Что изменится в России с 1 ноября 2024 года

Участковый от слова “участие”

0

Помнится, лет пять-семь назад журналисты “Граней” сбились с ног, пытаясь помочь мужчине, оказавшемуся без средств к существованию и без крова над головой. Куда бы ни обращались, нам аккуратно указывали на дверь: это не по нашей части. Больших трудов стоило тогда пристроить бедолагу, пусть попавшему в безвыходную ситуацию и по собственной вине.

Конечно, в подобные перипетии люди попадают не каждый день, тем не менее вопрос “Что делать, если вдруг возникли какие-то житейские проблемы?” остается весьма актуальным.
В городе имеется ряд социальных учреждений, помогающих выйти из сложной жизненной ситуации, например, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, где дети находят временный приют при неполадках в семье. Но такие категории населения, как пожилые люди или инвалиды, достигшие совершеннолетия, часто исчезают из поля зрения социальной службы.
Их же проблемы сами по себе не пропадают, их все равно приходится решать социальным работникам, но тогда, когда они достигают критической точки. Чтобы не доводить до этого, в октяб­ре 2013 года при Новочебоксарском центре социального обслуживания населения создана социальная участковая служба.

Без профилактики никуда
“Она ставит перед собой цель организовать своевременную и комплексную помощь гражданам пожилого возраста и инвалидам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации или находящимся в социально опасном положении, — рассказывает заместитель директора ЦСОН Елена ШАШКАРОВА. — Для ее реализации территория Новочебоксарска условно поделена на участки, сформированные по избирательным округам и в границах ТОСов. За каждым закреплен сотрудник центра — социальный участковый.
Мы тесно сотрудничаем с полицией, поликлиниками, Пенсионным фондом, Центром социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий, другими профильными учреждениями. Благодаря этому у нас появилась возможность увеличить охват населения и спектр социальных услуг для клиентов, совершенствовать работу по профилактике трудной жизненной ситуации”.
Профилактика — именно на нее направлена деятельность вновь созданной службы. “Традиционный заявительный принцип социального обслуживания сегодня себя не оправдывает, — продолжает Е.Шашкарова, — так как, как правило, в поле зрения социальных служб попада­ют только те граждане, которые воспринимают свою ситуацию как трудную и гото­вы принять помощь социальных служб. При этом без помощи остаются нуждающиеся в поддержке, но не обратившиеся за ней.
Работа “по заявлению” практически исключает этап профилактики, потому что предполагает, что трудная жизненная ситуация в жизни обратившегося уже сформи­ровалась в той или иной степени, и ее разрешение требует существенных усилий специалистов, привлечения значительных материальных ресурсов”.

Все по плану
В Новочебоксарске сегодня на каждый из 13 участков заведен социальный паспорт, состоящий из информационных карт участков, улиц, домов, а также поквартирных карточек. Информация постоянно пополняется и корректируется.

“На моем участке № 12 (ТОС “Восточный”) проживает более 10 тысяч человек, — говорит социальный участковый Галина Матвеевская. — Это 45 домов, 3671 квартира. Работаю по утвержденному плану. Так, каждую среду вместе с председателем ТОСа веду прием граждан. Если появляются жалобы социальной направленности, беру их на заметку. Теперь у нас есть возможность решать проблемы людей в комплексе, то есть социальный участковый может привлечь все структуры для решения проблемы одного человека”.
 С момента создания при центре социальной участковой службы выявлены и приняты на обслуживание в отделения социального обслуживания на дому 76 нуждающихся, в отделение дневного пребывания — 93 человека.
В прошлом году в течение месяца центр совместно с ТОСами проводил анкетирование граждан, выясняя их социальное самочувствие. Анализ показал, что особенно востребованы медицин­ские услуги, а наиболее актуальными для большинства жителей являются проблемы плохого состояния здоровья и сложных отношений в семье. Выяснилось также, что большинство жителей города готовы принять участие в мероприятиях по внедрению здорового образа жизни.
По итогам анкетирования разработаны планы совместной работы с парт­нерами ЦСОН на 2014 год, в которые включены досуговые и социокультурные мероприятия, социальные акции, информационная деятельность.
Новая форма работы, считает Елена Шашкарова, оказалась рациональной и по­зволяет комплексно решать проблемы людей и эффективно проводить профилактику трудной жизненной ситуации. А у социальных участ­ковых появилась своя, профессиональная шутка: “У нас участковая служба от слова “участие”, а не “участок”.