Воспитывать трудом или растить белоручек?
Согласно пункту 50 типового положения об общеобразовательном учреждении школе “запрещается привлекать обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, без их согласия и согласия родителей (законных представителей)”. Какие ситуации имеются в виду?
Например, традиционная уборка и мытье парт в своем классе по окончании учебной четверти. Или субботники на территории школы. Для того чтобы привлечь детей к подобному мероприятию, педагоги должны заранее запастись письменными разрешениями родителей.
В одной отдельно взятой гимназии
Директор гимназии № 6 Вера Вавилова сообщила, что в ее учебном заведении подобные заявления педагоги собирают с родителей уже второй учебный год подряд. И каждый раз находятся те, кто не желает, чтобы их ребенок убирал территорию или мыл парты. “Мы с уважением относимся к любому решению родителей, — рассказывает Вера Вавилова. — Однако на родительском собрании нередко возникают такие коллизии. Мама, давшая согласие на привлечение ее ребенка к труду, резонно замечает: “А почему это мой Витя будет мыть парты, а ваш Сережа — нет, и сядет за чистую, не приложив никаких усилий?”. В результате количество “отказников” всегда небольшое”.
Трудовое воспитание прежде...
Совершим небольшой экскурс в историю. Чем были заняты школьники восьмидесятых-девяностых годов прошлого века? В начальной школе в расписании стоял предмет “ручной труд”. На нем младшие школьники лепили из пластилина, делали аппликации и другие нехитрые поделки. С пятого класса начинались уроки труда. Дети осваивали теорию и практику столярных и слесарных работ (мальчики), домоводства и рукоделия (девочки).
Кроме того, существовало понятие общественно полезного труда. Например, после занятий все ученики класса по очереди мыли полы в своем кабинете. Периодически в школах проходили акции по сбору макулатуры и металлолома, субботники. А еще ребята работали на пришкольном участке. Причем весной и осенью это было частью учебного процесса, летом же называлось сельскохозяйственной практикой, и ее необходимо было “отработать”.
В старших классах один день в неделю посвящался УПК: учеников освобождали от уроков в школе, и они шли на занятия по выбранным профессиям. Как правило, в списке значились “автослесарь”, “швея”, “секретарь-машинист”...
Все перечисленное являлось составной частью трудового воспитания. Большая советская энциклопедия дает несколько определений данного термина. В широком смысле в человеке пытались “сформировать коммунистическое отношение к труду”, в более узком это был “целенаправленный, тесно связанный с обучением в школе процесс подготовки детей и юношества к трудовой деятельности”.
...и сейчас
Прошло два десятилетия, и в понятии “трудовое воспитание” осталось лишь
узкое его значение. Возможно, поэтому в школе нынешний ученик физически трудится меньше. Не нужно больше мыть полы в классе. Отменен сбор металлолома, да и бумагу нынче дети приносят лишь из своего дома, никто не обходит чужие квартиры с вопросом “А у вас нет макулатуры?”.
Нет больше и УПК. Правда, в некоторых образовательных учреждениях его возродили под иным названием. Например, в гимназии № 6 в рамках профориентации проводят “социальную практику”. Учащиеся старших классов на каникулах по заключенным договорам проходят практику на выбранном предприятии: на заводе, в жэке, больнице или редакции газеты. В результате подростки начинают представлять, в чем заключается та или иная работа.
Сам предмет в школьном расписании поменял свое название с “труда” на “технологию”. По словам В.Вавиловой, цель уроков осталась при этом во многом прежней — научить ребенка делать своими руками полезные вещи. Как и двадцать, и тридцать лет назад на практических занятиях девочки осваивают азы кулинарного искусства, шитья и домоводства. Например, готовят пирожные, шьют фартуки и (вот оно — веяние времени!) чехлы для сотовых телефонов. И еще одна новинка — занятия по практической экономике, когда на уроках технологии девочек учат, например, вести семейный бюджет.
Мальчики также помимо приобретения теоретических знаний традиционно своими руками делают шкатулки, рамки для фотографий, потом учатся художественно их оформлять при помощи выжигания, резьбы по дереву, выпиливания... “К сожалению, — сетует В.Вавилова, — сегодня нет возможности для практических занятий в слесарной мастерской: нет оборудования. Нет у учебного заведения и теплицы”.
В целом, по мнению преподавателей технологии гимназии № 6 Елены Друговской (она занимается с мальчиками) и Натальи Андрияновой (с девочками), нынешние ученики 5-8 классов труда не чураются, и белоручками их назвать нельзя.
Субботник — это весело?
Так актуальна ли затронутая проблема? По мнению многих педагогов, да. “Если так пойдет и дальше, — говорят они, — вскоре ученикам запретят самим вытирать доску в классе...”. Кстати, по моим данным, в некоторых школах не стали утруждать себя сбором заявлений от родителей о согласии на привлечение ребенка к труду, не предусмотренному школьной программой. Мол, зачем нам лишние проблемы, пусть лучше папы и мамы пребывают в блаженном неведении.
Директор школы № 19 Александр Осокин считает, что поддержание чистоты там, где учишься и работаешь, следует рассматривать в качестве элемента самообслуживания. Учить этому детей необходимо, так же как и застилать постель, пришивать пуговицу. Кстати, в специальных школах для детей, отстающих в умственном развитии, привитие навыков самообслуживания входит в школьную программу. По словам А.Осокина, получается, то, что можно ребятам больным, противопоказано детям здоровым?
Во все времена субботники и уборка класса входили в трудовое воспитание. Впрочем, по мнению А.Осокина, есть немаловажный нюанс — как организовано мероприятие. Если с огоньком, если оно воодушевляет и сплачивает класс, то в этом и заключается воспитательный процесс. Если же у учителя не хватает профессионализма и субботник напоминает отбывание трудовой повинности, то лучше его совсем не проводить, пользы от него в педагогическом плане никакой. Вероятно, именно поэтому пункт 50 и появился вообще в типовом положении. Кстати, сейчас в Интернете можно найти новый проект типового положения об общеобразовательных учреждениях, который рассматривается в недрах Министерства образования и науки РФ. В нем названный пункт отсутствует.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати
Комментарии