С чего начинается Родина…
С 2011 года в российских школах внедряют федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и начали с первых классов. На сегодняшний день ФГОС “доросли” до пятых классов, на следующий год начнут действовать в шестых. С 2017 года также вводятся профессиональные стандарты для педагогов. Что ФГОС изменили в школьном образовании и как повлияли на работу учителей? Мы попытались ответить на эти вопросы.
Учись учиться
Как отмечают разработчики, главная цель ФГОС — повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.
Первую часть ФГОС составляют требования к результатам освоения программы, они подразделяются на предметные (к примеру, умение делать разбор слов и предложений по русскому языку), метапредметные (среди таковых навыки самоконтроля и самооценки) и личностные (воспитание чувства патриотизма, стремление быть полезным обществу, здоровый образ жизни).
Принципиальное отличие ФГОС от стандартов предыдущих поколений — образовательная программа должна побуждать к приобретению знаний, формировать патриотизм, ощущение себя как части единого многонационального российского общества.
Взгляд из школы
Чтобы получить новые результаты, необходимо, чтобы и обучение происходило по-новому. Как именно? Ключевое понятие — системно-деятельностный подход. Как отметила в одном из интервью первый заместитель министра образования и молодежной политики ЧР Светлана Петрова, это главное новшество ФГОС. В чем его суть? В том, что теперь учителя не загружают знаниями учеников, как было раньше, а создают условия, чтобы эти знания они добывали самостоятельно.
“Вводимый профессиональный стандарт для учителей подразумевает, что преподаватели должны перестроиться и начать работать по-новому, превратиться из “вещателей” истины в организаторов, наставников и кураторов детской деятельности, — поделилась своим видением директор гимназии № 6 Вера Вавилова. — Да, это очень трудно, но в помощь педагогам существуют различные курсы повышения квалификации и переподготовки”.
Конечно, у ФГОС есть и другие аспекты, которые и заметны прежде всего родителям. Это требования к структуре программы. Каждое образовательное учреждение исходя из своей уникальности разрабатывает собственную образовательную программу, учитывая в том числе запросы и пожелания родителей школьников. Папам и мамам предлагается познакомиться с тем, как и чему будут учить ребенка, по каким технологиям, какими качествами и умениями он будет обладать по окончании основной школы (девяти классов).
Что касается введения второго иностранного языка с пятого класса, то в национальных республиках, к каким относится и Чувашия, уже изучают один иностранный, а также родной язык (у нас чувашский). Для включения в расписание второго иностранного нужно учесть требования СанПиН по общей нагрузке школяров. Возможно, это будет сделано за счет внеурочных занятий.
“Теперь образовательное учреждение должно предложить школьникам более широкий выбор бесплатных кружков, — комментирует директор школы № 20 Александр Матвеев. — Что касается второго иностранного, планируем его ввести со следующего учебного года. Биология, обществознание и география в пятом классе — это лишь вводный курс в предмет, и затруднений у пятиклассников он вызвать не должен”.
Без пап и мам никуда
Согласно новому Федеральному закону “Об образовании в Российской Федерации” родители школьников наряду с педагогами и учащимися являются третьей стороной — полноценными участниками образовательного процесса. Не следует думать, что, отдав ребенка в школу в первом классе, вы после одиннадцатого получите уже сформированную современную личность со всеми необходимыми умениями и навыками. Роль семьи в воспитании и образовании еще никто не отменял.
К тому же указанный закон не только дает папам и мамам право иметь полную информацию о происходящем в школе, но и накладывает на них обязанность “обеспечить получение детьми общего образования” (п. 4 статьи 44). Только в этом случае можно рассчитывать на хороший результат.
из ФГОС
Портрет выпускника основной школы (5-9 классы):
любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати