Что изменится в России с 1 сентября 2024 года

Стандарт первоклашки, или Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс

Стандарт первоклашки,  или Что должен знать и уметь ребенок,  идущий в первый класс

Стандарт первоклашки, или Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс


0

Лето идет своим чередом, и вот уже его первая половина осталась позади. Все ближе 1 сентября. С особым трепетом эту дату ожидают вчерашние детсадовцы — нынешние первоклашки.

В этом году в новочебоксарские школы в первый класс придут почти полторы тысячи учеников. Некоторые родители уже начали собирать вчерашних малышей в школу: купили красивый ранец, форму, канцтовары. А что еще нужно, чтобы пойти в первый класс? Надо ли учить буквы? Что вообще должен знать и уметь ребенок, поступающий в школу?
С этими вопросами мы обратились к заместителю начальника отдела образования Новочебоксарска Антону ШИРШОВУ.
“Во-первых, в России дей­ствует федеральный государ­ственный общеобразовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования. Он подразумевает, что ребенок должен прийти в школу подготовленным. В документе четко эта норма не прописана, но в любой из современных образовательных программ не предусмотрено время на то, чтобы учить первоклассника читать или складывать цифры.
Во-вторых, у нас суще­ствует стандарт дошкольного образования. Жизнь не стоит на месте. Раньше в детском саду играли, лепили, рисовали. Задачу готовить детей к школе перед воспитателями никто не ставил. Сегодня дошкольное учреждение — первая ступень общего образования.
Детсады также работают по нескольким программам, которые практически идентичны в части оценки результатов их освоения детьми. Согласно ФГОС ребенок в подготовительной группе 6-7 лет уже должен уметь писать, произносить правильно звуки и складывать их в слова, считать до 10 и более, решать арифметические задачи. Словарь выпускника дет­ского сада должен насчитывать 3-3,5 тысячи слов.
При переходе в начальную школу, на второй этап общего образования, должен обеспечиваться принцип преем­ственности. Ребенок просто продолжает освоение образовательной программы. Так должно быть в идеале. Другой вопрос, что не во всех случаях это работает.
Пока окончательно не сформировалась система общего образования, родители по-разному выходят из ситуации: либо занимаются сами, привлекая бабушек-дедушек, либо отдают ребенка в школу будущего первоклассника или школу раннего развития.
Вообще, работу по подготовке детей к школе нужно вести с разных сторон. Должны взаимодействовать школа, детский сад, родители и сам ребенок.
Но ситуации бывают разные. Если первоклассник пришел в школу неподготовленным, никто его не выгонит. Вопрос “возьмут — не возьмут” не стоит. Скорее всего, его направят в класс с более простой образовательной программой, так как в школах классы формируются по более-менее равным знаниям среди детей. Здесь как раз имеет значение, насколько ребенок подготовлен”.
Светлана ФЕДОТОВА

МНЕНИЯ

родителей...
Иван СМОЛИН:
— Наш сын идет в школу в этом году. Мы знаем и умеем все, что нужно. На подготовку ходили целый год. Вообще, считаем, что в первый класс дети должны идти подготовленными. Это связано с тем, что образовательная программа другая. И мой ребенок в мои годы будет гораздо умнее меня. Это нормально. Учить, наверное, должен педагог, но заниматься с ребенком — дело родителей.

Наталия ЕРОФЕЕВА:  
— Будущий первоклассник должен знать буквы, уметь читать, считать. Но, на мой взгляд, лучше, если его научат этому в школе. Родители же не знают, как правильно обучить. Они могут научить по-своему, а педагог сделает это правильно. Я считаю, что здесь главная роль должна принадлежать учителю.

...и психолога
Психологи и педагоги руководствуются в данном вопросе понятием “готовность детей к школьному обучению”. Это определенный уровень физического и психологического развития ребенка. От него требуется не только умение считать до десяти и читать по слогам. Первоклассник должен быть настроен на успешное усвоение школьной программы.  Активная роль в этом принадлежит детскому саду и родителям.
Объективную оценку уровня “школьной зрелости” можно дать, определив:
— физическую готовность к школе, уровень физического развития ребенка, группу здоровья;
— психическую готовность к школе — соответствие возрастным нормам: уровню развития интеллекта, эмоций, высших психических функций, усидчивости, терпения, настойчивости;
— социальную готовность к школе — развитие ребенка как личности в его системе отношений с миром (знание правил поведения, коммуникативных умений);
— дидактическую готовность к школе — наличие учебных умений читать, писать, считать или предпосылок таких умений (развитие речи, мелкой моторики, представлений о количестве и так далее).
Это общие критерии диагностики ребенка. У школы могут быть свои требования к готовности первоклассника к обучению.
Родителям важно помнить, что их ребенок неповторим. И, независимо от результатов оценки, воспринимайте их спокойно. В случае недостаточной готовности ребенка к школе обратитесь за помощью к психологу. Если педагоги и психологи рекомендуют отложить обучение ребенка в школе на год, последуйте их советам.
Поступление ребенка в школу очень важный возрастной период, сопровождаемый ломкой привычных стереотипов поведения. Дошкольник вступает в жизнь, полную забот и ответственности. Развитый для данного возраста интеллект и сформированная личность ребенка обеспечат ему успехи в обучении.
Наличие у ребенка интереса к процессу обучения и познанию окружающего мира, готовность прилагать к этому усилия — важные составляющие готовности учиться. Определенный уровень самооценки и самосознания, достаточная степень эмоционального и волевого развития просто необходимы будущему ученику.
Будьте чуткими и внимательными к нуждам первоклассника, не пугайте его школьными трудностями, не ругайте за малейшую ошибку или оплошность. Чаще подчеркивайте, что вы всегда рядом, и он, конечно, справится с любым заданием. Это укрепит веру ребенка в собственные силы и способности.
Позитивное отношение ребенка к процессу обучения даст гарантию достижения им успехов в учебе. И тогда школа будет общей радостью.
Элеонора АРХОНТА

 

  • 2015-07-23-03.jpg