Выключаем мы вам воду за задолженность по году
Недавно редакция газеты “Грани” получила письмо от председателя одного из ТСЖ города. Назовем ее Ульяна. Прочитав статью в нашей газете “Неплательщикам заглушки на унитаз”, решила поделиться своими доводами по поводу одного злостного должника по оплате коммунальных услуг в доме, где она работает председателем ТСЖ.
Ульяна сообщила, что за долги этой семье отключали свет, но неплательщики самовольно подключились к общедомовой сети. Повторно отключили с составлением акта. Есть судебное решение о взыскании долга, однако приставы не могут ничего сделать: у семьи единственное жилье, а для списания нет иного имущества, хотя семья, как она пишет, не бедствует. “Скажите, что нам делать, что предпринять?” — спрашивает Ульяна.
Почему задолженность за ЖКУ растет, как управляющие организации могут решить проблему с ее взысканием? Давайте разберемся.
В чем причины роста задолженности
По статистике, ежегодно размер задолженности за ЖКУ увеличивается в среднем на 10%. Государству и управляющим организациям не удается переломить эту негативную тенденцию по целому ряду причин.
Вот некоторые. У людей падают доходы, растут цены, тарифы, иные не могут трудоустроиться. Однако среди тех, кто не платит, есть не только малообеспеченные граждане, но и люди со средним и даже высоким достатком, которые откладывают оплату жилищно-коммунальных услуг до тех пор, пока в отношении них не начнется претензионно-исковая работа.
С каждым годом в суды поступает все больше заявлений о выдаче судебных приказов и постановлений о взыскании задолженности за коммунальные услуги. После получения положительного решения суда начинается крайне сложная процедура исполнительного производства, как, например, в нашем случае.
По мнению экспертов сферы ЖКХ, грамотное построение претензионно-исковой работы и постоянное сопровождение исполнительного производства помогли бы избежать большинства проблем. Увы, не во всех компаниях имеются грамотные юристы. А в ТСЖ они вряд ли вообще есть.
Как взыскать
Есть несколько способов. Все управляющие организации должны вести претензионно-исковую работу в соответствии с требованиями пп. “ж” п. 4 постановления Правительства РФ № 416. Сюда включаются такие официальные способы работы с неплательщиками, как направление претензий, уведомлений, введение частичного или полного ограничения потребления коммунальных ресурсов, судебное взыскание долгов.
Но есть и иные способы. Одним из эффективных является разъяснение жителям многоквартирных домов, из чего состоит тариф или размер платы, из чего он складывается. Открытое экономическое обоснование размера платы работает в тех случаях, когда потребители услуг не платят не из-за отсутствия денег, а из-за непонимания этого вопроса.
Красно-оранжевая квитанция
Если данная мера не действует, то можно прибегнуть к другим способам. Недорого и просто воздействовать на жителей МКД, накопивших долги за ЖКУ, с помощью собственных же квитанций, которые УК или ТСЖ выставляют ежемесячно в адрес своих клиентов.
В таком случае в ход могут идти картинки, разные цвета шрифта и бумаги. При этом цвет квитанции может зависеть от размера долга.
Обычно используются яркие краски: красный и оранжевый. К примеру, в одном из подмосковных городов поступили так: если потребитель коммунальных услуг не платит более двух месяцев, ему направляют счет с красной рамкой и диагональной полосой.
Креативная поэзия и подарки
Креативные поставщики жилищно-коммунальных услуг утверждают, что положительно влияет на должников… поэзия, размещенная на квитанциях. Примерно такие строки: “Новый год настает, к вам электрик наш идет, чтобы выключить вам свет — ваших денег у нас нет”. Или вот еще: “Новый год настает, к вам сантехник наш идет, чтобы выключить вам воду за задолженность по году”.
Можно организовать акции с подарками. Достаточно популярны маркетинговые акции, которые помогают привлечь внимание клиентов и снизить задолженность. В рамках акций неплательщикам обещают подарки, призы и бонусы, если они в определенные сроки оплатят долг. Маркетинговыми акциями пользуются поставщики ЖКУ по всей стране, особенно в преддверии окончания квартала или года.
Можно выделить две группы акций: для поощрения дисциплинированных плательщиков и для поощрения должников, которые пришли погасить долг: “оплати долг до ... и получи подарок”, “оплати долги до ... и прими участие в розыгрыше приза”.
Если старания не возымели результат
Если взыскать долги с должников все равно не удается или у вас не хватает времени, чтобы ими заняться, обратитесь в специализированную организацию, которая занимается ведением претензионно-исковой работы в сфере ЖКХ на профессиональной основе.
- Важно знать
Методы досудебного воздействия на должников, которые являются изобретением фантазии работников сферы ЖКХ, разнообразны и многочисленны. Главное, чтобы их применение не приводило к нарушениям прав и интересов граждан, разглашению персональных данных и причинению ущерба имуществу собственников многоквартирного дома.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати