Ругать — запрещенный прием
“Родители как дети, когда речь идет о воспитании. Иногда словно слепые котята — хотят ребенку помочь, а как, не знают, вот и пробуют разные способы на своих малышах”, — делилась своими размышлениями учитель-дефектолог детского сада № 48 Оксана Ильина, посетив редакцию. Заметила также, что воспитание требует большой педагогической грамотности.
Тогда и родилась идея восполнить нехватку педагогических знаний у мам и пап с помощью специальной рубрики в газете. Оксана Валерьевна согласилась вести ее. Она с удовольствием ответит на вопросы горожан, имеющих маленьких (и не очень) детей. Разъяснит, как поступать в той или иной ситуации, как решить возникшие проблемы.
А пока предлагаем размышления Оксаны Ильиной по поводу того, нужно ли ругать малыша.
Недавно видела на улице: стоит совсем еще малыш (трех лет, наверное, нет), с ним старшая сестра. Мама или папа, судя по всему, зашли в магазин, их оставили на улице. Мальчик увидел кошку и начал бить ее лопаткой...
Иногда с родителями разговариваешь, они делятся: вот за то детей ругаем, за это. Вообще ругать ребенка-дошкольника бесполезно. Почему? Потому что по природе своей малыши не делают что-то назло, во вред. Нет у детей и жестокости. Они совершают плохие поступки по незнанию или из любопытства, или подражая кому-то.
Я не смогла пройти мимо того мальчика, подошла и объяснила: “Посмотри, какая она беззащитная, эта кошка! Кто же ее пожалеет? Тебя пожалеют мама, папа, бабуля, а у нее никого нет. Поэтому пожалеть ее и защитить должны мы, люди”. И родители в первую очередь должны объяснять, чтобы ребенок сам себя, свой поступок оценил.
Вот мама кричит на ребенка на улице: “Закрой рот!” Малыш плачет. За что она его ругает, он даже не понимает. А рассердилась мама за то, что сын сам идти не хочет. А ему года полтора всего, неуклюжий в зимней одежде, еле шагает, да еще мороз. Придет время, он и сам не захочет на руки к ней. Но сейчас на всю улицу стоит крик: “Придешь домой — получишь!” И наверняка ведь получит...
Ругань мамы — запрещенный прием в педагогике, иначе у ребенка сформируются негатив, озлобленность, жестокость. А самое главное — теряется родительский авторитет. Правильнее создать ситуацию, в которой малыш сам догадается, что он сделал не так. Например, нарисовал на обоях. Родители его отругали. Но он же не сделал это нарочно, чтобы испортить стены. Он не понимает, что на обоях рисовать нельзя. Ему это не объясняли. Им двигало желание порисовать, опробовать себя в новых условиях — рисунки же на бумаге уже привычны.
И в этом, и в других случаях лучше поговорить с ребенком, объяснить, дать ему возможность понять, что такие поступки вас не радуют. Уверяю, объяснением большего добьетесь, чем руганью.
Оксана ИЛЬИНА.
P.S. Сообщайте о наболевшем! Задавайте вопросы! Делитесь накопленным опытом!
Пишите. Наш адрес: ул. Советская, 14а, редакция газеты “Грани”; e-mail: smirnova@grani21.ru. Или звоните, тел. 73-32-61.
Комментарии