Что изменится в России с 1 ноября 2024 года

Вековой юбилей великой панорамы

Фрагмент панорамы "Бородинская битва" Вековой юбилей  великой панорамы 2012 - год российской истории

Фрагмент панорамы "Бородинская битва"


0

Гигантское полотно в честь Бородино
29 августа 1912 года, 100 лет назад, в Москве открылась знаменитая панорама Франца Рубо “Бородин­ская битва”. Гигантское полотно было заказано художнику в преддверии 100-летнего юбилея Отечественной войны 1812 года. На первоначальном эскизе автор показал контратаку русских частей во главе с генералом Ермоловым на французов, ворвавшихся на Курганную батарею генерала Раевского. Однако эскиз был отклонен царем по дипломатиче­ским соображениям — панорама создавалась в пору союза России с Францией. “Бой за Курганную батарею давал художнику полный простор изобразить русские войска с наилучшей стороны, показать их доблесть... словом, выходила действительно “русская” панорама, — писала одна из газет. — Специальная комиссия предложила художнику изобразить другой момент сражения: полдень, когда начались масштабные кавалерийские атаки наполеоновской конницы на русские позиции”.
Ф.Рубо трудился над холстом размером 14 на 115 метров около года в предместье Мюнхена — при участии художника И.Мясоедова и консультанта-историка Б.Колюбакина. Панораму открыли в Москве в специальном павильоне на Чистых прудах. Но после начала Первой мировой войны в здании разместили госпиталь. Холст долгие годы хранился в разных концах Москвы. Реставрировали панораму только в 1962 году и выставили в новом здании музея-панорамы на Кутузовском проспекте. Теперь это центр историко-мемориального комплекса, начало которому было положено в 1883 году (тогда офицеры Гренадерского корпуса установили верстовой столб со Смоленской дороги на месте сгоревшей избы знаменитого Военного совета в Филях).
“Важнейшее из искусств”
27 августа 1919 года, 93 года назад, Совнарком Советской России принял декрет о национализации кинодела в стране. К тому моменту российские кинопредприятия оставались в част­ных руках. Даже в 1918 году част­ные кинофирмы поставили около 150 фильмов — мистиче­ских, мело­драматических, исторических. Но во время гражданской войны из-за распространения голода и разрухи большинство кинематографистов перебрались на юг страны, многие эмигрировали. Председатель Совнаркома В.Ленин считал кино важнейшим из искусств, мощным инструментом пропаганды, так что оно не могло остаться без мощного государственного контроля. После Декрета 27 августа вся фото- и кинематографиче­ская промышленность и торговля перешли в ведение Народного комиссариата просвещения (руководитель — А.Луначарский). В 1979 году 27 августа было объявлено Днем Советского кино, а теперь это День кино России.
В первые десятилетия существования Новочебоксарска кинематограф в городе пользовался большой популярностью. В начале 60-х телевидение еще развивалось, до эпохи видео­салонов оставалась четверть века, а Интернет горожане не могли даже вообразить. Зато кинозалы (попкорном там еще не хрустели!) не пустовали — в клубе “Строитель” на Коммунистической, “Заре” (“Атăл” построили гораздо позже), ДК “Химик”. Всюду в городе висели афиши, а по радио каждое утро подробно рассказывали о репертуаре кинотеатров. Отдельные фильмы (особенно приключенческие) вызывали невообразимый ажиотаж. В памяти автора строк — настоящая давка у клуба “Строитель” примерно в 1970 году перед фильмом “Миллион лет до нашей эры” (далеким предшественником многочисленных “Парков юрского периода”), когда некоторые юные хитрецы пробирались к кассе буквально по головам и плечам толпы. Теперь у “важнейшего из искусств” появилось много конкурентов, но кинематограф по-прежнему востребован, хоть и не так, как прежде.

На вопросы четвертой недели августа правильно ответили пенсионеры Ю.Ершов, И.Ильин, В.Петров, С.Прокопьева; преподаватель ОБЖ Г.Хусаинов:
а) писатель Венедикт Ерофеев в “Записных книжках” шутил (хотя многие не считают шутку удачной), что если бы в 1945 году наша армия прошла всю Европу и добралась до самого запада США, маршал Жуков получил бы добавление к фамилии по типу Суворов-Рымникский, Дибич-Задунайский, Потемкин-Таврический и назывался бы Жуков-Колорадский;
б) неприятный объект греческой мифологии, покоренный Гераклом, о котором новочебоксарцам могут напоминать ветры, дующие с востока (с БОС), — авгиевы конюшни.

Вопросы пятой недели августа:
1. Чем прославился в 1912 году 117-летний Павел Толстогузов, которого отыскали по правительственному циркуляру при подготовке празднования 100-летия Бородинского сражения?
2. Какая улица Новочебоксарска названа по объекту, вызывающему явление, которое дало название старейшему в городе кинотеатру (сейчас превращенному в торговый центр)?

Ответы принимаются в четверг, 30 августа, по телефону 48-02-24 с 11.00 до 11.45; или до указанного времени отправляются по электронной почте на адрес alprosv@yandex.ru.
 

  • Фрагмент панорамы "Бородинская битва"