Что изменится в России с 1 ноября 2024 года

Ужесточение ждать не заставило

Ужесточение ждать не заставило

Число самокатов, которые любой может взять в аренду, быстро растет, как и количество ДТП с их участием. Необходимы меры, ужесточающие пользование ими. Фото rg.ru

Ужесточение ждать не заставило


0

Ну и куда без новых мер воздействия на нерадивых водителей электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности? Теперь уже официально: каждому СИМ будет присвоен индивидуальный номер. Соответствующий законопроект разработали в Министерстве транспорта РФ. В соответствии с ним для электросамокатов, электроскейтбордов, гироскутеров, сегвеев, моноколес и других устройств на электротяге предлагается создать реестр учета и идентификации.
Также “самокатчикам” и другим пользователям СИМ ограничат скорость. Рядом с пешеходами она не должна быть выше 10 км/ч. Как отмечается в пояснительной записке к документу, ограничение — ответ на негативную реакцию общества на передвижение СИМ по тротуарам.
Законопроектом вводится понятие “лицо, использующее для передвижения средство индивидуальной мобильности”. Это распространит на них требования ПДД как для водителей и административную ответственность за их нарушение, уточняют в ведомстве. Таким лицам будет запрещено оставлять место ДТП, участниками которого они являются, и управлять СИМ или велосипедом в нетрезвом виде. Поправки также позволят обязать их пройти мед­освидетельствование на состояние опьянения. Документ предусматривает и введение нового дорожного знака, который определит территорию, по которой движение СИМ запрещено.
Что касается учета, то в реестр СИМ планируется вносить сведения, идентифицирующие конкретное устройство дистанционно через мобильное приложение. Все данные будут находиться в региональной информационной системе. А перед началом поездки пользователю нужно будет авторизоваться через “Госуслуги”.
“Предполагается, что новые правила должны вступить в силу 1 сентября 2026 года. Уже находящиеся в эксплуатации СИМ нужно будет зарегистрировать до 1 марта 2027-го. Транспорт, купленный после вступления в силу закона, потребуется поставить на учет в течение десяти дней со дня приобретения”, — пояснили авторы инициативы.
Увы, но при регистрации электротранспорта столкновение с непреодолимыми проблемами неизбежно. Невозможно будет решить, кто конкретно находится за рулем самоката. Кто имеет право управления этим устройством? Другие вопросы: кто совершил ДТП? Кто был за рулем?
Зачастую водители электросамокатов вообще не знают правил дорожного движения. На дороге необходимо оценивать действия другого водителя, учитывать расстановку знаков, да и просто быть уважительным к другим участникам движения. И здесь возникает еще одна проблема. Как бы владельцы самокатов ни объясняли пользователям правила, к безопасной езде это не приводит. Пока не будет жестких штрафов.
Неизбежно возникает еще один вопрос. А кто будет регистрировать электросамокаты? Единственный регистрирующий орган — Госавтоинспекция. И ведомство готово взять на себя эти функции. Но в проекте закона прописано, что регистрацией будет заниматься Минтранс, для чего создаст отдельный реестр.
Но кто тогда будет ловить нарушителей? Логично было бы включить и регистрацию СИМ, и контроль за ними в сферу деятельности полиции. Иначе возникает своего рода диссонанс: Минтранс регистрирует самокат, а за самокатом гоняется полиция.


ДОРОГИЕ “ПОКАТУШКИ”

В конце августа Департамент транспорта Москвы рекомендовал кикшеринговым компаниям поднять размер штрафа с 10 до 100 тыс. рублей для пользователей сервисов, которые передают управление электросамокатами несовершеннолетним.
Повышенные штрафы за использование детьми электросамокатов вступили в силу в столице с 1 сентября. Минимальный возраст пользователя — не младше 18 лет.
Так, первый штраф в 100 тысяч рублей 13 сентября прилетел пользователю кикшеринга “Яндекс.Go”, передавшему свой аккаунт дочери. Нарушителя помог найти бдительный очевидец, который сфотографировал трех подростков на арендном самокате и пожаловался в службу поддержки. А второй аналогичный штраф 16 сентября получил пользователь самоката компании “МТС Юрент”. Он прокатился с женой на одном самокате, но был замечен консультантом кикшеринга. Оплачен ли был штраф за проезд несовершеннолетних, в компании не уточнили, заметив, что аккаунт заблокировали.


СПРАВКА

Количество электросамокатов и других СИМ в России растет стремительно, как и число ДТП с их участием. С 2020 года электросамокатов стало в пять раз больше, и сейчас их насчитывается более 750 тысяч. Большинство находится в собственности, о чем свидетельствует статистика продаж.
Это естественным образом сказывается на аварийности. Если в 2020 году с участием СИМ было зарегистрировано 331 ДТП, то в 2023-м уже 3,1 тысячи. Число погибших за тот же период увеличилось с шести до 43 человек. Слишком часто в таких ДТП страдают дети. Из более чем 3,1 тысячи человек, получивших ранения в ДТП с участием СИМ в 2023 году, треть составляют дети до 16 лет.



  • Число самокатов, которые любой может взять в аренду, быстро растет, как и количество ДТП с их участием. Необходимы меры, ужесточающие пользование ими. Фото rg.ru
  • 2024-09-21-18_diag22.jpg