Что изменится в России с 1 ноября 2024 года

Верховный суд не пошел на обгон

1

Верховный суд РФ 14 июля признал законной действующую редакцию Правил дорожного движения (ПДД), устанавливающую зону действия знаков “Обгон запрещен” и “Ограничение скорости”. По мнению 12 жителей Башкирии, обратившихся в суд, формулировка правил настолько нечеткая, что позволяет сотрудникам ГИБДД необоснованно штрафовать водителей и лишать их прав.


В иске, направленном в Верховный суд от имени 12 жителей города Салавата, заявители потребовали признать недействительным абзац ПДД,  гласящий, что зона действия знаков “Обгон запрещен”, “Ограничение максимальной скорости” и еще шести запрещающих указателей “распространяется от места установки знака до ближайшего перекрестка за ним, а в населенных пунктах при отсутствии перекрестка — до конца населенного пункта”. Представитель истцов глава Федерации автовладельцев России Сергей Канаев заявил в суде, что эта формулировка “по-разному трактуется инспекторами ГИБДД, что приводит к необоснованным санкциям в отношении водителей”.
За последние три года тема обгона вообще стала одной из самых обсуждаемых в водительском сообществе из-за ужесточившихся наказаний. В конце 2006 года обгон в зоне действия знака “Обгон запрещен” был приравнен Верховным судом к выезду на встречную полосу, а с августа 2007 года за это нарушение инспектора стали безальтернативно лишать прав. В 2008 году по ст. 12.15.4 КоАП “Выезд на полосу встречного движения с целью обгона” было возбуждено более 614 тыс. дел.
Как рассказал один из заявителей Гали Камалов, истцы понесли, по их мнению, незаконное наказание (четверо лишены прав), будучи остановленными инспекторами в зоне запрещенного обгона. “В ГОСТах сказано, что зона действия знака, устанавливаемого в местах с плохой видимостью, должна ограничиваться протяженностью опасного участка и быть не более 300 м, после чего должен стоять новый знак, — пояснил он. — В реальности же обычно висит один знак на 10 км дороги и повсюду засады из гаишников”. “Под каждым таким указателем должна висеть обязательная информационная табличка с указанием зоны дей­ствия знака в метрах, но на деле это встречается редко”, — заявил Канаев.
Это уже не первый иск, в котором водители требуют в суде изменить ПДД и другие нормативные акты. В частности, были попытки отменить обязанность водителей уступать дорогу автомобилям с мигалками и предоставлять доверенность на
управление машиной по требованию инспектора. Но большинство исков не удовлетворено.
“Водители должны руководствоваться правилами, а ГОСТы написаны для дорожных служб, — заявил в суде начальник отдела нормативно-правового регулирования ГИБДД РФ Юрий Камилов. — Согласно ПДД в населенном пункте, например, знак “Обгон запрещен” действует до следующего перекрестка или до конца населенного пункта, за городом — до знака, отменяющего ограничения. Эти указатели гораздо удобнее, чем табличка под знаком,— какой водитель сможет точно посчитать в метрах расстояние от указателя?” Судья Валентина Емышева согласилась с доводами ГИБДД и отказала в удовлетворении иска.
Иван Буранов. “Коммерсантъ”, № 126, 15 июля 2009 г.