Что изменится в России с 1 сентября 2024 года

В школу в инвалидной коляске? Запросто!

© Фото Анастасии ГригорьевойВ школу в инвалидной  коляске? Запросто! Актуально

© Фото Анастасии Григорьевой


1

Еще совсем недавно ребенок, оказавшийся в инвалидной коляске и без нее не способный передвигаться, о школе даже мечтать не мог. Увы, и сейчас не в каждое учебное заведение можно проехать в коляске, но такие школы есть, одна из них № 20. Там мы и побывали.

Главный атрибут доступной школы — это пандус. В 20-й он не абы какой, а сделан добротно и качественно. “Сам пандус недорогой, — рассказывает директор Александр Матвеев, — а вот поручни обошлись в круглую сумму — в 70 тысяч рублей. Они из нержавейки. Из железа пришлось бы каждый год красить, восстанавливать, латать, а эти долговечные”.
Под коляски поменяли двери, начиная от входной и заканчивая классными, туалетными и столовой. Их ширина не менее 90 см, и, конечно, у них нет порожков, а если и есть, то они минимальны. В туалетах — специальные кабины. Для первоклашек закупили парты, которые “вытягиваются” под рост ребенка.
Позаботились здесь и о сменных колясках. Входя в образовательное учреждение, ученик может пе­ресесть в одну из двух школьных. Пока их две: одна — механическая, другая — электрическая. Стоимость второй более 200
тысяч рублей. Есть еще ходунок. Все это богатство хранится в одном из кабинетов на первом этаже. Здесь же компьютеры со специальной клавиатурой (она в два раза больше обычной, и буквы в ней крупные) для слабослышащих и слабовидящих детей.
 Пока этот класс не востребован. Детей с плохими зрением и слухом родители предпочитают возить в чебоксарские специализированные учебные заведения. А вот опорников и ребят с другими заболеваниями, дающими право на инвалидность, в школе 15 человек.
— У каждого своя история взаимоотношений с одноклассниками, — рассказывает директор о своих подопечных, — все, как и у обычных здоровых детей. Если человек общителен, неважно, в коляске он или на своих двоих бегает, то и друзей у него много. Есть у нас мальчик, любит быть один, так он доволен своим обществом. И никто ему не докучает.
Александр Иванович считает, что если здоровье позволяет, то ребенок обязательно должен учиться в школе. Никакое дистанционное обучение не может заменить живого общения с учителем, а дружба в социальных сетях — настоящую дружбу между одноклассниками.
Кстати, в школе специально для детей с ограниченными возможностями здоровья оборудован кабинет для снятия нервного напряжения. В нем можно покрутить обруч, поваляться в “бассейне” с мячами, растянуться на ковриках, а если ни того ни другого не хочется, то можно расслабиться, глядя на разноцветные огни ламп. У этого кабинета есть хозяин — учитель физкультуры Анастасия Исаева. У молодого педагога уже немалый опыт общения с особенными детьми, во время учебы в вузе она работала в Реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями Чебоксар. Под ее руководством и постоянным присмотром дети занимаются лечебной гимнастикой.
У 20-й есть неплохой опыт обучения детей-инвалидов. Кстати, в школе кроме инклюзивного ведется дистанционное и надомное обучение. Есть и свои выпускники, которыми образовательное учреждение гордится. Двое ребят после окончания школы поступили в вузы.
Весь год в подготовительную группу школы вместе с мамой ходил и мальчик Матвей. Учителя о нем хорошо отзываются: и способный, и коммуникабельный. Но больше всех слов восхищения удостоилась мама, которая в любую погоду, при любых обстоятельствах везет сына в школу: они участ­ники всех классных меро­приятий. Хорошо, что 20-я дает им такую возможность. Вот бы еще тротуары оборудовать съездами. Увы, это одна из главных причин, из-за которой некоторые родители детей-колясочников предпочитают оставлять их дома.

  • © Фото Анастасии Григорьевой