Что изменится в России с 1 мая 2024 года

Реформами не навреди!

Реформами не навреди! образование Нацпроект

В перерыве министр образования и науки РФ А.Фурсенко активно общался с педагогами


0

Заметным событием прошлой недели в Чувашии, как “Грани” уже сообщали, стало Всероссийское совещание региональных министров образования и руководителей соответствующих департаментов в субъектах Российской Федерации. В нем приняли участие министр образования и науки РФ Анд­рей Фурсенко, Президент Чувашской Республики Николай Федоров, руководители Рособразования и Рос­обрнадзора.


Образование в Чувашии...
Реформа образования в Чувашии началась еще в 1996 году с программы “Новая школа”. В настоящее время на территории республики действуют 138 ресурсных центров и базовых школ, куда организован подвоз ребят на школьных автобусах. Что же в итоге всех преобразований? Вот лишь один факт: результаты ЕГЭ сельских школьников в ресурсных центрах сравнялись с итогами учащихся городских школ. В целом поступаемость в престижные вузы Москвы и Санкт-Петербурга выросла за эти  годы в сто раз, число призеров всероссийских и международных олимпиад  увеличилось в десятки раз. Это стало возможным благодаря тому, что условия обучения в школах Чувашии сейчас соответствуют задачам двадцать первого века, а не прошлого, когда решалась историческая проб­лема ликвидации безграмотности, и школ нужно было как можно больше... “Кто этого не понимает — безнадежно отстанет”, — подытожил глава Чувашии Николай Федоров. И добавил: “Инициатива Президента РФ Дмитрия Медведева “Наша новая школа” совпадает с нашей программой не только в названии, но и по сути. Значит, в совмест­ной деятельности федерального цент­ра с пилотными регионами определилось то видение будущей системы образования в России, которое наиболее полно соответствует реалиям завтрашнего дня”.
...и России
В своей речи министр образования и науки РФ А.Фурсенко коснулся самых разных аспектов развития системы образования. Остановимся на некоторых из них.

О студентах и вузах
Ситуация в настоящее время такова, что количество учащихся в вузах из года в год сокращается. Все идет к тому, что через 3-4 года количе­ство студентов в российских высших учебных заведениях уменьшится вдвое по отношению ко дню сегодняшнему. К этому надо готовиться. Как именно? На этом вопросе А.Фурсенко подробнее остановился на встрече со студентами и преподавателями ЧГУ, которая состоялась после пленарного совещания. По мнению министра, сегодняшняя система, когда в стране действуют 1500 вузов и около 2200 их филиалов, ненормальная. Ее необходимо менять. В недалеком будущем статус высшего учебного заведения сохранят лишь те, в которых занимаются инновационной деятельностью, во взаимосвязи с наукой, промышленностью, экономикой продвигают научные исследования в сферу практиче­ского применения.

О Годе учителя, роли педагога в современном мире и престиже профессии
Оргкомитет по подготовке и проведению Года учителя возглавляет председатель правительства В.Путин. В 2010-м запланировано много меро­приятий: конференций, форумов, совещаний. “Мы должны использовать эту возможность для повышения престижа профессии”, — заметил А.Фурсенко. Так, в конкурсе “ТЭФИ-регион-2010” по­явится новая номинация “За лучшую телевизионную работу о школе и об учителях”.
Кстати, и газета “Грани” в рамках традиционного конкурса “Школа-пресс-2010” объявила две новые номинации — “Лучший материал о ветеранах-педагогах — участниках Великой Отечественной войны” и “Лучший материал о школьном учителе”.
В.Путин во время заседания орг­комитета отметил, что со времен “Доживем до понедельника” в России не снимали хороших фильмов об учителях. По мнению министра, в Год учителя это упущение следует исправить.
Сейчас учитель перестал быть главным источником знаний, эту функцию у него “отобрали” Интернет и другие коммуникационные технологии. В со­временном мире учитель организует работу учащихся с информацией, благодаря ему класс становится коллективом. Важнейшая функция педагога — обеспечить социализацию каждого ученика в обществе.

О ЕГЭ и доверии к нему
Несколько заявлений А.Фур­сенко касались непосредственно Единого государственного экзамена. Главное: отказа от ЕГЭ не будет, как бы того кому-то ни хотелось. Экзамен перестал быть экспериментом, вошел в “штатный режим” и по-прежнему будет являться основной (но не единственной) формой проверки знаний выпускников школ. В этом Минобрнауки поддер­живают Президент России Дмитрий Медведев и глава правительства Владимир Путин. Да, требуют совершен­ствования процедура проведения ЕГЭ и контрольно-измерительные материалы. И это делается. Что касается итогов ЕГЭ-2009, то “в ряде регионов они таковы, что доверять им мы не можем”, — заявил А.Фурсенко. Несколько позже он приоткрыл тайну о причинах такого недоверия. Минобрнауки РФ сопоставляет число участников заключительного этапа всероссий­ской олимпиады школьников из конкретных регионов и количество школьников, получивших высокие баллы на ЕГЭ. Обычно цифры различаются незначительно, иногда даже совпадают. Если же в регионе много “стобалль­ников”, но нет ни одного победителя олимпиады, то это выглядит подо­зрительно.

О зарплате и требованиях к преподавателям
В 2005 году средняя зарплата учителя по России составляла 4911 рублей. В январе-июле 2009 года — 12473 рубля. С учетом инфляции заработная плата за это время реально выросла в 1,7 раза. По мнению А.Фурсенко, средняя зарплата в образовании не должна быть меньше, чем средняя зарплата по экономике в каждом конкретном регионе. В ряде субъектов Федерации (преимущественно там, где реализован комплексный проект модернизации образования) этого достичь удалось.
Конечно, новые подходы в образовании усиливают требования, предъявляемые к учителю. Однако важно пом­­нить: прежде чем что-то требовать от педагога, необходимо создать условия. Например, перед тем, как вводить обязательное условие о знании педагогами информационных технологий, следует организовать соответствующие курсы повышения квалификации, дать им возможность профессионально совершенствоваться. Но если человек отказывается расти, то он должен уйти из школы.
В новых образовательных стандартах большое внимание уделено внеурочной работе учителя. “Призываю вас ориентировать учителей, чтобы они максимально активно работали с ребятами вне класса, вне школы”, — обратился к региональным чиновникам от образования федеральный министр. 

О школах больших и маленьких
В нынешнем году Президент России Дмитрий Медведев дал задание разработать новые архитектурные проекты школ. Демографический спад не вечен, уже в нынешнем году количе­ство первоклассников увеличилось по сравнению с годом предыдущим.
Какие школы строить: крупные или небольшие? А.Фурсенко уверен, что понадобятся и те, и другие. Не всегда приемлем вариант с укрупнением учебных заведений и созданием ресурс­ных центров. В некоторых регионах это сделать невозможно. А вот сохранять здания аварийные и ветхие не нужно. Постепенно их должна заменить “новая во всех отношениях образовательная сеть”.

Вместо послесловия
“В 2004 году, когда принимали прио­ритетный национальный проект “Образование”, многие его задачи казались фантастичными, — подытожил министр. — Однако выполнить их удалось. Сейчас перед образованием стоят новые задачи. Однако революционные изменения в отрасли опасны не менее, чем отказ от преобразований. Главная задача на сегодняшний день — найти баланс между двумя этими крайностями, идти по пути реформ по­этапно, помня о принципе, который актуален не только для медиков: “Не навреди!”.