Закон за законом, а применять как?
Водители электросамокатов все чаще становятся виновниками ДТП. Очередные изменения в законодательстве призваны решить проблему. Фото depositphotos.com
Еще раз публикуем видеонарезку того ДТП, которое могло закончиться гораздо трагичнее. Видео ГИБДД Чувашии
Сколько ни вноси поправок в ПДД, есть категория условных пешеходов, которым всё нипочем. Передвигаются они по тем же тротуарам, но заметно быстрее любителей пеших прогулок, создавая для последних явный дискомфорт, а на проезжей части — аварийные ситуации. И снова об электросамокатчиках.
Показательным стало ДТП, случившееся в Новочебоксарске 20 июля на пересечении улиц Винокурова и Пионерской. Две девушки, управляя одним СИМ (средством индивидуальной мобильности), не спешились перед пешеходным переходом. Легкомысленный выезд на него стал причиной ДТП, в результате которого 15-летняя девушка получила серьезную травму.
Скорее всего, виновницей аварии признают водителя автомобиля. На то есть ряд причин: во-первых, она оставила место ДТП, предварительно отчитав и без того напуганных девчонок. Во-вторых, и это главное, водитель, не способный оценить дорожную обстановку на ближайшие 10 секунд, должен иметь статус пешехода, хотя бы до того момента, пока он этот навык не обретет.
С другой стороны, мы все видим происходящее вокруг. Я лично не раз становился свидетелем того, как на выделенной дорожке пешеходной аллеи по ул. 10-й Пятилетки проносятся, чуть не снося с дороги мамочек с колясками, такие вот самокатчики. В основном молодые, но иногда и люди постарше, уже за тридцать, по двое на одном СИМ, а иной раз и вовсе в нетрезвом состоянии.
При подготовке данного материала у меня логично возник вопрос: “Какова ситуация на дорогах Новочебоксарска?” Активная пропаганда ПДД, регулярные рейды, казалось бы, должны свести аварийность к минимуму. Однако сотрудники автоинспекции радоваться не спешат: работы у них хватает.
Так, за семь месяцев 2023 года на наших дорогах произошло 31 ДТП, в которых пострадал 41 человек. При этом по вине пешеходов случились пять происшествий, а восемь водителей проигнорировали правила при проезде пешеходного перехода. Самое страшное в цифрах, представленных ОГИБДД по Новочебоксарску, то, что с наступлением весны не было и месяца без ДТП с участием детей. Таких случаев девять, а виновниками 2/3 из них, то есть шести, стали несовершеннолетние.
“Объясните своим детям, что на дороге надо быть особенно внимательными, тем более когда управляешь самокатом. Спешиться перед переходом проезжей части, осмотреться и безопасно пройти по зебре всегда проще, чем остановить автомобиль, который весит несколько тонн”, — призывают автоинспекторы.
Любишь нарушать — плати
Начавшие действовать в марте 2023 года поправки в законодательство, которые устанавливают перечень штрафов для нарушителей из числа самокатчиков, как видим, нужного эффекта не произвели. Это отчасти потому, что на данный момент КоАП устанавливает штрафы только для велосипедистов и других лиц, участвующих в дорожном движении. Из-за этой нечеткой формулировки водители самокатов часто избегают штрафов. Также стоит отметить, что максимальный размер штрафа составляет 1,5 тыс. рублей. Эксперты считают, что штрафы для пользователей СИМ должны быть сопоставимы со штрафами для водителей автомобилей, которые могут достигать 30 тыс. рублей.
Поэтому водителей электросамокатов, моноколес и других СИМ предложено обложить штрафами до 10 тыс. рублей. С такой инициативой выступил сенатор РФ Артем ШЕЙКИН. Он сообщил, что законопроект уже разработан и осенью будет внесен в Госдуму.
Рассмотрим конкретно, какие наказания предлагается ввести.
Есть отдельная категория нововведений, которая предусматривает штрафы за превышение скорости передвижения на СИМ. А именно:
- на 5-10 км/ч — 800 рублей (при фотофиксации — 500 рублей);
- на 10-15 км/ч — 3000 рублей (или 2500 рублей, если нарушение зафиксировано камерой);
- на 15-20 км/ч — 4000 рублей (3500 рублей);
- более чем на 20 км/ч — 5000 рублей (4500 рублей).
Также законопроектом предусмотрены и другие штрафы:
- за вождение в нетрезвом виде, как и за отказ от медосвидетельствования, — 10 тыс. рублей;
- за пользование электросамокатом вдвоем, если конструкцией такая возможность не предусмотрена, — 2000 рублей;
- за оставление водителем СИМ или велосипеда места ДТП — 5000 рублей;
- за передвижение на СИМ тяжелее 35 кг по пешеходной зоне — 3000 рублей, если нарушение выявлено камерой — 2500 рублей;
- за нарушение правил пересечения проезжей части — 2000 рублей, а при фиксации камерой — 1500 рублей.
Примечательно то, что предусмотрен штраф 2000 рублей за движение на СИМ по проезжей части дороги.
Первый зампред комитета Госдумы по науке и высшему образованию Владимир СИПЯГИН объясняет: “Мы сейчас находимся на развилке: или сможем интегрировать этот новый и во многом очень удобный транспорт в нашу городскую среду, или придется от него отказаться полностью, как в Сингапуре, Шанхае, Барселоне и многих других странах и городах. Пока, увы, наши мягкие попытки создать правила для самокатчиков не дают должного результата. Количество аварий не уменьшается. Нужно подходить к этому вопросу радикальнее. Согласно статистике, только в Москве за полгода число ДТП с СИМ выросло на 181,9%, число погибших — на 100%, раненых — на 183,2%”.
Сложностей больше
И вот я задумался. Кто и как будет измерять скорость самокатчиков? Чем? Ручные радары давно запрещены к применению. Настроить автоматические комплексы фиксации, конечно, можно. Но как они будут идентифицировать нарушителя? Номеров на самокатах нет и в ближайшее время не предвидится.
Для того чтобы регистрировать самокаты и выдавать на них номера, требуется сначала идентифицировать такой самокат. У машины для этого есть VIN-номер. У электросамоката — ничего.
Кроме того, чтобы водитель электросамоката соблюдал скоростной режим, его техника должна быть оборудована сертифицированным спидометром, которого также нет.
“Прежде чем штрафовать, нужно прописать не только нормы алкоголя в крови, но и саму процедуру медицинского освидетельствования для водителей СИМ. Остановят, к примеру, 15-летнего электросамокатчика с признаками алкогольного опьянения. А как его “продуть” без согласия или присутствия родителей?” — комментирует главный редактор журнала “За рулем” Максим КАДАКОВ.
Кто и на чем будет гоняться за нарушителями-электросамокатчиками? Инспекторы ДПС на мотоциклах? А по дворам и паркам? Такая погоня может подвергнуть опасности жизнь не только водителя СИМ, но и окружающих.
В общем, принять можно любой закон. Но вопрос в том, как его применять.
СПРАВКА
Что уже предусмотрено ПДД?
Напомним, что с 1 марта вступили в силу поправки в ПДД, которые устанавливают требования для пользователей электросамокатов и прочих СИМ.
Разрешено:
• передвигаться по велодорожкам; если нет велодорожек — по тротуарам (но при условии, что весит такой самокат не более 35 кг);
• при отсутствии других возможностей ездить по краю проезжей части; если вес устройства составляет более 35 кг — исключительно по краю проезжей части;
• передвигаться на проезжей части только в том случае, если СИМ оснащено фарой, задним фонарем и качественными тормозами (гироскутеры и моноколеса такими тормозами не оснащаются. На этих СИМ торможение происходит за счет переноса веса тела. А значит, им на проезжую часть нельзя. — Прим. автора).
Запрещено:
• превышать скорость передвижения на СИМ, которая ограничивается 25 км/ч, а в пешеходном потоке она не должна превышать скорость пешеходов;
• ездить вдвоем на самокате, который для этого не оборудован.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати