Что изменится в России с 1 ноября 2024 года

Чтобы стать писателем, сначала стань читателем!

11

“Писатель детских книг” — так говорит о себе Дмитрий Суслин. К настоящему времени изданы более двадцати его книг суммарным тиражом свыше 130 тысяч экземпляров. Мы встретились с ним в лицее № 2 Чебоксар, где он ведет уроки истории и обществознания.

 “Современный писатель творит за компьютером”. Фото Валерия Бакланова. 

наше досье
Дмитрий Суслин родился в 1970 году в Норильске. Затем семья переехала в Чебоксары. Здесь он вырос, пошел в школу. Окончил исторический факультет ЧГУ. Преподавал в гимназии № 2, год назад перешел в лицей № 2. Имеет высшую квалификационную категорию, лауреат республиканского конкурса “Учитель года-2002”.
Впервые его повесть “В ночь полной луны” опубликована в 1994 году. Сотрудничает с рядом московских и Чувашским книжным издательствами. У юных читателей наиболее популярны цикл произведений “Страна остановленного времени” и трилогия “Хранитель кольца” —  вольное продолжение произведений Толкина.
Женат. Воспитывает дочь.

— Дмитрий Юрьевич, как “приходят” сюжеты книг?
— Каждый раз это происходит по-разному. Иногда идеи возникают сразу, и остается только их перенести на бумагу. Бывает и наоборот: сижу перед чистым листом в ожидании вдохновения. Чаще всего сюжеты вымышленны, хотя в сборнике рассказов “Валентинка” (вышла в мае этого года в московском издательстве “Аквилегия-М”) почти все истории основаны на реальных событиях. Ведь, чтобы набраться впечатлений, достаточно выйти на балкон соб­ственной квартиры. После уроков часто общаюсь с ребятами, выслушал не один десяток случаев, приключившихся с ними. А еще я и сам папа, у меня дочь-школьница.
— Говорят, что писать для детей сложнее, чем для взрослых.
— Писательский труд сам по себе нелегок. Во время работы всегда следует соблюдать ряд ограничений, оставаться в рамках конкретного жанра и стиля. Когда же пишешь для ребят, нужно  изъясняться на простом, понятном языке. Текст должен быть, как сейчас говорят, читабельным, иначе его читать не станут. Кроме того, в каждом хорошем “детском” авторе сидят внутренний редактор и цензор, они и направляют руку писателя.
— Дети какого возраста читают ваши книги?
— Я пишу как для самых маленьких, так и для мальчишек и девчонок постарше, для подрост­ков, юношей и девушек. Есть у меня в писательском багаже несколько книг и для взрослых. Правда, возникли сложности с их изданием, потому я остановился на том, что у меня получается лучше и востребовано книжными издательствами.
Очень “урожайным” стал для меня нынешний 2008 год. Кроме упомянутого сборника “Валентинка” в серии “Черный котенок” (издательство “Эксмо”) появился детский детектив “Сокровище с неба”. А еще Чувашское книжное издательство выпустило этнографиче­скую сказку “Юрапи”. События в ней происходят в глубокой древности.
— Учителя используют сказку в качестве учебного пособия по истории родного края?
— Она с таким расчетом задумывалась, писалась и издавалась, это был заказ издательства. Чаще всего именно так я работаю. Лишь начинающий писатель может позволить себе сочинять то, что хочет. Однако в этом случае высок риск, что рукопись нигде не примут и она окажется невостребованной. Потому желание издателя стоит на первом месте.
— Есть нелюбимые произведения?
— Нет. Точно так же, как у матери не может быть нелюбимых детей. Каждая книга выстрадана. Правда, порой с ними случаются и форс-мажорные обстоятельства. Цикл “Страна остановленного времени” я считаю весьма удачным, хотя с его изданием не все проходило гладко. К 1998 году издательство успело выпустить четыре из семи книг. После дефолта этот проект заморозили. В результате многие поклонники “Рыцаря Катерино” и “Прин­ца белой башни” так и не узнали, чем закончилась история. Конечно, в сети Интернет я издал цикл целиком, но с экрана компьютера или в распечатке принтера книги читает весьма узкий круг людей.
К счастью, мальчишкам и девчонкам представилась возможность их прочитать. Более десяти лет сотрудничаю с редакцией газеты “Школьники”, где опубликовал все свои произведения. Так что отложенных “в стол” рукописей у меня практически нет.
— Что посоветуете человеку, который хочет стать писателем?
— В первую очередь стать... читателем. Прочитать максимально возможное число книг. Знать лучшие образцы того жанра, в котором собираешься творить. Если пишешь фантастический роман или повесть, изволь знать творчество как российских, так и зарубежных авторов, чтобы не по­вторяться и не изобретать велосипед. Все литераторы, которых знаю, невероятно начитанные люди.
Второй совет — побольше писать. Стиль, по которому легко узнать автора, создается и шлифуется только в процессе написания книг. Кстати, сегодня гораздо больше возможностей для публикации, чем 10 лет назад. Текст можно разместить в Интернете.    
— Кто из авторов для вас является маяком в современной детской литературе?
— В сентябре нынешнего года на книжной выставке-ярмарке в Москве свои новые книги  представил Владислав Крапивин. Последние 15 лет он не издавался, потому со­временные подростки не знают его книг. К счастью, ситуация меняется. Повести и романы Крапивина снова появились в магазинах. Если бы в детстве я не читал его произведений, то, вполне вероятно, не стал бы писателем.
Еще один ориентир — Эдуард Успенский. Считаю, мне очень повезло. С ним, как и с Крапивиным, я знаком лично. Успенский давал нам уроки мастер­ства на семинаре для детских писателей.
— Книги приносят доход?
— Отнюдь. По крайней мере, я не смог бы прокормить себя и семью только написанием книжек, тем более детских. Получаю от этого занятия, скорее, моральное удовлетворение. То, что происходит сегодня с дет­ской литературой, иллюзий не оставляет. Последнее десятилетие тиражи неуклонно сокращаются, как и количество новинок. Это связано с тем, что ребята стали меньше читать, а папы и мамы меньше покупать книг. Новое поколение часто отвергает тех героев, на примере которых росли родители. Молодежь хочет читать о себе и своем времени. 
— Может, следует выпускать более красочные издания?
— Действительно, внешний вид и оформление книги весьма важны. В том же издательстве “Аквилегия-М” вышел сборник рассказов “Мой веселый выходной” Марины Дружининой. Предыдущий издатель не смог распродать тираж. В издательстве изменили оформление и обложку, оставив текст неизменным. В результате сборник очень хорошо разошелся и переиздавался уже трижды!
Нужны и иллюстрации. Если для самых маленьких еще выпускают книжки с картинками, то для младшего школьного возраста, не говоря уж о среднем и старшем, таких выходит очень мало. Издатели нередко экономят на иллюстрациях. В некоторых случаях они просто не предусмотрены форматом серии.
Очень хорошие художники трудились над книгой “Рыцарь Катерино”. В нее, объемом 300 страниц, было включено около сотни рисунков! Очень красочное получилось издание. Считаю, такой и должна быть современная книга для детей.
— Писатели были в вашем роду?
 — О них мне ничего не известно, хотя среди предков есть люди творческие, а педагогов как минимум двое. Прабабушка по материнской линии училась в Симбирской гимназии у Ивана Яковлевича Яковлева, потом сама стала учительницей. Преподавала в школе и ее дочь, моя бабушка. По отцовской линии известен двоюродный брат дедушки Михаил Яковлевич Суслин. Статья о нем есть в Большой совет­ской энциклопедии: он ученый-математик, один из создателей теории множеств.
— Вы демократичный или авторитарный учитель?
— Наверное, ближе к первому, хотя об этом следует спросить моих учеников. По крайней мере, всегда даю возможность исправить плохую оценку.
— Обратил внимание, что на вашем сайте есть специальная ссылка: “Для учащихся лицея № 2”, где размещены зачетные задания, нужно ответить на вопросы тестов. Думаю, немногие учителя в Чувашии используют такую форму проверки знаний учащихся.
— Это не прихоть, скорее, необходимость, которую диктует уровень развития образования. Интернет уже стал неотъемлемой частью процесса обучения. По крайней мере, старшеклассникам приходится осваивать такие методы работы.
А еще на моем сайте dmsuslin.narod.ru желающие могут в режиме он-лайн прочитать любую книгу писателя Суслина.
— Фраза “ни дня без строчки” ...
— ... не про меня. Писательский труд весьма выматывает, особенно эмоционально. Непросто совмещать его с преподавательской деятельностью. Я довольно долго восстанавливаюсь и ничего в это время не пишу. Слушаю классиче­скую музыку. Собираю коллекцию фильмов, особенно французских, с Бельмондо.
Андрей СЕРГЕЕВ.