Сохранить высокую планку образования
В вопросах, касающихся сферы образования, нередко в качестве эксперта на страницах “Граней” выступает начальник отдела развития общего образования Центра мониторинга Антон ШИРШОВ. В ходе встречи мы постарались задать ему самые актуальные вопросы о школе, школьниках и образовании.
— На выбор профессии, наверное, влияние оказали родители?
— Безусловно. Отец по образованию микробиолог, мама — ботаник. С раннего детства я участвовал в различных экспедициях и походах и не мыслил иной судьбы, твердо знал, что стану биологом.
Почему именно педуниверситет? Дело в том, что в то время в республике не было другого вуза, который готовил бы студентов по биологическому направлению. Однако в ЧГПУ преподаватели факультета были высококвалифицированными, научная школа вуза считалась одной из лучших. Поскольку мои ровесники — последний выпуск, который не сдавал ЕГЭ, я решил никуда не ехать, учиться в Чувашии.
— Нынешние школьники сдают экзамены один раз, в ходе государственной итоговой аттестации, потом рассылают итоги ЕГЭ для поступления в вузы. А ведь раньше были сначала выпускные, потом вступительные экзамены...
— Мне в этом плане повезло. Выпускные сложности для меня не представляли. Поступал же я, как медалист (окончил школу с серебряной медалью), по итогам собеседования. Сейчас медалей как таковых не вручают, эти льготы для выпускников отменены.
— Недавно состоялась семнадцатая по счету конференция школьников “Наука. Творчество. Развитие”. В свое время ты был ее участником?
— Да, еще в самой первой конференции, которая состоялась в 1998 году. Сейчас, оглядываясь назад, могу сказать, что первые лет десять “Наука. Творчество. Развитие” стремительно развивалась. С каждым годом в ней принимало участие все больше школьников.
Когда уже работал в ЦРТДиЮ и стал одним из организаторов конференции, на нее приезжали представители порядка 20 муниципалитетов Чувашии, а также ребята и их наставники из Марий Эл, Нижегородской области, Татарстана. В последние годы количество участников стабилизировалось, их сейчас насчитывается порядка 400. Планка эта держится на таком же высоком уровне.
Традиционно в конференции участвуют наши ребята, свои работы они готовят заранее, в “Школе дикой природы”.
— Она способна отпугнуть от профессии биолога?
— Скажу так: если кто-то приехал в “Школу дикой природы” больше одного раза, значит, от биологии его оторвать будет очень тяжело. Для непосвященных поясню. Школа предполагает 20-21 день работы в полевых условиях. Многие годы ШДП располагается в районе озера Малое Лебединое в Заволжье.
Смысл ее в том, чтобы пройти за это время весь путь от выбора темы до защиты работы на итоговой конференции. В процессе подбираются методики, проводятся наблюдения, идет сбор материала, затем написание работы. Темы самые разные — из области ботаники, зоологии, географии, экологии и даже на стыке нескольких наук. Например, ботаники и экономики.
— На нынешней неделе девятиклассники сдавали пробные экзамены государственной итоговой аттестации (ГИА). Какова цель этого мероприятия?
— Отработать процедуру сдачи ГИА, ознакомить выпускников с тем, как будет проходить экзамен, в каких пунктах, на каких бланках... Задача проверить знания 9- и 11-классников не ставилась. Тем не менее выпускники могут, что называется, проверить себя. До июня, когда пройдут экзамены, еще масса времени. Почти всю последнюю четверть идет повторение пройденного за год.
— Каковы особенности кампании по сдаче ГИА в этом году?
— В этом году одиннадцатиклассники (ГИА-11) будут сдавать обязательные математику и русский язык и один или несколько предметов по выбору. Традиционно массово у нас сдают физику (технари) и обществознание (гуманитарии), они чаще всего требуются для поступления в вузы.
ГИА-9 в этом году максимально стала похожа на свою старшую “сестру”. Аттестация проводится в тех же пунктах проведения экзаменов, пройдет в те же сроки: с 26 мая по 11 июня (не считая резервных и дополнительных дней).
Девятиклассникам предстоит сдавать в форме тестирования математику и русский язык. Еще один предмет нужен ребятам для поступления в профильный класс. Приказом Минобразования Чувашии определены перечень профилей (их 13) и предметы, которые необходимо будет сдавать по этим профилям.
Школы Новочебоксарска выбрали те профили, которые откроют в учебных заведениях нашего города. Из 27 десятых классов в 2014-2015 учебном году 22 будут профильными, еще 5 (в школах № 2, 3, 8, 9, 19) останутся универсальными, то есть все предметы в них будут преподавать на базовом уровне, без углубления. В идеале выбранный в 9-м классе профиль обучения должен послужить основой для последующего выбора тех же предметов для сдачи в 11-м классе, а потом и профессии.
— Детали процедуры сдачи экзаменов ежегодно меняются. Как к этому относиться?
— Хорошо, что на возникающие шероховатости общероссийские организаторы не пытаются закрыть глаза, а стремятся решить. Например, вопрос с телефонами на экзамене. Так, сначала на ЕГЭ запрещалось пользоваться сотовым. Потом формулировку изменили на запрет приносить аппарат в пункт проведения экзамена (ППЭ). По сути, это одно и то же. Однако проверить, принес ли выпускник на экзамен сотовый, было по-прежнему невозможно. Сейчас, когда ребятам при входе в ППЭ придется пройти через рамку металлоискателя, вопрос стал максимально прозрачным.
— Случай, когда выпускник из Новочебоксарска сфотографировал свое задание и выложил в Сеть, кого-то вразумил?
— Это было в позапрошлом, 2012 году на ЕГЭ по физике. Пункт проведения экзамена находился в школе № 5. Между тем, как ученик сфотографировал и выложил в Сеть контрольно-измерительный материал, и моментом, когда его вывели из аудитории, прошло не более получаса. Случай, действительно, из ряда вон.
Кстати, в прошлом, 2013 году таких инцидентов уже не происходило. Выпускники поняли, что это не шутки и не страшилки. Запрет носит вполне реальный характер.
Что касается того выпускника, то его результаты экзамена по физике признали недействительными, он не смог поступить в вуз, продолжил учебу в колледже.
— Приближается время, когда родители смогут записаться на получение путевки в загородный лагерь для своего чада. Как будет организован процесс?
— В этом году я уже не буду заниматься данным вопросом, но ситуацию знаю, потому отвечу.
Как и в прошлом году, запись пройдет по школам и в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних. 5 апреля будет организована запись в социально-реабилитационном центре для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, через неделю, 12 апреля, уже в школах — для всех остальных. Волноваться из-за разницы в датах не стоит — квоты для школ и реабилитационных центров свои и не пересекаются.
Из-за инфляции, возросших цен на продукты увеличилась средняя стоимость путевки, она составит 11 тысяч 748 рублей. Родительская плата будет зависеть от дохода семьи. Малоимущие, многодетные семьи, а также целый ряд других категорий граждан, нуждающихся в помощи, могут рассчитывать на путевку для детей школьного возраста от
6 с половиной до 18 лет в загородный лагерь, либо за 5 процентов ее полной стоимости, либо бесплатно. Для этого нужно будет обратиться в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.
В семьях, где доход на одного члена не превышает полтора прожиточных минимума (около 9 тысяч рублей), родительский взнос составит 20 проц. стоимости путевки, в семьях, где на одного человека приходится от полутора до двух прожиточных минимумов, — 30 проц. стоимости путевки, если превышает два прожиточных минимума — 50 проц. Таков проект постановления Кабинета Министров ЧР. В каком виде он будет утвержден, узнаем в ближайшее время.
По опыту прошлых лет можно сказать, что повышенным спросом пользуются места в определенные лагеря на определенную смену. К примеру, “Звездочка” считается одним из лучших лагерей, но на четвертую смену были свободные путевки даже незадолго до ее начала. Стоит также добавить, что с использованием бюджетных средств можно приобрести лишь одну путевку на одного ребенка в год.
— Смогут ли все желающие подростки старше 14 лет найти работу на лето?
— Думаю, да. В прошлом году планировалось временно трудоустроить до тысячи школьников. Конечно, организации неохотно принимают на работу подростков, поскольку те требуют облегченных условий и сокращенного времени труда. Тем не менее детям из малообеспеченных или многодетных семей, состоящим на учете в ПДН, полезное занятие на лето стараются найти как минимум в пришкольных трудовых бригадах.
— В Минобразовании Чувашии неоднократно предлагали преобразовать гимназию № 6 и лицей № 18 в учебные заведения для 5-11 классов...
— Для этого необходимо одновременно открыть в городе так называемую прогимназию — учебное заведение для 1-4 классов, куда детей собирали бы со всего Новочебоксарска и готовили для поступления в лицей и гимназию.
— Реформа системы образования продолжается уже больше десяти лет. Есть результаты?
— Наиболее очевидный — за это время в школьное образование вложены огромные суммы. Миллиарды рублей, если не триллионы. Школы модернизированы, оснащены новой техникой, мебелью, оборудованием. Изменились зарплаты педагогов, теперь они сравнимы со средней зарплатой по экономике региона. Однако и проблем еще немало.
— Ты входишь в жюри конкурса “Учитель года”. В нашем городе уже есть педагоги новой формации?
— Да, и их, к счастью, немало. Они на самом деле вовлекают детей в коллективную деятельность, умеют организовать работу в группах. На их уроках действительно 80 процентов времени говорят дети и лишь 20 проц. — учитель (а не наоборот, как было в советской школе). Нынешние лучшие учителя должны уметь не только вести урок, но и иметь свои методические разработки, поддерживать свой сайт.
— Новочебоксарские учителя и школы традиционно были на хорошем счету в Чувашии. Как обстоят дела сейчас?
— Средние результаты ЕГЭ 2013 года по Новочебоксарску выше среднереспубликанских по большинству предметов.
У нас хорошо развита подготовка олимпиадников. Почти половина (40 проц.) из полутора сотен одаренных ребят, которые отправились на республиканские олимпиады, вернулись победителями и призерами, 18 человек продолжат отстаивать честь Чувашии на всероссийском уровне.
Думаю, в этом и заключается основная цель на ближайшее будущее — сохранить эту высокую планку и даже поднять ее на новую высоту.
Наша справка
Родился в Татарской АССР в 1983 году. Антону не было и года, когда с родителями он переехал в город-спутник. После окончания новочебоксарской школы № 14 поступил на биолого-химический факультет ЧГПУ им. И.Яковлева. С 2005 года работал методистом в Центре развития творчества детей и юношества, вел кружки “Школа дикой природы” и туризма. Позже перешел на работу в отдел образования администрации Новочебоксарска. Не женат.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати
Комментарии
Да не сохранить высокую планку, а идти к ней надо, притом семимильными шагами. Вчера ведущий в новостях рассказал как к ним на передачу пришли практиканты с института. Он задал им простые вопросы.Первый, когда началась великая отечественная война- ответили в 39. Второй вопрос, что встречали советские войска в Берлине 9 мая 1945 года- ответить студенты на этот вопрос не смогли.
Да и когда школьники на видео отвечают что им больше навится Наполеон, а не Бонапарт, потому что его чаще упоминают, да и ряд ответов на другие вопросы просто ни в какие ворота не лезет. Тут не сохранять высоку планку, а начинать с нуля идти к тому как учили детей в СССР. Учителя в беседах говорят что им платят не за знания детей, а за колличество показухи-разных рефератов, мероприятий и т.д. Тем учителям кто пытается учить, а не заниматься показухой, урезают премии и разные выплаты. Сами учителя недовольны тем что их заставляют делать, но они живут на зарплату и вынуждены делать то, за что им платят, а не учить детей и студентов. Школьников готовят к ЕГЭ, а не дают знания, что должна делать школа.
Скоро мы будем не лучше чем те же америкосы, над которыми мы насмехаемся. Но у тех же америкосов история страны и патриотизм обязательные знания, даже те кто хочет получить американское гражданство обязаны сдать среди прочих экзамен на знание истории США. А мы уже судя по видео и рассказу ведущего новостей, не знаем даже ближайшей истории страны!
Полностью согласна.
Но Адольф мне больше нравится, чем Гитлер.
Западное образование, насколько я знаю, узко специализированное. Там со сварщиком не поговоришь о тычинках и пестиках. Наше образование ценно в том, что оно давало разносторнние знания, но не подробные в каждой теме. Короче наше образование было для пиз...жа в пивнушках. Западное для работы и созидания продукта материального.
За отличие гитлера от сталина не платят.............!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!