Что изменится в России с 1 ноября 2024 года

Роман с Антарктидой

Вертолет — основной транспорт белого  континента. Роман с Антарктидой антарктида

Вертолет — основной транспорт белого континента.

Ледокол “Академик Трёшников” в отличие от “Академика Федорова” направляется к западному, а не восточному побережью Антарктиды. Фото из архива М.ЕгороваРоман с Антарктидой антарктида

Ледокол “Академик Трёшников” в отличие от “Академика Федорова” направляется к западному, а не восточному побережью Антарктиды. Фото из архива М.Егорова

P1020358.JPGРоман с Антарктидой антарктида

P1020358.JPG

P1020370.JPGРоман с Антарктидой антарктида

P1020370.JPG

P1020524.JPGРоман с Антарктидой антарктида

P1020524.JPG

P1030017.JPGРоман с Антарктидой антарктида

P1030017.JPG

P1050640.JPGРоман с Антарктидой антарктида

P1050640.JPG

P1040348.JPGРоман с Антарктидой антарктида

P1040348.JPG

P1030925.JPGРоман с Антарктидой антарктида

P1030925.JPG

P1050637.JPGРоман с Антарктидой антарктида

P1050637.JPG


2

Уроженец Новочебоксарска Михаил Егоров из тех редких людей, кому довелось побывать близ обоих полюсов земного шара: в Арктике и Антарктиде. Время с ноября по апрель он обычно проводит на самом южном континенте Земли. Михаил — геолог I категории Полярной морской геолого-разведочной экспедиции, базирующейся в Санкт-Петербурге. К родителям в Новочебоксарск выбирается нечасто, но в один из приездов нашел время для беседы с журналистом “Граней”.

Наша справка

Михаил Егоров родился в 1974 году. В 1992-м окончил новочебоксарскую школу № 5. Решил пойти по стопам родителей, много лет проработавших в экспедиции № 45, и стать геологом, однако провалил вступительные экзамены на географический факультет Казанского госуниверситета. Уже после службы в армии стал студентом Московской государственной геолого-разведочной академии. Окончил ее по специальности “Поиски и съемка полезных ископаемых”.
Сначала трудился в составе Центральной арктической геолого-разведочной экспедиции (ЦАГРЭ), потом перешел в Полярную морскую геолого-разведочную экспедицию (ПМГРЭ). С 2003-го по 2005 годы работал на законсервированной станции на Новой Земле (подробно об этом периоде в материале “В компании с пингвинами и белыми медведями”, “Грани” за 8 августа 2007 года).
После возвращения в Санкт-Петербург М.Егорова включили в состав антарктической геофизической экспедиции.

— Михаил, каким образом добираетесь до Ан­тарк­тиды?
— Раньше на научном судне “Академик Федоров” (принадлежит оно НИИ Арк­тики и Антарктики) путь от Санкт-Петербурга до Антарк­тиды занимал примерно два месяца. Столько же и обратно.
Сейчас с коллегами по­ступаем по-другому. В ноябре вылетаем в Кейптаун, там “Академик Федоров” на несколько суток устраивает стоянку. Присоединяемся к экспедиции. Еще через три недели ледокол прибывает к восточному побережью Антарктиды. С началом антарк­тического лета (в декабре) приступаем к работе.
Домой через несколько месяцев отбываем таким же путем, но в обратном порядке. Остальное время проводим в Санкт-Петербурге за обработкой собранных материалов.      
— По дому скучаете?
— Конечно. На родину всегда тянет. Наверное, как со всеми моряками, которых на берегу зовет море, а когда они на корабле — наоборот. В экспедиции я очень скучаю по дому, но как только приезжаю, начинает тянуть обратно (смеется).
— Чем привлекает Антарктида?
— По сути, это большое белое пятно для науки. В этом плане она куда интереснее Арктики.
— С недавних пор часто говорят о начале разработки полезных ископаемых и добыче нефти на арктическом шельфе. Ждет ли что-то подобное в ближайшее время Антарктиду?
— Насколько мне извест­но, минимум до 2024 года продлится мораторий на какое-либо экономическое использование полезных ископаемых в Антарктиде и даже их разведку.
В соответствии с конвенцией об Антарктике, вступившей в силу 23 июня 1961 года, континент не принад­лежит ни одному государ­ству, там разрешена только научная деятельность.
Подсчет ресурсов возможен лишь самый общий, он дает представление, может тот или иной участок содержать определенный вид полезного ископаемого или нет.
— Анализ делают на основе результатов проб?
— Да. Бурение запрещено, но отбор образцов молотком той или иной горной породы разрешен. В принципе, это моя непосредственная обязанность. Я специализируюсь именно на этом.
— Многие представляют Антарктиду как территорию, укрытую многометровым одеялом снега и льда. Что можно найти в таких условиях?
— Большая часть Антарк­тиды действительно является ледяной пустыней. Однако в горах и на холмах летом снега мало или со­всем нет. Там, где мы работали по­следний раз, геология весьма сложная, смена пород частая. Отбор проб идет только с поверхности. Что на вершине холма видим, то и изучаем.
В районе горных выходов можно найти много интересного. Еще в советское время, к примеру, были обнаружены рудопроявления железистых кварцитов. В геологическом плане Антарктида доступна для работы с декабря по конец февраля — начало марта.
— Какая в это время стоит погода?
— На побережье вполне приемлемая. Плюс 5-7 градусов. В солнечные дни можно даже в рубашке или футболке ходить. В глубине континента картина иная. Например, в районе станции “Восток” (самая холодная точка мира) в это время 45-50 градусов мороза. Зимой гораздо холоднее.
— Насколько территория изучена геологами?
— Где-то на 400 километров вглубь от побережья. В период разгрузки по прибытии и погрузки перед возвращением на родину живем на прибрежной станции “Прогресс”. Есть у ПМГРЭ и своя станция.
Вообще, геологов вертолетом забрасывают в район будущей работы. Доставляют несколько жилых модулей, организуют полевой лагерь для пяти (обычно) человек. Периодически прилетает вертолет, чтобы доставить геологов по необходимости на ту или иную точку.     
— Расскажите о быте современных исследователей этой части света.
— На круглогодичной   российской станции “Прогресс” бытовые условия приближены к город­ским. Есть горячая вода, душ, канализация. В полевой сезон здесь работают более 200 человек. Среди них рабочие, механики, медики, геологи и даже журналисты.
— Как Россия представлена в Антарктиде?    
— В плане научных достижений явных лидеров нет. Все страны вносят свой вклад. Другое дело, что Россия изучает континент весьма активно. Среди других выделю Австралию. У нее в Антарктиде, если не ошибаюсь, три станции.
— Влияет ли политика на общение представителей разных стран?
— Ни в коей мере. Во всяком случае, никаких санкций здесь нет, и даже представить их трудно. Все максимально дружелюбны друг к другу. Последний раз мы работали на островах близ австралийской станции Дейвис. Были на ней частыми желанными гостями.
— Можете вкратце изложить суть вашей научной работы?
— Она посвящена изучению метоморфизма древних толщ, или тому, как в течение миллиардов лет менялись горные породы в Антарктиде. Практиче­ское применение этим знаниям так сразу трудно подыскать, исследование ближе к фундаментальным наукам. Со временем оно может принести очень большую пользу.
Представьте себе разбитое зеркало. Чтобы собрать цельную картину, нужно каждому осколку найти свое место. Так и общее представление о том, как формировались и менялись континенты, невозможно получить без “осколка” — Антарк­тиды.
— Кого еще из российских ученых интересует Антарк­тида и по какой причине?
— Например, биологов. Сейчас они изучают подледный мир прибрежной части материка. При нас работали аквалангисты из Москвы и Санкт-Петербурга. Или врачей. Они исследуют воздей­ствие климата на организм человека. Физики тоже были в группе, в основном их интересовали явления в атмо­сфере. Ученый мир здесь состоит из представителей самых разных сфер.
— Проблему засоренности Арктики, к примеру, металлическими бочками из-под горючего, недавно начали решать. А на южном континенте?
— Да, здесь также задумались об этом. Бочки прессуют, упаковывают в контейнеры и вывозят. В Кейптауне сдают на металлолом. Нового загрязнения нет, однако старого мусора столько, что процесс очищения может затянуться на несколько десятилетий.
— Выходные у вас бывают?
— Во время экспедиции нет. Просто по возвращении  в Санкт-Петербург нам добавляют дни к отпуску.
— Не угнетают одна и та же обстановка, люди вокруг?
— Разве что под конец сезона такое случается. Просто есть люди, способные трудиться в таких условиях, и не способные. Последние по окончании первой же экспедиции дают себе зарок никогда не связываться с такой работой.
Что касается нашего коллектива, то мы давно психологически притерлись друг к другу, работаем практически без конфликтов. Дружим, что называется, семьями. После Антарктиды заметил, что стал спокойнее, даже флегматичнее. Вернувшись в Питер, первое время думал: “Что ж все такие агрессивные-то?”.     
— Востребованность в полярниках есть? Где на них учат?
— Кадровый голод ощутим, нужен приток молодежи. Если получать геологическое образование, то, по большому счету, неважно где. Главное, учиться отлично, получить знания по самым древним породам, и... возьмут с удовольствием.
— Несколько человек в редакции попросили меня задать вопрос: пингвины приходят в лагерь?
— На побережье да, часто. Пока не линяют, человека они не боятся. Впрочем, все зависит от вида. Императорские чуть выше пояса взрослого человека, к людям приближаться не любят. Пингвины Адели — самые распространенные, по колено взрослому человеку, очень любопытны.
Кстати, подкармливать запрещено любых животных. За этим следят экологи.
— В Антарктиде есть полиция?
— Нет, чего-то серьезного, вроде краж, на моей памяти не случалось.
— В нескольких голливудских фильмах действие происходит на южном континенте. Насколько правдива воссозданная в кино обстановка, детали быта?
— Реалиям они совсем не соответствуют. Смотреть такие фильмы полярнику бывает ужасно смешно. Другое дело документальные фильмы, вот им верить можно.
— Кто определяет ваше участие в экспедиции?
— Раньше в большей степени решал работодатель.Сейчас я достиг того уровня квалификации, что решаю сам. Прошлую экспедицию пропустил, занимался кандидатской диссертацией. Нынешней осенью, наверное, поеду.
— Есть желание завести семью, детей?
— Пора бы уже, конечно. Но при поездках продолжительностью почти полгода это невозможно. Женитьба означала бы полную смену образа жизни, я пока к этому, наверное, не готов.
— Романтичное отношение к Антарктиде осталось?
— Романтики стало, возможно, меньше, но она не исчезла до конца. Пейзажи, флора и фауна Антарктиды продолжают меня восхищать.

 

  • Вертолет — основной транспорт белого  континента.
  • Ледокол “Академик Трёшников” в отличие от “Академика Федорова” направляется к западному, а не восточному побережью Антарктиды. Фото из архива М.Егорова
  • P1020358.JPG
  • P1020370.JPG
  • P1020524.JPG
  • P1030017.JPG
  • P1050640.JPG
  • P1040348.JPG
  • P1030925.JPG
  • P1050637.JPG

Комментарии

Изображение пользователя Просвирнов Александр.

Очень интересно и познавательно, с большим удовольствием прочитал.

Изображение пользователя Екатерина 15.

Александр, присоединяюсь! Очень интересно!

Изображение пользователя Marietta.

Да, читается интересно! И кадры восхитительные! Спасибо авторам(статьи и фотографий)!