Что изменится в России с 1 ноября 2024 года

Воспитывать трудом или растить белоручек?

коллаж Валерия Бакланова.Воспитывать трудом  или растить белоручек? трудовое воспитание

коллаж Валерия Бакланова.


2

Согласно пункту 50 типового положения об общеобразовательном учреждении школе “запрещается привлекать обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, без их согласия и согласия родителей (законных представителей)”. Какие ситуации имеются в виду?

Например, традиционная уборка и мытье парт в своем классе по окончании учебной четверти. Или субботники на территории школы. Для того чтобы привлечь детей к подобному мероприятию, педагоги должны заранее запастись письменными разрешениями родителей.
В одной отдельно взятой гимназии

Директор гимназии № 6 Вера Вавилова сообщила, что в ее учебном заведении подобные заявления педагоги собирают с родителей уже второй учебный год подряд. И каждый раз находятся те, кто не желает, чтобы их ребенок убирал территорию или мыл парты. “Мы с уважением относимся к любому решению родителей, — рассказывает Вера Вавилова. — Однако на родительском собрании нередко возникают такие коллизии. Мама, давшая согласие на привлечение ее ребенка к труду, резонно замечает: “А почему это мой Витя будет мыть парты, а ваш Сережа — нет, и сядет за чистую, не приложив никаких усилий?”. В результате количе­ство “отказников” всегда небольшое”.
Трудовое воспитание прежде...
Совершим небольшой экскурс в историю. Чем были заняты школьники восьмидесятых-девяностых годов прошлого века? В начальной школе в расписании стоял предмет “ручной труд”. На нем младшие школьники лепили из пластилина, делали аппликации и другие нехитрые поделки. С пятого класса начинались уроки труда. Дети осваивали теорию и практику столярных и слесарных работ (мальчики), домоводства и рукоделия (девочки).
Кроме того, существовало понятие общественно полезного труда. Например, после занятий все ученики класса по очереди мыли полы в своем кабинете. Периодически в школах проходили акции по сбору макулатуры и металлолома, субботники. А еще ребята работали на пришкольном участке. Причем весной и осенью это было частью учебного процесса, летом же называлось сельскохозяй­ственной практикой, и ее необходимо было “отработать”.
В старших классах один день в неделю посвящался УПК: учеников освобождали от уроков в школе, и они шли на занятия по выбранным профессиям. Как правило, в списке значились “автослесарь”, “швея”, “секретарь-машинист”...
Все перечисленное являлось составной частью трудового воспитания. Большая советская энциклопедия дает несколько определений данного термина. В широком смысле в человеке пытались “сформировать коммунистиче­ское отношение к труду”, в более узком это был “целена­правленный, тесно связанный с обучением в школе процесс подготовки детей и юношества к трудовой деятельности”.
...и сейчас
Прошло два десятилетия, и в понятии “трудовое воспитание” осталось лишь
узкое его значение. Возможно, поэтому в школе нынешний ученик физически трудится меньше. Не нужно больше мыть полы в классе. Отменен сбор металлолома, да и бумагу нынче дети приносят лишь из своего дома, никто не обходит чужие квартиры с вопросом “А у вас нет макулатуры?”.
Нет больше и УПК. Правда, в некоторых образовательных учреждениях его возродили под иным названием. Например, в гимназии № 6 в рамках профориентации проводят “социальную практику”. Учащиеся старших классов на каникулах по заключенным договорам проходят практику на выбранном предприятии: на заводе, в жэке, больнице или редакции газеты. В результате подростки начинают представлять, в чем заключается та или иная работа.
Сам предмет в школьном расписании поменял свое название с “труда” на “технологию”. По словам В.Вавиловой, цель уроков осталась при этом во многом прежней — научить ребенка делать своими руками полезные вещи. Как и двадцать, и тридцать лет назад на практических занятиях девочки осваивают азы кулинарного искусства, шитья и домоводства. Например, готовят пирожные, шьют фартуки и (вот оно — веяние времени!) чехлы для сотовых телефонов. И еще одна новинка — занятия по практической экономике, когда на уроках технологии девочек учат, например, вести семейный бюджет.
Мальчики также помимо приобретения теоретических знаний традиционно своими руками делают шкатулки, рамки для фотографий, потом учатся художественно их оформлять при помощи выжигания, резьбы по дереву, выпиливания... “К сожалению, — сетует В.Вавилова, — сегодня нет возможности для практических занятий в слесарной мастерской: нет оборудования. Нет у учебного заведения и теплицы”.
В целом, по мнению преподавателей технологии гимназии № 6 Елены Друговской (она занимается с мальчиками) и Натальи Андрияновой (с девочками), нынешние ученики 5-8 классов труда не чураются, и белоручками их назвать нельзя.
Субботник — это весело?
Так актуальна ли затронутая проблема? По мнению многих педагогов, да. “Если так пойдет и дальше, — говорят они, — вскоре ученикам запретят самим вытирать доску в классе...”. Кстати, по моим данным, в некоторых школах не стали утруждать себя сбором заявлений от родителей о согласии на привлечение ребенка к труду, не преду­смотренному школьной программой. Мол, зачем нам лишние проблемы, пусть лучше папы и мамы пребывают в блаженном неведении.
Директор школы № 19 Александр Осокин считает, что поддержание чистоты там, где учишься и работаешь, следует рассматривать в качестве элемента самообслуживания. Учить этому детей необходимо, так же как и застилать постель, пришивать пуговицу. Кстати, в специальных школах для детей, отстающих в умственном развитии, привитие навыков самообслуживания входит в школьную программу. По словам А.Осокина, получается, то, что можно ребятам больным, противопоказано детям здоровым?
Во все времена субботники и уборка класса входили в трудовое воспитание. Впрочем, по мнению А.Осокина, есть немаловажный нюанс — как организовано мероприятие. Если с огоньком, если оно воодушевляет и сплачивает класс, то в этом и заключается воспитательный процесс. Если же у учителя не хватает профессионализма и субботник напоминает отбывание трудовой повинности, то лучше его совсем не проводить, пользы от него в педагогическом плане никакой. Вероятно, именно поэтому пункт 50 и появился вообще в типовом положении. Кстати, сейчас в Интернете можно найти новый проект типового положения об общеобразовательных учреждениях, который рассматривается в недрах Министерства образования и науки РФ. В нем названный пункт отсутствует.

  • коллаж Валерия Бакланова.

Комментарии

Изображение пользователя Danaya.

А как на счет намочить тряпку и вытереть доску перед уроком или после?На это тоже надо справку от родителей?От знакомой учительницы слышала,что не имеют права заставлять даже доску вытирать. Я помню,были субботники и мы ходили,а сейчас?Разрешение,надо,а родитель не желает,что бы их чадо мусор и грязь собирало.И добавляют:есть дворники и уборщицы,им за работу деньги платят.
Изображение пользователя Marietta.

".И добавляют:есть дворники и уборщицы,им за работу деньги платят." Danaya , мне кажется, что это и есть ответ на вопрос по поводу нашего трудового воспитания и воспитания вообще. Разве можно прививать трудовые навыки школьникам, если у них никаких работ на пришкольном участке, как это было раньше во всех школах , не проводятся. Мы знаем, что разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение ко всему окружающему. У детей в коллективном труде развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение не только к своему труду, но и к труду других. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу. Что труд в жизни подрастающего поколения имеет большое образовательное значение, расширяя их кругозор и создавая благоприятные условия для воспитания вообще, доказывать не стоит, так как это ясно всем.
Изображение пользователя Kitten.

чтоб не остаться без работы, все "трудовики" в школах переквалифицируются в техничек и дворников.
Изображение пользователя 1.

Отклик на статью «Воспитывать трудом или растить белоручек» Прошло два десятилетия, так давайте вспомним как проходило разрушение трудового воспитания у нас в городе на примере УПК и «Технологии». Чувашия одна из первых перешла сначала в качестве эксперимента на оценку уровня подготовки выпускников по результатам ЕГЭ. Некто не ожидал, что вместе с ЕГЭ придет такой элемент как гонка за показателями и наказание за их низкие значения. Если раньше показатели административными мерами в школах могли быть подняты, то сейчас эти показатели от администрации стали не зависеть. И вдруг стала видна или плохая организация учебного процесса, или не профессионализм педагогов, или что-то другое. На совещаниях директорам всё чаще приходилось краснеть, оказалось, что плохая подготовка учащихся страшнее протекающей крыши. Ведь за крышу можно сослаться на плохое финансирование, а на плохую подготовку ученика только показатель непрофессионализма администрации и педагога. Администрации школ стали искать решения как поднять показатели ЕГЭ, наиболее простым и доступным оказалось для них увеличение часов на обязательные предметы, имеется много предметов, но за ориентир, почему то, была взята математика. Так, где взять эти часы при максимуме в 36 недельных часов. Взор в первую очередь был обращён на УПК. Осторожно, сначала одна школа, затем следующая стали не отправлять свои классы в это подразделение. Реакция управления образования на удивление оказалась равнодушной к такому самоуправству (ведь всегда можно сослаться на решение педагогического коллектива, хотя ни какого решения быть не могло). После этого школы уже смелее стали оставлять классы в школе, что вместе с этим привело к дефициту учащихся в группах УПК. В связи с этим встал вопрос о закрытии системы УПК в городе, да помогло ещё то, что администрация города проводила политику экономию бюджетных средств. В результате преподавательский состав разошелся кто куда, оборудование было списано или продано, помещения переданы школе №11. Таким образом, Чувашия одна из первых отказалась от системы УПК. В дальнейшем было решено, что 10-11 класс это уже итог учёбы, а становление обучения идёт в среднем звене. Но где взять дополнительные часы там. Имеются предметы, по мнению администрации малозначимых, чем предметы служащие подготовкой в ВУЗ, это музыка, рисование, но их и так по одному уроку в неделю, против федерального закона не пойдешь. Физкультура три урока в неделю вот где можно было бы развернуться, но в Чувашии физкультура была в это время под вниманием Президента Чувашии Н.В. Фёдорова. Черчение – тут как раз в образовании «Труд» поменял статус на «Технологию» и черчение, чтобы была интеграция предмета, вошёл в эту область, сохраняя при этом количество недельных часов 2+1. Администрации школ стали губить этот предмет и вот он в Чувашии практически прекратил своё существование. Дальше предмет «Технология», первым кто из двух существующих уроков оставил один это лицей №18, гимназия №6 и школа №20. Лицей и гимназия сняли из федерального стандарта один урок, опираясь на свой статус, а школа №20, во-первых, опираясь на свою наглость, во-вторых, кто может вспомнить, что после своего открытия школа так и не смогла принять и сохранить хотя бы одного учителя технологии для мальчиков более двух лет. После этих школ сокращение часов на «Технологию» пошло по школам как цепная реакция, так же под молчаливое согласие управления образования. Учителя в городе почти все пенсионеры и совместители, да даже не специалисты. За пределами Чувашии этого не происходило. Так что мы видим сейчас, УПК нет, черчения почти нет, технологии остался один урок. Два десятилетия назад была система профориентации, что входила в урок труда (до сих пор Кафедра в ЧРИО называется «кафедра технологии и профориентации»). Сейчас в 9 классе «диагностика», которую ведут психологи школы и ничего общего с профориентацией не имеют. Что это за предмет, в школах мало кто понимает, не гласно считается этот предмет самым ненужным. Хочется обратить внимание что, Министерство Образования России, не каких приказов о сокращении УПК, черчения, технологии не издавало, мы живём по тем же федеральным законам что 10 – 20 лет назад касаемых этих дисциплин. Грустно читать слова В. Вавиловой, что произошла только смена названия предмета с «труд» на «технология». Это говорит о некомпетентности в образовательном процессе данного предмета не только директора гимназии, так считают большинство директорского корпуса города. А если некомпетентна администрация, то изменений ждать не стоит. Передайте Вавиловой некоторые изменения произошедшие в предмете. ? Каждая школа города в рамках нацпроекта получила программное обеспечение «Компас», для выполнения черчения на компьютере, обучения начертательной геометрии, а так же интеграции в высшую школу. Моделирования по предмету «технология», обучения пространственному мышлению; ? С 5 класса в «технологии» в ведена проектная (научная, исследовательская, конструкторско-технологическая) деятельность; ? С 1 по 5 класс введена культура дома как для мальчиков, так и для девочек; ? В 8 классе самые большие изменения, программа переработана полностью. Введена домашняя экономика и основы предпринимательства. Введена информационная технология (игра Предприятие). Введена Электротехника. Тенденция всей страны, сохранение народных ремёсел. Поэтому в 8 классе 16 уроков на выполнение изделия по одному виду народного ремесла; Да и стандартные части 5 – 7 классов претерпели изменение, ведь прогресс не стоит на месте, появились роботы, станки с ЧПУ, новые материалы и многое, многое другое. Всё это сокращение у нас в городе происходило одновременно с рос-том экономических и юридических специальностей. На Чувашию приходится около 90 экономических и юридических специальностей в 26 ВУЗах, 40 идентичных специальностях в 15 техникумах и колледжах. Радует, что эта болезнь (экономист, менеджер, бухгалтер, юрист и др.) не захватила училища. Николаев Владимир Петрович Ул. 10 Пятилетки 39 - 75
Изображение пользователя некто из Новчика.

Уважаемый Владимир Петрович Николаев! Вы случайно не Карлсон, который живет на крыше? В доме № 39 по ул. 10-й Пятилетки нет 75-й квартиры!!!
Изображение пользователя 1.

Имеется проблема профессиональной и трудовой подготовки, но многих интересует в первую очередь, не эта проблема, а проблема кого наказать, где он живёт, чтобы ткнуть пальцем. А чтоже с трудовым воспитанием и профориентацией, это уже неважно? Вот он менталитет административного аппарата.