Что изменится в России с 1 ноября 2024 года

Пустить на самокат. Чтобы транспорт обрел положенный статус, нужно менять ПДД

Пустить на самокат. Чтобы транспорт обрел положенный статус, нужно менять ПДД самокат электросамокат

Пустить на самокат. Чтобы транспорт обрел положенный статус, нужно менять ПДД

Зампред комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты РФ Александр ХОЛОДОВПустить на самокат. Чтобы транспорт обрел положенный статус, нужно менять ПДД самокат электросамокат

Зампред комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты РФ Александр ХОЛОДОВ

Депутат Госдумы Светлана БЕССАРАБ.Пустить на самокат. Чтобы транспорт обрел положенный статус, нужно менять ПДД самокат электросамокат

Депутат Госдумы Светлана БЕССАРАБ.

Сенатор Александр БАШКИН.Пустить на самокат. Чтобы транспорт обрел положенный статус, нужно менять ПДД самокат электросамокат

Сенатор Александр БАШКИН.

Валерий ФАДЕЕВ, советник Президента России, председатель Совета по развитию гражданского общества и правам человекаПустить на самокат. Чтобы транспорт обрел положенный статус, нужно менять ПДД самокат электросамокат

Валерий ФАДЕЕВ, советник Президента России, председатель Совета по развитию гражданского общества и правам человека


0

Все чаще мы видим, как по дорогам и тротуарам на вполне впечатляющей скорости проносятся самокатчики, заставляя водителей автомобилей совершать небезопасные маневры, а пешеходов в ужасе отпрыгивать в сторону. Верховный суд России отказался идти навстречу исковым требованиям изменить Правила дорожного движения в части признания электросамокатов транспортными сред­ствами. Тем не менее ряд СМИ восприняли решение суда ровно наоборот, решив, что Фемида таким образом предложила Кабмину РФ решить давно наболевшую проблему: электросамокат — это транспорт со всеми вытекающими по закону требованиями.

Опасность есть, решения нет
Суть дела: с административным иском в Верховный суд обратился Давит Чепечян, ставший участником ДТП с электросамокатом, вызвавшего серьезные послед­ствия. Чепечян просил оспорить пункт ПДД, в котором дается определение механическому транспортному средству, под которое пока не подпадают средства индивидуальной мобильности. То есть тот же электросамокат. Суд отказал в удовлетворении иска. Почему?
“Российская правовая система не является прецедентной, то есть решение по частному делу, пусть даже принятое Верховным судом, не является указанием принимать аналогичные решения по другим таким делам.
К тому же электросамокат и прочие средства индивидуальной мобильности не фигурируют в ПДД, — объяснил зампред комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты РФ Александр ХОЛОДОВ. — Водители электросамокатов правилами в отдельную категорию участников дорожного движения пока не выделены, и Верховный суд сделать этого не может. Вопрос был скорее в отнесении электросамокатов к источникам повышенной опасности, чтобы причиненный ими вред мог квалифицироваться по соответствующей статье Гражданского кодекса”.

Пора что-то делать
Тем не менее о том, что новую самоходную технику пора отнести хоть к какой-то категории, говорят многие эксперты. В Общественной палате не раз поднимался этот вопрос, но он упирался в невозможность вносить точечные изменения в ПДД из-за действующих норм. Изменить правила сейчас можно, если только выполнить переутверждение всего документа полностью.
“В Правитель­ство направлен запрос об изменении ПДД в точечном порядке, чтобы навести порядок с электросамокатами. Однако предположу, что прокатный сезон-2022 пройдет по старым правилам, а точнее, без правил”, — рассказала депутат Госдумы Светлана БЕССАРАБ.
Человек на самокате сегодня по сути пешеход, хотя транспорт на электротяге способен развивать скорость явно больше человеческой, до 25 км/ч. Наезд на бесколесного прохожего в этом случае чреват самыми тяжелыми послед­ствиями, при этом разбиратель­ство будет вестись как некое столкновение двух пеших людей.
“Для владельцев определенных категорий электросамокатов и других так называемых средств индивидуальной мобильности необходимо ввести обязанность получать допуск к управлению ими. Для этого нужно сдать хотя бы минимум основ управления и экзамен на знание Правил дорожного движения. Такие требования предстоит предъявить для управления не всей мобильной техникой, а лишь теми моделями, которые действительно могут потенциально нанести серьезный вред. То есть потребуется определить, до какого веса, мощности и технического уровня самокат — это игрушка, а с какого — уже серьезное устройство, требующее повышенной ответственности”, — считает сенатор Александр БАШКИН.


ЦИТАТА
Валерий ФАДЕЕВ, советник Президента России, председатель Совета по развитию гражданского общества и правам человека:
— Надо как можно скорее менять ПДД. Как обыватель, я не понимаю, чем отличаются электросамокат и велосипед с электрическим двигателем от мопеда. Курьеры и доставщики еды, которые мечутся со скоростью 40 км/час по встречной и тротуарам, — страшное зрелище. А где шлем? А страхование? Кто за это будет отвечать — компания, которая предоставляет прокат, или сами пользователи? А как их распознать?
Позиция СПЧ однозначна: надо вводить эти новые виды транспорта и развлечений в правовое поле. Никаких других мнений здесь быть не может. Нас поддерживают и опросы общественного мнения. Обиды со стороны молодежи надо учитывать, но они не должны быть решающим фактором. Как только будут законодательные предложения, мы готовы подключиться и дать свое заключение.

  • 1samokat.jpg
  • Зампред комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты РФ Александр ХОЛОДОВ
  • Депутат Госдумы Светлана БЕССАРАБ.
  • Сенатор Александр БАШКИН.
  • Валерий ФАДЕЕВ, советник Президента России, председатель Совета по развитию гражданского общества и правам человека