Страсть к этикеткам до “Времечка” довела
Довольно часто о пристрастиях и увлечениях людей можно судить по интерьеру их квартир. Жилище Бахаревых — не исключение. Особенно ярко “пламенная страсть” хозяина проявилась на балконе, две стены которого украшает карта мира, выложенная крышечками из-под пивных бутылок. Некогда это оригинальное рукотворное произведение привело в восторг команду популярной телевизионной программы “Времечко”. Операторы с особым тщанием и удовольствием снимали Японию, представленную крышечкой, доставленной из самой Страны восходящего солнца.
Но карта всего лишь производное основного увлечения Игоря Бахарева — коллекционирования пивных этикеток.
— Когда появился первый экземпляр в коллекции?
—Во второй половине 80‑х годов прошлого столетия во время учебы в Казанском авиационном институте. До сих пор не могу ответить, для чего снял с бутылок наклейки и почему сохранил. Когда же кто-то из друзей спросил: “Ты собираешь этикетки?”, ответил: “Да”, хотя сам этого еще не осознавал. А когда подумал, решил: “Почему, собственно, нет”. Занятие показалось оригинальным.
Пополнялась коллекция медленно, потому что в то время с пенным напитком было тяжело: никакого разнообразия, дизайн этикеток примитивный. Нашел что-то новое — большая удача. Позднее в моем “архиве” появились украинские, прибалтийские, иностранные — чехословацкие, польские, венгерские, гэдээровские — наклейки. Потом понял, что мировой океан пива безбрежен, и решил ограничиться российскими этикетками. С 1992 года их и коплю.
— Сколько насобирали?
— Думаю, тысяч пять. А вообще от подсчета давно отказался. К увеличению количества этикеток никогда не стремился, и сейчас тоже. Обмен не очень жалую. С его помощью, разумеется, можно довольно быстро нарастить коллекцию, но у меня свои принципы. Я пробовал переписываться с коллегами из других городов, но лучше, когда этикетку сам нашел и знаешь историю ее приобретения. Это гораздо интереснее, чем совершенно безликие наклейки, полученные по почте.
Есть и такие коллекционеры, которые собирают только типографские, чистые ярлыки. Мне же, наоборот, нравятся те, что сняты с бутылки. Они “живые”. К тому же ценность наклейки определяется ее возрастом.
— В вашем собрании есть старые?
— После показа сюжета обо мне в программе “Времечко” позвонила женщина из Москвы. Сказала, что после смерти мужа осталась коллекция пивных этикеток, выбрасывать жалко: все-таки память. Предложила ее мне. Среди них были в основном старые московские наклейки 60-70-х годов. Встретились и любопытные, например, этикетка от пива “Ленинградское”. Это довольно знаменитый пенный напиток — один из самых крепких в Советском Союзе, правда, в те времена процент содержания алкоголя не указывали, узнал о нем из литературы. Стоило пиво 40 копеек. Плюс посуда. Очень дорого по тем временам.
Моя же мечта — найти дореволюционную этикетку.
— Можно сказать, что с каждой наклейкой связана своя история?
— В общем, да. В прежние времена приходишь, бывало, в магазин, а там на полке среди сданной посуды бутылка с этикеткой, которой у меня нет. Ну и начинаешь выпрашивать, продавщица же никак не может взять в толк, зачем мне это нужно. В ресторане поезда как-то пришлось выклянчивать бутылку. Так что практически за каждой наклейкой тянется шлейф воспоминаний.
— А есть в коллекции особо отличаемые экспонаты?
— Когда служил в армии, моего знакомого командировали в Прибалтику. Попросил его привезти оттуда бутылочку пива. Он просьбу выполнил, но досталась мне только половина этикетки от довольно редкого “Портера”. Обиженный, спрашиваю: “Не мог целую наклейку найти?” А он: “Извини, ехал в поезде, познакомился с девушкой, решил написать ей свой адрес, а бумажки не нашел. Смотрю, в кармане твоя этикетка. Ну, и порвал. На одной половинке написал, другую привез”. Делать нечего — вклеил кусочек в альбом. Но что удивительно, прошло какое-то время, и знакомый принес недостающую часть. Он встретился с девушкой, а она сохранила половинку. Потом я нашел хороший экземпляр и заменил.
Есть у меня прямоугольная наклейка белого цвета, на которой начертано черными буквами “Экспериментальное”. И никаких выходных данных. Она с бутылки пива производства года этак 92-го. Напиток тогда сварили, а ярлыки не приготовили, продавать же нужно. Взяли имеющиеся, из-под минеральной воды, тиснули на обратной стороне штамп — и в магазины. Я увидел, взял, конечно.
— Винно-водочные отделы киосков, магазинов, наверное, все “ваши”?
— Заглядываю. В последнее время редко, а раньше, лет 10 назад, когда начался подъем в пивоваренной промышленности страны, часто захаживал, отслеживал новое, покупал.
— Не разорительно для семейного бюджета?
— Бывает иногда, когда покупаешь бутылок по 10.
— Когда последний раз пополнялась коллекция?
— Не помню. Сейчас все изменилось. Новые этикетки почти не появляются, меняется лишь дизайн.
Тем не менее коллекционирование бросать не собираюсь. Это интересно и даже нужно людям. Так, мой знакомый художник из Чебоксар, когда разрабатывал дизайн первой этикетки для одного пивзавода, попросил всю коллекцию. Говорил, что она очень помогла. Потом у него начался судебный процесс с этим предприятием. В качестве вещественного доказательства выступала моя коллекция. Суд приятель выиграл.
А вообще я столкнулся с тем, что на пивоваренных заводах Чувашии не помнят, с каких этикеток начинали. Знакомые из отдела маркетинга одного уважаемого предприятия, когда им показывал старые наклейки, удивлялись: мы такого никогда не видели.
— Кто-то еще в Чувашии собирает пивные этикетки?
— Да, конечно. Есть коллекционер Дмитрий Николаев. Я ему когда-то помог. И он уже “переплюнул” меня по количеству этикеток, ведет обширную переписку, налаживает обмен. Знаю еще одного коллекционера Федорова. Он часто участвует в выставках.
— А вы?
— В основном в стенах клуба “Мюнхгаузен”, у истоков создания которого я стоял. Однажды выставили часть моей коллекции в Музее пива к приезду Путина. Так она там и осталась.
— Коллекционеров монет называют нумизматами, марок — филателистами, книг — библиофилами, а пивных этикеток?
— Лейблоджистами. А есть еще собиратели подставок под пиво, бирдекелей. Последнее слово в переводе с немецкого означает “пивная крышка”. В средние века, когда в пивных летали мухи, кружки от попадания в них насекомых покрывали куском картона. Потом бирдекели стали ставить под пиво, чтобы стекающая пена не портила стол.
Крышки, очень красивые по дизайну, специально делают из рыхлого картона, чтобы лучше пиво впитывалось.
Коллекционировать подставки я начал в последние годы, ведь раньше их у нас вообще не было. В моем собрании подставки преимущественно импортные. Нравятся “живые”, на которых есть остатки пива, например, мне привезли бирдекель с изображением бравого солдата Швейка.
— Судя по карте мира на балконе, не остались незамеченными вами и пивные крышечки.
— Раньше их выпускали вовсе без рисунка. В начале 90-х годов начали появляться простенькие, довольно примитивные изображения. Картинок полноцветных не было и в помине. Не зная, для чего и зачем, я стал брать первые пробки с надписями. Когда скопилось какое-то количество, подумал: “Что с ними делать?” Решил наклеить на обложку альбома с этикетками. А потом пришла мысль сделать на балконе стену в виде карты мира. Каждую страну пытался представить “своей” пробкой. Так на месте Японии появилась крышечка от пива, произведенного в этой стране.
— Жена, наверное, счастлива, что у мужа такое тихое, спокойное увлечение?
— Не жалуется.
Светлана ИСАЕВА.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати