Сергей Спиридонов: “Победить столицу можно, надо лишь работать...”
Педагог Надежда Захарова (в центре) и ее воспитанники на всероссийской олимпиаде. Фото из архива лицея № 18
Пятого мая в конференц-зале музея краеведения и истории города подвели итоги участия ребят из новочебоксарских школ во всероссийских предметных олимпиадах школьников нынешнего года. Организатором круглого стола выступил Союз попечителей образования и культуры Новочебоксарска.
Заместитель начальника отдела образования администрации Новочебоксарска Антон ШИРШОВ рассказал об итогах сезона олимпиад. Они проходили в течение практически всего учебного года и начались со школьного этапа. Его победители приняли участие в муниципальном, таких в 7-11 классах в Новочебоксарске набралось более 3200 человек. Следующий, республиканский, состоялся в январе-феврале.
В олимпиадах по 23 предметам (включая региональные “Культура родного края” и “Чувашский язык”) честь города отстаивали 158 новочебоксарцев из 8-11 классов. Они заняли 69 призовых мест (отличились 43 проц. участников, годом ранее показатель был 29 проц. — Прим. авт.). Педагог Надежда Захарова (лицей № 18) подготовила 11 призеров по биологии и экологии, ее коллега Сергей Спиридонов (школа № 16) — четверых по ОБЖ, Елена Цибуля (гимназия № 6) — троих по истории, обществознанию и экономике.
Чтобы принять участие во всероссийском этапе, ребятам необходимо было превысить пороговое количество баллов. Это удалось сделать 18 учащимся: десять человек из них учатся в лицее № 18, шестеро в гимназии № 6 и двое в школе № 16. Они поехали на олимпиады по 12 предметам (из 21). Двое вернулись победителями: Дарья Денисова (10 класс, гимназия № 6) по литературе и Алексей Степанов (9 класс, школа № 16) по ОБЖ. Еще двое стали призерами: Софья Окилова (11 класс, лицей № 18) по экологии и Ульяна Василькова (9 класс, гимназия № 6) по искусству. Годом ранее из Новочебоксарска был лишь один призер олимпиад всероссийского уровня.
***
Председатель Союза попечителей образования и культуры Новочебоксарска, депутат Госсовета ЧР Сергей МИХЕЕВ поблагодарил победителей и их наставников за такие достойные результаты. Напомнил, что своеобразный прорыв в олимпиадном движении произошел в 2012 году, когда в муниципальном этапе приняли участие около 3 тысяч школьников (в 2011-м около 2 тысяч ребят). Свою роль в этом сыграл и Союз попечителей образования и культуры. С.Михеев подчеркнул, что Новочебоксарску есть чем и кем гордиться.
Ну а в качестве руководителя предприятия депутат дал небольшой совет одаренным ребятам: не забывать о Новочебоксарске, когда они отправятся покорять Москву и Санкт-Петербург. Не всегда, в отличие от малой родины, там ждут свежеиспеченных специалистов вузов.
До окончания вуза, пожалуй, еще далековато, а самый насущный вопрос для одиннадцатиклассников скорее выбор высшего учебного заведения. К слову, попадание даже в призеры всероссийской олимпиады дает немалые преференции по профилю, в котором отличился школьник. В ряде самых престижных университетов страны такую победу засчитают как 100 баллов на профильном (внутреннем) экзамене, во многих казанских вузах призера всероссийской олимпиады готовы принять по профилю обучения и вовсе без экзаменов.
Мнения
Секрет всероссийского успеха
Любопытный факт: лишь три человека из восемнадцати, пробившихся на всероссийский уровень, примерно представляли, что их ждет, поскольку ехали на такую олимпиаду не в первый раз. Из этих троих один стал призером, другой победителем.
Мы попросили участников олимпиад и их наставников поделиться впечатлениями и высказать свое мнение. Не остались в стороне от разговора и чиновики от образования в нашем городе.
Сергей СПИРИДОНОВ, учитель ОБЖ: Во всероссийской олимпиаде по ОБЖ впервые мы участвовали в прошлом году. Поехали в Пятигорск. Ученик был очень талантлив, теорию сдал на отлично, завалил практику. Ее надо было сдавать на биороботах пятого поколения. К слову, их комплект стоит около 220 тысяч рублей.
В этом году мы уже знали, к чему готовиться. Тренироваться начали в сентябре. На муниципальном этапе взяли шесть призовых мест, на республиканском — четыре.
Перед всероссийским этапом те разделы, по которым готовиться было не на чем, учили буквально на пальцах. Повезло, что перед началом состязаний дали немного потренироваться на тех же биороботах. В итоге Алексей на практике потерял только 5 баллов и вошел в число победителей. Бороться можно и с Москвой.
Софья ОКИЛОВА, призер олимпиады по экологии: Как правило, наши ребята показывают весьма высокие результаты на первом, теоретическом, этапе. Многие попадают в двадцатку лучших. Задача второго, практического, этапа, когда проходит защита проекта, зацепиться за место и не потерять завоеванные позиции. Многие наши школьники вошли бы в число призеров всероссийского уровня, если пересмотреть вопрос с написанием проектов.
Вера ВАВИЛОВА, директор гимназии № 6: В нынешнем году результаты всероссийских олимпиад стали лучше не только по Новочебоксарску, но и в целом по Чувашии. Дело в том, что была пересмотрена система подготовки потенциальных участников всероссийских олимпиад. С каждым занимались вузовские специалисты. Лучшие школьные педагоги работали не только со своими “звездочками”, но и собранными из других школ республики.
Я бы еще добавила в расписание занятия с психологом. Участие в любой всероссийской олимпиаде — огромный стресс для старшеклассника. Груз ответственности, с которым тоже нужно справиться. До сих пор в качестве психологов выступали учителя. Думаю, этого недостаточно.
Никита НИКИТИН, участник олимпиады по истории: Со мной в основном занималась мой учитель Елена Владимировна Цибуля. На занятия с вузовскими преподавателями в Чебоксары я ездил два раза. Знаю, что московские школьники, ставшие победителями, выезжали в лагеря, где с ними целенаправленно занимались наставники из московских вузов.
Надежда ЗАХАРОВА, учитель биологии и экологии: Понятно, Москва и Санкт-Петербург... Не будем с ними сравнивать, у них и возможности иные. Возьмем, к примеру, соседей из Казани. Почему в соседней республике в этом году насчитывается 13 победителей и призеров по экологии? Оказывается, у каждого ребенка свой научный руководитель, который курирует его проект. У нас же 10 человек, кто занимается в “Школе дикой природы”, веду я одна. Считаю, нам нужен центр по работе с одаренными детьми. Мы в этом году ездили на подготовку к олимпиаде по биологии в сельхозакадемию, поскольку в Чувашии нет биофака и профессиональных наставников-биологов. Их нужно приглашать, к примеру, из той же Казани.
Марина СОЛОВЬЕВА, заместитель главы — начальник отдела образования администрации Новочебоксарска: Возможности муниципального бюджета довольно ограничены. Какой вариант оптимален? Во время каникул (осенних или зимних) организовать лагерь по работе с одаренными детьми. Например, на базе Центра развития творчества детей и юношества. Средства на него использовать из сумм, выделенных Минфином Чувашии Новочебоксарску на организацию детского отдыха. А вот уже оплату специалистов, приглашенных для занятий со “звездочками” олимпиад, производить из муниципального бюджета. Такой мозговой штурм должен дать лучшие результаты при относительно небольших затратах.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати