Что изменится в России с 1 декабря 2024 года

Урок нравственности от Сашки

На фронте Сашку грели мысли о встрече с медсестрой Зиной.  Фото Экспериментального театра в соцсети “ВКонтакте”Урок нравственности от Сашки Территория культуры экспериментальный театр драмы

На фронте Сашку грели мысли о встрече с медсестрой Зиной. Фото Экспериментального театра в соцсети “ВКонтакте”

Сашка, Володька и Жора легли спать в проходе зрительного зала. Так близко к артистам вы еще не были.Урок нравственности от Сашки Территория культуры экспериментальный театр драмы

Сашка, Володька и Жора легли спать в проходе зрительного зала. Так близко к артистам вы еще не были.

По сюжету спектакля пленный немец стал первым, кому Сашка рассказал о своей возлюбленной Зинке.Урок нравственности от Сашки Территория культуры экспериментальный театр драмы

По сюжету спектакля пленный немец стал первым, кому Сашка рассказал о своей возлюбленной Зинке.

Масштаб ржевской трагедии показали очень символично — сапогами.Урок нравственности от Сашки Территория культуры экспериментальный театр драмы

Масштаб ржевской трагедии показали очень символично — сапогами.

Сцена смерти Жоры.Урок нравственности от Сашки Территория культуры экспериментальный театр драмы

Сцена смерти Жоры.

Альфия АЛИМОВАУрок нравственности от Сашки Территория культуры экспериментальный театр драмы

Альфия АЛИМОВА

Вера ВАВИЛОВАУрок нравственности от Сашки Территория культуры экспериментальный театр драмы

Вера ВАВИЛОВА

Эльвира ВОЛКОВАУрок нравственности от Сашки Территория культуры экспериментальный театр драмы

Эльвира ВОЛКОВА


0

Кто, как не участники Великой Отечественной войны, должен сейчас посредством театрального искусства говорить с нами и нашими детьми, вселять и укреплять дух патриотизма. В обновленном Чувашском государственном экспериментальном театре драмы состоялась премьера военного спектакля “Сашка” по мотивам одноименной повести Вячеслава Кондратьева.
В 1942 году Вячеслав Леонидович в составе 132-й стрелковой бригады вел тяжелые бои подо Ржевом. И повесть, написанная им в 1979 году, во многом является автобиографичным произведением.
Очень живая, искренняя история, направленная на изображение войны изнутри, глазами солдата. В новочебоксарском Экспериментальном театре подобных спектаклей прежде не ставили.

Эффект полного погружения
Если на предыдущей премьере “Врач без пациентов, или Чехов без пауз” меня возмутило неграмотное использование технической базы театра, то сейчас на десятой минуте спектакля я готова была закричать: “Да что вы делаете с театром?!”
Впечатляющее и очень атмосферное звуковое и световое оформление создали ощущение обстрела на фронте. Вокруг взрывались мины, экран “трясся”, “трескался”. Вот это я понимаю, эффект полного погружения!
Художник-постановщик Булат Ибрагимов и художник по свету Ильшат Саяхов — специалисты из Казани. Режиссером-постановщиком спектакля “Сашка” является новочебоксарец Андрей Аверин. Прежде его режиссерскую работу я видела на сцене Русского драмтеатра. В феврале 2023 года вышел спектакль “История одной встречи” по рассказам Василия Шукшина. Уже тогда молодой режиссер доказал, что готов к смелым экспериментам на сцене. В пространстве камерного театра ему удалось воплотить много идей. Молодой режиссер позволил артистам играть со сценическим пространством, взаимодействовать со зрителем.

Экзамен на вшивость
Актеров Экспериментального театра мы увидели в новых амплуа.
Заслуженный артист Чувашской Республики Евгений Евграфов исполнил роль комбата — такого, которого ласково в полку называют батькой. Вячеслав Кондратьев исследует поведение человека на войне, его нравственные устои в экстремальных условиях. Чувство правды и взывание к совести мы видим не только у Сашки, который не может убить безоружного врага, но и у второстепенных персонажей.
Глебу Карзанову досталась крайне противоречивая роль — немецкого пленного. Перед молодым актером стояла задача “очеловечить” врага, заставить не только Сашку, но и зрителей испытывать к нему сострадание. Актерское мастерство Глеба действительно достойно восхищения.
Ну, а Дарья Мурзакова показала себя самой настоящей хозяйкой театра, спектакля и происходящих на сцене действий. Она, согласно задумке режиссера, всегда была где-то рядом с главным героем. А выступала Дарья в образе Смерти. Новочебоксарка призналась, что это самая сложная роль за всю ее актерскую профессию.
Дебютом на сцене Экспериментального театра можно назвать участие в спектакле Лидии Кузнецовой. Девушка родом из Ямало-Ненецкого автономного округа в этом году окончила обучение в Казанском театральном училище и в августе была принята в труппу Экспериментального театра драмы.
Для актеров спектакля работа в камерных условиях театра стала неким экзаменом. Находиться так близко к зрителю — настоящая проверка на вшивость. Без преувеличения скажу, что первые ряды зрителей буквально разглядывали актеров, стоящих в метре от них, а порой еще ближе. Мы видели настоящие мужские слезы, подергивающееся веко, как артистов прошибал пот. И верили, что они честны в своих эмоциях.

Солдатские будни
В некоторых сценах происходили отходы от повествования, но они были оправданны. Если Вячеслав Кондратьев переносит читателя сразу в поле боя, Андрей Аверин дает предысторию: он показывает службу в первые годы войны “в перемотке”.
Масштаб, большие потери солдат в ожесточенных боях подо Ржевом режиссер изобразил символично — солдатскими сапогами. Черные и грубые — полегли бравые бойцы, мальчишки, в одночасье ставшие мужчинами. Красные и утонченные — девушки. Никого не щадит война. На сцене мы видим только гибель Жоры. Он, жизнерадостный и открытый, даже не имеет возможности побороться за свою жизнь: оставляет сапоги и следует за Смертью.
Понравилось обилие юмора. Не наигранного, а именно такого доброго, военного. Здесь его куда больше, чем в оригинале, что достигнуто путем обыгрывания бытовой солдатской жизни на фронте.

Дань памяти героям
Повесть Кондратьева заканчивается тем, что Сашка приезжает в Москву, видит спешащих на работу людей и удивляется: “Словно и войны нет никакой!”
Спектакль в постановке Андрея Аверина увековечивает подвиг молодых солдат, участвовавших в Ржевской битве. Главный герой оказывается в настоящем и слышит, как экскурсовод рассказывает детям о событиях и героях Великой Отечественной войны. На экране появляются титры. Ан нет, это списки тех, кто погиб под Ржевом. Их здесь тысячи, миллионы…
Сашка стал собирательным образом молодых ребят, столкнувшихся с ужасами военного лихолетья. Несмотря на все тяжелые испытания, выпавшие на его солдатскую долю, ему удалось не очерстветь душой и отстоять гуманность как единственно подлинную и вечную ценность.
Фото автора


ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Альфия АЛИМОВА:
“Я сидела в первом ряду и видела искренний страх смерти в глазах Глеба Карзанова, сыгравшего немецкого солдата. Когда Сашка расстроился, узнав о чувствах Зинки к лейтенанту, мне захотелось подойти и поддержать его. Впечатлила игра Анны Яковлевой в роли Паши, настолько точно ей удалось передать чувства женщины, которой посчастливилось увидеть своего пропавшего мужа”.
Вера ВАВИЛОВА:
“В 2025 году мы будем праздновать 80-летие Победы. Здорово, что театральный сезон открываем такой сильной премьерой. Спектакль посмотрела на одном дыхании. Очень интересное режиссерское решение, игра актеров берет за душу. Рекомендую каждой школе посетить эту постановку. Приятно видеть такое перерождение Экспериментального театра”.
Эльвира ВОЛКОВА:
“Актуальная в наши дни постановка, которая наводит на размышления о человеческих ценностях. Артистам удалось изобразить исконно русскую душу. Переживала за судьбу каждого. Очень нестандартное изображение Смерти, мурашки по коже пробегали, когда она следовала по пятам за Сашкой”.

  • На фронте Сашку грели мысли о встрече с медсестрой Зиной.  Фото Экспериментального театра в соцсети “ВКонтакте”
  • Сашка, Володька и Жора легли спать в проходе зрительного зала. Так близко к артистам вы еще не были.
  • По сюжету спектакля пленный немец стал первым, кому Сашка рассказал о своей возлюбленной Зинке.
  • Масштаб ржевской трагедии показали очень символично — сапогами.
  • Сцена смерти Жоры.
  • Альфия АЛИМОВА
  • Вера ВАВИЛОВА
  • Эльвира ВОЛКОВА