьяволом”. Мой творческий потенциал полностью реализуется здесь, в музее.
Прикрепленный файл | Размер |
---|---|
Директор Чувашского национального музея Ирина Петровна Меньшикова. | 175.76 кб |
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати