Сергей Лаврентьев: Мне приятно приезжать в Чебоксары
Сергей Лаврентьев, киновед, программный директор Чебоксарского международного кинофестиваля. © Фото Валерия Бакланова
У этого интервью есть небольшая предыстория.
Предварительно договорившись в дирекции культурных программ о времени и дате встречи с Сергеем Александровичем Лаврентьевым, я подъехала в кинотеатр “Сеспель” задолго до показа конкурсного фильма, который должен был в 14.00 представлять программный директор фестиваля. Совершенно случайно встретила там сотрудницу названной дирекции, огорошившую сообщением, что журналиста “Граней” ждали к 12 часам и, не дождавшись, уехали на обед.
Но это была не единственная неожиданность. В назначенное время у организаторов фестиваля не оказалось ключа, с помощью которого запускался фильм. Срывался показ картины, зрители волновались, нервничал программный директор. Понимая, что интервью тоже под угрозой срыва, предложила Сергею Александровичу побеседовать в машине по пути следования в следующий кинотеатр. В дребезжавшей “Газели” мы и поговорили. Кстати, в “Синема-5” программного директора не дождались — запустили фильм без него.
Так что вполне логично, что первым был задан вопрос “Часто приходится сталкиваться с форс-мажорными обстоятельствами?”
— Из-за использования новых технологий они случаются на многих фестивалях, но в моей практике впервые.
Сейчас же не так, как раньше — пленку привезли, в аппарат зарядили, и, если она не порвалась, то все в порядке. Сегодня многие фильмы записаны на цифровые носители, следовательно, в аппарат нужно загрузить жесткий диск, а чтобы он пошел, набрать ключ. Ключ же у правообладателей, которые могут находиться в любой точке земли. Они должны прислать его на конкретный аппарат в конкретное число в конкретный час.
— Вы в пятый раз выступаете программным директором Международного кинофестиваля в Чебоксарах. Что подвигло на его проведение?
— Так сложилась жизнь, что с 1999 года я вплотную занимаюсь организацией кинофестивалей — целиком либо отдельных программ. Чебоксарский 37-й по счету.
Раньше его делал один из моих коллег, у меня же были смутные представления о Чебоксарском фестивале. Когда он отказался, тогдашний министр культуры Чувашии Роза Лизакова обратилась с просьбой к Карену Шахназарову. А он ответил: “Возьмите Лаврентьева”.
Роза Михайловна позвонила мне. Я подумал: “Почему бы и нет? В Чебоксарах никогда не был, интересно, новое место”. И дал согласие.
Втянулся и сейчас даже не представляю жизни без этого кинофестиваля. И очень многие кинематографисты, смею думать, не без моего участия узнали Чебоксары и полюбили их. Уже и не нужно объяснять, что такое Чебоксарский международный кинофестиваль.
— Он отличается от тех, что прежде делали?
— Раньше мне приходилось заниматься в полном смысле международными фестивалями — собирать фильмы по всему миру, привозить в Россию. Там совершенно другие средства. К сожалению, в Чебоксарах это невозможно, потому что многократно увеличится бюджет, который в нынешнем году стал еще меньше того, что был раньше.
Международность пытаемся пока поддерживать за счет приглашения тех моих знакомых из-за рубежа, которые в состоянии сами прибыть в Москву, а также моих хороших отношений с финским посольством, бесплатно поставляющим нам финские картины.
Это самое главное отличие Чебоксарского фестиваля от других.
— Не находите, что с каждым годом все меньше узнаваемых, медийных лиц в Чебоксарах?
— К великому счастью. Я не люблю это во всех фестивалях. Чебоксары не исключение. Понимаю, что здесь я в меньшинстве. Но, на мой взгляд, кинофестиваль — это возможность посмотреть те фильмы, которые любители кино никогда не увидят ни до, ни после. И для меня чем меньше приедет людей, играющих на телевидении в низкопробных сериалах, тем лучше, даже если это артисты, снимающиеся в “нормальном” кино. Это абсолютно точно снижает их профессиональный уровень, потому что, как делаются сериалы, мы знаем.
На фестивале есть “мясо” и есть “гарнир”. Мясом являются фильмы, гарниром — медийные лица. Кроме всего прочего, за год до моего прихода в Чебоксарах прошел фестиваль, на котором было очень много денег. И здесь побывали абсолютно все медийные лица. Опять их звать? К тому же любое медийное лицо — это деньги. В том нет ничего страшного и стыдного. Это их работа, с этого они живут.
Года два назад я приглашал одну актрису, которая уже была в Чебоксарах. Мне ее муж сказал: “40 тысяч рублей? Это ставка санитарки. Нас не устраивает”.
Очень хорошо, что меньше медийных лиц на Чебоксарском фестивале. Я рад.
— Но народ идет именно на них. Заглянула перед интервью с вами в зал — там мало зрителей.
— Сейчас мало, а в “Синема-5” навалом. В прошлом году в “Сеспеле” в 10 часов утра был полный зал. Раз на раз не приходится. Это не страшно.
Если из малого числа зрителей десятерым что-то западет в душу и они что-то начнут понимать в искусстве, кино, жизни, уже хорошо. Незаполненный зал меня абсолютно не смущает.
— Помнится, на заре зарождения Чебоксарского кинофестиваля мечтали о том времени, когда форум в столице Чувашии будет открывать картина, которую еще никто не видел...
— Этого быть не может. В конкурсе есть картина “Море”, которая побывала на фестивале в Ханты-Мансийске, получила там какой-то приз и показывалась где-то за рубежом. В России нынешний показ, по-моему, второй, в крайнем случае третий.
Дело в том, что право первой ночи, как это называется в фестивальном движении, закрепляют за собой несколько фестивалей в мире. Художественное качество картины тут не имеет никакого значения. Таким фестивалям продюсеры дают фильмы в надежде на то, что показ повлияет на прокатную судьбу и что им удастся выгоднее продать картину прокатчикам.
Первый показ в Чебоксарах вообще ни на что не влияет. Это можно воспринимать драматично, а можно и не очень. Вот 15 мая фильмом “Великий Гетсби” открылся Каннский фестиваль, а 16-го он шел в Чебоксарах и по всему миру. Стремление к медийным лицам, с одной стороны, и к первому экрану, с другой, стало каким-то абсурдом, безумием.
Раньше, я помню, когда в нашей стране существовала цензура, был один Московский фестиваль. Люди из всех уголков Советского Союза специально брали отпуска, чтобы приехать в столицу и посмотреть фестивальные фильмы. Они знали, что никогда больше этого не увидят. А сейчас?
Я в Каннах последний раз был в 1998 году, и больше не тянет, потому что это гламурная тусовка для богатых людей, к каковым я не отношусь, а картины, там идущие, через месяц все посмотрю. Не на каком-то скачанном торренте, а в нормальном кинотеатре.
— Ходите в кинотеатр?
— Я смотрю фильмы только в кинотеатрах. Иногда, когда нужно срочно что-то отобрать, обращаюсь к дискам. Но, как правило, долго не выдерживаю — прекращаю просмотр. Поняв, что картина хорошая, смотрю целиком на большом экране на фестивале. А если плохая, то до свидания.
— Какой из пяти чебоксарских кинофестивалей для вас наиболее памятный?
— Когда приезжаешь на фестиваль и начинаешь его делать, кажется, что он будет самым лучшим. А потом начинаются косяки, накладки вроде сегодняшней, все время страдаешь по этому поводу. Но память человеческая устроена так, что плохое забывается, а хорошее остается.
Обо всех фестивалях у меня теплые воспоминания, потому что мне нравятся здешние люди — бесхитростные, незлобные. И воздух лучше, и дышать лучше. Мне приятно сюда приезжать.
— Как оцениваете состояние современного кинематографа?
— Российского? Странно, но я не могу сказать, как, потому что в общем-то плохо. Главная моя претензия в том, что раньше люди делали кино потому, что им нравилось это делать. В зависимости от степени таланта картины могли быть лучше-хуже. А сейчас их снимают для того, чтобы заработать деньги или авторитет в артхаусных кругах.
Если раньше смотрели наше, даже не самое выдающееся кино, то всегда было кого-то жалко, кто-то рождал ненависть, сейчас никого не жалко, никаких чувств никто не вызывает. Смотришь: это неплохо сделано, это ничего, а это средне. Абсолютно исчезло чувство из кинематографа. Раньше профессионализма было больше — актерского, режиссерского.
Не нравится, что в современном кинематографе нет героев. Раньше герои были героями, мальчишки хотели быть похожими на них, девчонки влюблялись. А сейчас в кого влюбляться?
Я не знаю, чем все закончится. Ничего выдающегося не жду. Из современных режиссеров, может быть, один Андрей Звягинцев снимает кино, заставляющее думать, размышлять. Может, это связано с тем, что кино — искусство ХХ века, может, не нужно сейчас такое кино – большое, великое, каким оно было раньше. Такая мысль время от времени меня посещает.
— Сами каким фильмам отдаете предпочтение?
— Мое детство прошло в Орле, где было три главных кинотеатра — “Родина”, “Октябрь”, “Победа”. Мы с моим другом Фетисовым (актер кино, участник кинофестивалей в Чебоксарах. — Прим. авт.) с 1 января 1968 года стали записывать все фильмы, что видели. С 1968‑го по 1976 годы я смотрел все, что выходило на советский экран. Может быть, фильмов десять пропустил. Причем то был самый плохой период в новейшей истории советского кино, свирепствовала цензура. Сейчас думаю: зачем я все это смотрел?
Люблю фильмы-сказки, современные — не очень, потому что в них присутствует компьютер, и это видно. В сказках нашего детства его нет, но тогда были невероятно изобретательно сделанные трюки. Люблю французские фильмы плаща и шпаги, на которых мы выросли.
Потом, уже ближе к зрелости, появились отдельные любимые режиссеры. Всегда любил Анджея Вайду, общался с ним. Нравятся великие итальянцы Феллини, Висконти, Антониони. Вестерны всегда любил, книжку даже написал про них.
Просмотры современного кино не рождают во мне никаких эмоций. Раньше они злили меня, потому что через пять минут понимаю, что будет, через десять — как это будет. И все именно так и идет.
— И уходите из кинотеатра?
— Раньше я этого вообще никогда не делал, первые лет 30 смотрел до конца. А теперь невозможно, да и не нужно — завершение просмотра ничего не дает.
Похожие публикации
- Александр Прошкин: “Мне интересен единичный зритель...”
- Организатор показа фильма "Рассказы" несовершеннолетним оштрафован
- Новочебоксарский кинотеатр накажут за нарушение закона
- Дмитрий Астрахан: Я про любовь сказал достаточно
- Народный артист снимет фильм о Чувашии
- Ольга Матвеева: “Меня легко уговорить на авантюру”