Ушедшим – память, живым – напоминание
Маленький световозвращатель — и безопасность возрастает в разы. Фото ОГИБДД ОМВД России по г. Новочебоксарску
В минувшее воскресенье, 19 ноября, в России, как и во всем мире, почтили память жертв ДТП. Всю прошедшую неделю в нашей стране проходили мероприятия, цель которых — сокращение несчастных случаев на дороге и напоминание всем участникам дорожного движения, что от каждого из них зависит жизнь, иногда не только их собственная.
В 2023 году аварийность на российских дорогах выросла на 5,1% в сравнении с прошлым годом. За последние 10 месяцев произошло 110 тысяч аварий, в которых погибли почти 12 тысяч, а ранения получили более 137 тысяч человек. В большинстве случаев причиной ДТП является невыполнение одним или обоими участниками правил дорожного движения: число столкновений увеличилось на 5% и составило 48,5 тысяч, на 30,9% выросло число опрокидываний, на 11% — наездов на велосипедистов, на 4,2% — наездов на препятствие. Ожидать внезапных перемен за оставшиеся ноябрь и декабрь не стоит: 2023 год стал переломным в худшую сторону, а число столкновений и, как следствие, жертв будет и дальше расти, если срочно не принять меры.
Стандарт поможет?
Федеральные меры, к слову, уже приняты: согласно новому закону, который вступит в силу 1 сентября 2024 года, комплексы фотовидеофиксации на дорогах будут устанавливаться по единому федеральному стандарту. Дорожные камеры оказались самым действенным рычагом работы с аварийно опасными участками.
“Как только на аварийно опасном участке дороги появляется камера контроля, так количество нарушений ПДД начинает снижаться. Водители быстро узнают о новом комплексе и в массе своей просто перестают нарушать: так аварийно опасный участок “гаснет” буквально за две-три недели, после чего еще полгода показатели снижаются. А через шесть месяцев поток полностью выравнивается и следует по правилам дорожного движения”, — раскрыл методику работы комплексов директор департамента безопасности дорожного движения и аналитики “МВС Груп” Александр ДОМБРОВСКИЙ.
Или сделает хуже
Однако в законе есть и серьезные недостатки. Поправки ограничивают возможность превентивного реагирования на аварийность. Другими словами, не предусматривают установку камер в местах, где нет ДТП с пострадавшими.
“Удивлен отсутствием законодательной возможности заранее установить камеры как самый актуальный сдерживающий водителей фактор у школ и детских садов. Более того, прописанные в законе 100 метров от дорожного знака, обозначающего начало населенного пункта, ситуацию лишь усугубят: большинство ДТП, около 77%, происходят именно в населенных пунктах, а некоторые деревеньки в России и вовсе не имеют протяженности в 100 метров вдоль дороги. Получается, им защитный инструмент в виде камер не положен по размеру? А ведь абсолютное большинство погибших в ДТП приходится именно на сельские населенные пункты”, — отмечает председатель межрегионального общественного движения “Союз пешеходов” Владимир СОКОЛОВ.
Получается, что новый закон выведет из обращения достаточно большое количество дорожных камер, что мгновенно приведет к серьезному росту числа ДТП: 80% столкновений, согласно отчету НЦ БДД, происходит по вине водителей, на которых весьма здраво влияют комплексы фотовидеофиксации. Одно только их наличие снижает давление на педаль газа и кратно повышает тягу к соблюдению ПДД. Убрать последние — и на дорогах начнется хаос. Даже хуже: качество дорожного покрытия, как и скорости современных автомобилей, существенно выросло, так что тяжесть столкновений будет увеличиваться в геометрической прогрессии. А вместе с ней и смертность.
Что еще можно сделать на законодательном уровне? Вернуть метод контроля средней скорости. И процесс уже запущен: высока вероятность, что с 1 марта 2024 года в правила добавят понятие о средней скорости и необходимости ее соблюдения. Соответствующий проект постановления правительства прошел этап публичных обсуждений. Цель проста и ясна: уменьшить риски возникновения аварий, связанных с превышением скорости движения. Кстати, одно из главных преимуществ этого метода — подавление так называемых “мигрирующих” мест концентрации ДТП. Это когда после установки камеры в одном месте очаг аварийности смещается на несколько сотен метров от нее. Контроль же средней скорости обеспечивает соблюдение правил водителями на протяженных участках дорог.
Чтобы Всемирный день памяти жертв ДТП не стал личной траурной датой для многих российских семей, усилия должны приложить все: и государство как законодатель, и местные госорганы, ответственные за регулирование и состояние дорог, и смежные структуры, в чью зону ответственности попадает проезжая часть, и участники дорожного движения, потому что одно маленькое, казалось бы, незаметное нарушение может мгновенно разделить жизнь на до и после.
Засветись, не ленись
Причем, перебегая проезжую часть или “немножко” превышая скорость, проскакивая на красный, пешеходу или автомобилисту стоит помнить: высока вероятность, что ваш дурной пример только что подвел к черте невиновную, еще не успевшую окрепнуть и осознать происходящее жизнь. Стоят ли того сэкономленные секунды?
Наши госавтоинспекторы показывают пример обратный. Сотрудники ОГИБДД по Новочебоксарску проводят лекции с воспитанниками детсадов, учащимися школ, организуют совместные акции. И не только в преддверии траурной даты.
К примеру, на прошлой неделе начальник новочебоксарского отдела Эдуард ГАЛКИН провел урок с кадетами ГИБДД 11-й школы и вместе с ними смастерил световозвращающие элементы.
“Они являются практически единственным способом сделать пешехода заметнее на проезжей части, а значит, могут предотвратить ДТП”, — прокомментировал Эдуард Галкин. Готовые фликеры были вручены ученикам начальных классов.
В четверг настала очередь учеников 14-й школы сделать движение на городских дорогах безопаснее. Помог им в этом “Ангел в дорогу”.
Ребята изготовили бумажных ангелов с пожеланиями, после чего совместно с настоятелем Собора святого князя Владимира архимандритом Гурием вручили их участникам дорожного движения.
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
Митрополит Чебоксарский и Чувашский САВВАТИЙ:
— Ты можешь стать убийцей. Это необходимо понимать. Даже невольным убийцей. Человек должен всегда помнить, что он находится в автомобиле — источнике повышенной опасности. Поэтому я верующих призываю молиться за рулем. С молитвой ехать. Не болтать, не отвлекаться ни на что.
***
Владимир РОМАНОВ, начальник Управления ГИБДД МВД по Чувашии:
— В республике погибли шесть детей. Это крик души. И опять вина водителей-родителей. Если сел за руль, оглянись — рядом твой ребенок. Посмотри, улыбнись ему, помолись обязательно.
ЦИФРЫ
Оставайтесь живыми!
За 10 месяцев 2023 года на дорогах Чувашии зарегистрировано 739 ДТП, в которых погибли 112 человек и 952 получили травмы, спасены 258 человек, в том числе 23 ребенка.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати