Что изменится в России с 1 ноября 2024 года

Школьный доктор Айболит в кабинете не сидит?

2

Не пройдет и 10 дней, как во всех 19 школах Новочебоксарска звонок известит о начале нового учебного года. Он станет сигналом о необходимости приступить к исполнению своих профессиональных обязанностей и для сотрудников городской детской больницы, работающих в медицинских кабинетах образовательных учреждений.

Школьный врач. Он редко становится героем газетных пуб­ликаций: скромная, незаметная фигура теряется на фоне докторов других специальностей. А между тем во многом от старания и усилий школьных врачей и фельдшеров зависит здоровье подрастающего поколения. Именно на их плечи возложена работа по профилактике различных инфекционных заболеваний. По словам заместителя главного врача по поликлиническому разделу работы Новочебоксарской детской больницы Маргариты Макеевой,  “в городе очень высокий процент охвата прививками “организованных” юных новочебоксарцев. В 2008 году от  гриппа  вакцинировали 11,5 тысяч детей, а против гепатита В получили прививку, проводимую трехкратно, все, кому она положена. Кроме того, существуют “календарные” прививки, углубленные мед­осмотры, которые у нас проходят почти 100 процентов учащихся, контроль за состоянием пищеблока...”.
Жить бы и радоваться успехам школьных медиков руководству детского учреждения здравоохранения, если бы не одна проблема: уже который год в средних школах города не хватает докторов и фельдшеров. Рассчитывать на то, что в каждой из них будут работать по одному врачу и фельдшеру, не приходится вообще: маловато нынче детей, хотя и есть тенденция к рос­ту населения школьного возраста за счет увеличивающейся рождаемости. В результате сегодня заняты 0,75 врачебной ставки лишь в гимназии № 6, школах № 8 и 17, в остальных же, кроме № 1, 2 и 10, и того меньше — 0,5. А первая, вторая и десятая обходятся четвертью ставки, но это не от “хорошей” жизни, ведь в них  нет и своих фельдшеров — довольствуются совместителями. Конечно, это непорядок: мало ли что случится во время учебных занятий, а медработника может не оказаться рядом: ушел обслуживать другое образовательное учреждение.
Еще одно уязвимое место — возраст медицинского персонала: в школах работают преимущественно пенсионеры.
“Проблему не можем решить уже несколько лет, — говорит М.Макеева. — Первого сентяб­ря ни один новый врач не придет в новочебоксарские школы. Медицинский факультет ЧГУ выпустил молодых специалистов, а они не торопятся идти работать в дошкольно-школьное отделение”.
Причина дефицита кроется, скорее всего, в размере оплаты труда школьного врача. На эту категорию медиков не распространяется федеральная надбавка, которую уже несколько лет получают участковые педиатры. И сколько еще пройдет времени, прежде чем зарплата станет вполне достойной, никому не известно.
Школьные медицинские кабинеты поджидает еще одна “процедура”: каждый должен получить лицензию, документально подтверждающую его статус. “Мы уже с начала года готовимся к лицензированию, — говорит М.Макеева. — Сегодня ни одна школа не имеет разрешения Роспотребнадзора на работу в тех кабинетах, в которых медики трудились годами. После прошедших проверок учебным заведениям выданы предписания на приведение помещений в соответствие с требованиями, предъявляемыми  к школьным медицинским кабинетам. Так, многие из них не имеют достаточной площади, плохо освещены, мебель не соответствует стандартам, в некоторых нет раковин для мытья рук, обработки инструментов. Есть и такие школы, где кабинеты врача и процедурный находятся в разных концах коридора, что не положено, ведь в таком случае невозможно соблюсти стерильность.
Задача администраций общеобразовательных учреждений — обеспечить рабочее мес­то медикам, оснастить его инвентарем, оборудованием, медикаментами. В сентябре Рос­потребнадзор снова проверит готовность медкабинетов к лицензированию”.