Успеть до боя курантов
Через полтора месяца после затопления котлована, 31 декабря 1980 года, на Чебоксарской ГЭС был пущен первый гидроагрегат. Этому событию предшествовала невероятная история. Из-за слишком большого объема зарубежных заказов Ленинградский металлический завод не успевал изготовить первую турбину для гидростанции.
Вот как вспоминает события того времени инженер-эксплуатационник, позже директор Чебоксарской ГЭС Владимир Лагутин, участвовавший в пуске первого гидроагрегата.
Партия велела — гидростанция ответила “есть!”
Строительство, эксплуатация, вся история Чебоксарской ГЭС переполнена драматическими событиями. Когда в памяти всплывают проблемы при вводе в работу ГЭС, то выпускают из вида ряд существенных деталей.
Строительство ГЭС шло 12 лет — с 1968 по 1980 годы. В 1979 году государственный план был выполнен по гидроузлу на 84,4 процента, по инженерной защите — на 76,5 процента.
В 1980-м грянул гром — ГЭС нужно пустить до конца года. Он прогремел с самого верха власти. 23 февраля 1981 года состоится XXVI съезд КПСС. Станцию нужно обязательно пустить, как трудовой подарок съезду. Тогда и начался штурм Волги.
Концентрация усилий строителей для выполнения поставленной задачи была колоссальной. Ведь не готовы ни котлован, ни водохранилище, ни плотина, ни здание ГЭС. Но все работы, необходимые для пуска ГЭС, были выполнены в срок. 101 процент выполнения годового плана! Без преувеличения можно сказать, что усилия руководства по организации всех работ в этом полугодии, энтузиазм рабочих позволили справиться с задачами просто блестяще.
Перехват турбины
Но все трудовые подвиги на заключительном этапе работ оказались под угрозой, так как пустить первый агрегат оказалось невозможно до конца года. На ГЭС не оказалось турбины. Ленинградский завод не изготовил ее из-за слишком большого объема зарубежных заказов.
Положение спас заместитель министра энергетики Николай Максимович Иванцов, взявший на себя ответственность за последствия: отдал приказ перенаправить на Чебоксарскую ГЭС турбину, которую уже везли из Ленинграда на Нижнекамскую ГЭС. Турбину перехватили в Канаше.
Это был единственно возможный шанс пустить агрегат нашей станции в срок. И времени для монтажа и наладки агрегата оставалось слишком мало. Но справились. 31 декабря 1980 года в 23 часа 50 минут первый агрегат Чебоксарской ГЭС был включен в сеть и поставлен под нагрузку.
Незабываемая ночь для работников СГЭМ, ГЭМ, строителей, эксплуатационников!
3 января 1981 года после предписанного трехсуточного испытания под нагрузкой первый агрегат приказом по Министерству энергетики был принят в эксплуатацию без ограничений. Хорошо, что у нас в энергетике были такие руководители, как Николай Иванцов.
История повторилась вновь
1985 год... На ГЭС работают 16 агрегатов, закончен монтаж 17-го, на выходе 18-й. На заключительном этапе работ на 17-м генераторе станция замерла от неожиданности. Агрегат готов, а включать его некуда — Запорожский трансформаторный завод не сделал нам блочный трансформатор, даже не приступал к его изготовлению. Похоже на ситуацию с пуском первого агрегата? Один к одному.
Все главные руководители Чебоксаргэсстроя, СГЭМ, эксплуатации в полной растерянности. Два готовых агрегата будут простаивать продолжительное время. Но выход был найден неожиданный, оглушительный! И если об истории пуска первого агрегата хорошо помнят, она упоминается во всех изданиях по истории Чебоксарской ГЭС, то история планового ввода в работу двух последних агрегатов обойдена вниманием. Полное молчание. В чем же дело?
А события развивались в такой последовательности. 17-й агрегат готов, но что с ним делать? Куда его девать? На рифленке этого генератора собирается все техническое руководство ГЭСстроя, ГЭС, СГЭМ, проектировщики. Чешут затылки, чего-то бормочут… и не знают, что делать. Ни одного предложения. К руководителям подошел заместитель начальника электроцеха по оперативной работе Василий Василенко. Постоял, послушал выводы и говорит:
— А чего тут думать? Тут и думать не надо, нужно 17-й генератор, а потом и 18-й тоже подключать на шины 8-го блока и спокойно работать до прибытия 9-го трансформатора.
Строительное начальство рассвирепело: “Ходят тут всякие! Кто ты такой? Тут люди поумнее и поопытнее не могут найти решение, а ты пришел и за 5 секунд все решил”. Один руководитель даже побагровел от негодования:
— Иди отсюда, без тебя разберемся!
Но некоторые, в основном эксплуатационники, прислушались:
— Что ты имеешь в виду?
Василий Владимирович отвечает:
— Станция работает на промежуточной отметке, машины загружены наполовину, значит, блочный трансформатор тоже загружен наполовину. Нагрузку 17-й и 18-й машин добавляем на 8-й блок и загружаем его до номинала.
Наконец-то они поняли. Кажется, эта необыкновенно простая, ясная идея дошла до всех. Собрание молча разошлось.
На другой день Василенко занимался своими обычными делами, а в управлении кипела работа: проектировщики чертили схему переброски мощности с 17-го и 18-го генераторов на 8-й блок.
Случайно Василенко узнал об уже готовой схеме проводных соединений шин. Спроектировали целое распредустройство. Василенко все внимательно просмотрел и... отверг решение проектировщиков, здраво рассудив: зачем городить конструкции, когда шины 17-го генератора находятся на расстоянии вытянутой руки от шин 16-го. Нужно установить обычные алюминиевые шины.
Через 2-3 дня 17-й генератор был подключен к соседнему блоку, после пуска так же был подключен и 18-й. Станция заработала на полную мощность.
...А трансформатор пришел только через полгода.
В моей практике такого ошеломляющего случая не встречалось. Опытные эксплуатационники, знающие станцию до последнего винтика, все возможные режимы, особенности, умевшие находить выходы из сложных ситуаций, прошли мимо решения, лежащего на поверхности, решения по очевидности схожего с поднятием карандаша, упавшего со стола на пол.
Это поразительно, но не менее поразительно то, что Василий Василенко решил проблему не задумываясь, столь очевидной она была для него, будто какое-то озарение мгновенно снизошло на него при виде замешательства других инженеров. По скорости и точности мышления он оказался выше коллег. Его смелое решение я бы сравнил с самыми известными решениями больших энергетиков и ученых.
Владимир Лагутин, бывший директор Чебоксарской ГЭС:
— Первый агрегат пускали в декабре 1980 года, как подарок очередному съезду партии. Кровь из носа надо было в этом году пустить. Все сделали, и 31 декабря, за десять минут до Нового года, генератор запустили. До потолка прыгали от радости — такая разрядка, ведь все время в напряжении были. Все кричали, обнимались, радовались, ходили по машинному залу. Домой никто не спешил.
Галина ПАЙКОВА, инженер участка релейной защиты и противоаварийной автоматики Чебоксарской ГЭС:
— В ту новогоднюю ночь, с 1980 на 1981 год, на станции дежурили все сотрудники: монтажники, строители и мы, эксплуатационники. Когда включили первую машину, мы, охваченные радостью, стали поздравлять друг друга и с удачным пуском, и с Новым годом. До самого утра со станции никто не уходил — все переживали, как будет работать первый гидроагрегат.
Герой рассказа Василий Василенко, ветеран Чебоксарской ГЭС, оказался не только смекалистым инженером, но и талантливым поэтом. К 35-летнему юбилею он написал стихотворение по-маяковски, полное любви и гордости. Представляем его вниманию наших читателей.
Чебоксарской ГЭС — 35
Белоснежной птицей
между двух берегов
распласталась
Чебоксарская ГЭС —
волжская наша
красавица.
35 лет исполнилось
нашей “доченьке”.
Молода она,
красива,
трудолюбива.
Сооружение грандиозное —
гидротехническое диво.
Для нее мы все сделаем,
выполним и завершим
планов всех
и графиков
скольжения.
Добьемся
исполнения бюджетов
ремонтного
и техперевооружения.
Слава
ГЭС Чебоксарской!
Служить ей века,
электричеством,
миллиардным потоком,
Чтобы память
осталась о нас
благодарным потомкам.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати