Что изменится в России с 1 ноября 2024 года

Высокие урожаи синтезируют на “Химпроме”

8

В национальном проекте “Развитие агропромышленного комплекса” активно участвует ОАО “Хим­пром”. Решению стратегической задачи химики способ­ствуют, снабжая сельхозпроизводителей средст­вами защиты растений. Об этом важнейшем направлении деятельности предприятия рассказывает начальник агропромышленного управления ОАО “Химпром” Дмитрий ЕРЁМЧЕВ.

Начальник агропромышленного управления ОАО “Химпром” Дмитрий ЕРЁМЧЕВ. ФОТО ВАЛЕРИЯ БАКЛАНОВА. 

— Дмитрий Викторович, “Химпром” по-прежнему на страже жизненно важных интересов России?
— Дело в том, что необходимого стране количества продовольственного зерна без применения высокоэффективных гербицидов такого класса, как наши сульфонилмочевинные “Кросс”, “Ковбой”, “Корсаж”, получить невозможно. Обработка ими всходов увеличивает урожайность зерновых культур, снижая активность сорняков. Зерно, убранное с полей, не обработанных препаратами, годится только на фураж.
— Что предлагает “Хим­пром” хлеборобам?
— Гербициды “Кросс”, “Ковбой”, выпускаемые по лицензии американской фирмы “Каре интернешнл”, и “Корсаж” по лицензии московского ЗАО “Сельхозпромэкспорт” применяются  для зерновых культур и льна. Их действующее вещество нарушает нормальный рост и образование новых клеток, проникая в листья и корни сорняков. Даже дождь не снижает эффективность препаратов.
Кроме того, три инсектицида “Циткор”, “Карбофос” и “Фосфамид” предназначены для борьбы с вредителями не только злаковых культур, но и овощных, садовых, а также виноградников. Предлагаем сельчанам изготовленное по соб­ственной оригинальной технологии поверхностно-активное вещество “Оксанол-агро”, повышающее эффективность всех средств защиты растений. Оно увеличивает скорость проникновения в сорняки гербицидов, замедляет его испарение, повышает смачиваемость листьев, в том числе покрытых восковым налетом или густым опушением.
— Препараты на экологию не влияют?
— Если раньше их выливали по 5 литров на гектар, то сейчас расход водно-гликолевых гербицидов по 150-200 миллилитров на ту же площадь. Их дей­ствие не сказывается на пчелах, на рыбах в водоемах, птицах. Ведь чтобы попасть в Государ­ственный каталог агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, препараты в течение двух лет проходят большое количество проверок во всех климатических зонах, в том числе по степени воздействия на живые организмы. Если применять их согласно регламенту по дозам, способу и срокам внесения, то никаких негативных послед­ствий не возникнет.
Экологическую безопасность “химпромовской” продукции повышает и то, что она выпускается в форме водно-гликолевого раствора, выгодно отличающейся от гранулированной и порошковой. Первую нелегко растворить полностью, остаются кусочки, которые нередко забивают форсунки разбрызгивателей, вторая выделяет много пыли при хранении и транспортировке. Бывают эфирные составы, но они в жару нестойки.
— В стране много производителей гербицидов?
— “Химпром” — единственное предприятие, где производится полный синтез действующих веществ сульфонилмочевинных гербицидов. Другие производители закупают полупродукты обычно в Индии или Китае, смешивают их или меняют препаративную форму: гранулируют, превращают в порошок или растворяют. Кроме ОАО “Химпром” есть в Чувашии еще два предприятия: “Дюпон-Химпром” и Вурнарский завод смесевых препаратов. Таким образом, на территории республики производятся три четверти российских химических средств защиты растений.
— Слышал, для сельхозпроизводителей обработка гербицидами — удовольствие не из дешевых.
— В крепких хозяйствах, специализирующихся на зерновых культурах, руководителям даже в голову не придет экономить на защите от сорняков. Сельхоз­производители значительно теряют в прибыли, во-первых, от снижения урожайности, во-вторых, при уценке собранного зерна — из-за засоренности.
Минсельхоз России, Чувашии  и многие региональные предоставляют дотации на приобретение гербицидов по 25-30 проц. от стоимости. Получается, что, к примеру, аграрии нашей республики могут покупать препараты, пользуясь обеими дотациями, за полцены, да еще завод предоставляет отсрочку платежа до уборки урожая.
К сожалению, в Чувашии доля обрабатываемых всходов не так велика, как в других регионах. Активно используют гербициды в прославленных россий­ских житницах: в Сибири — это Новосибирская, Кемеровская и Ом­ская области, Алтайский край, на юге — Краснодарский и Ставропольский края, Ростов­ская область, на Волге — Татарстан, Саратовская и Оренбургская области.
Конечно, затраты требуются и при внесении гербицидов. Чаще всего на трактор навешивается штанговый распылитель с баком емкостью 2 куб. метра, которого хватает на обработку 7 гектаров. Еще бывает малообъемное и ультрамалообъемное распрыскивание, где расход снижается до 5-20 литров  рабочего раствора на гектар. Такие распылители используют в южных районах, где жарко и с подвозом воды напряженка.
— Что делается на предприятии для развития агрохимического направления?
— Большой интерес к этой сфере, в ее развитие вкладываются немалые средства. Открыта лаборатория гербицидов в НИЦ, которой руководит кандидат химических наук Виктор Иванович Савран. В разработке гербициды, инсектициды, протравители семян, их будут внедрять на “Химпроме”, чтобы уйти от лицензионных отчислений. Наши ученые стараются получить более дешевые, высокоэффективные, удобные в применении гербициды.
— Почему вы не рекомендуете свою продукцию садоводам?
— По параметрам упаковки она не рассчитана на применение в личных подсобных хозяй­ствах. На “Химпроме” не фасуют в мелкие пакеты и пузырьки, хотя это интересный вариант, над которым сейчас думают производ­ственники. Есть совместные разработки с японо-французской фирмой “Ариста Лайф Сайенс” по формуляции и фасовке ее продукции в мелкую тару.
— С получением денег за продукцию от малоплатеже­способных хозяйств возникают проблемы. Выгодно ли в таком случае заниматься гербицидами?
— Действительно, срок полной оборачиваемости средств большой — 1,5-2 года. Но если было бы невыгодно, в этой сфере не появилось множе­ство фирм, продвигающих на рынок средства защиты растений. Все получают свою прибыль: и производственники, и дилеры, и сельчане.
— Как вы ступили на стезю химика?
— Мой отец кадровый офицер, поэтому часто переезжали, а в 1981 году оказались в Чувашии. Я окончил школу, потом электротехниче­ский факультет госуниверситета. В 1999-м попал на “Хим­пром”. Начал карьеру электромонтером в цехе № 51. Потом выиграл конкурс на замещение должности инженера-технолога НИЦ по гербицидной программе. Там многое узнал об этой продукции. Стал ведущим менеджером по продажам, заместителем, начальником отдела, затем возглавил
управление. Специалистов в данной области немного, а мои руководители воспитывали, готовили смену, давали возможность расти.
— Чем увлекаетесь?
— Работа связана с частыми поездками по стране. Решил, почему бы не совместить дело и знакомство с достопримечательностями и красотами регионов. В поездках посещаю мест­ные музеи, выбираюсь с друзьями на рыбалку, в походы... Любовался красотами Домбая, Байкала...   
Алексей МИГУНОВ.