Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Алтай золотоносный

Место слияния рек Чуи и Катуни.Алтай золотоносный Путешествуем по России алтайский край

Место слияния рек Чуи и Катуни.

Перевал Кату-Ярык.Алтай золотоносный Путешествуем по России алтайский край

Перевал Кату-Ярык.

Верблюды в Кызыл-Чине.Алтай золотоносный Путешествуем по России алтайский край

Верблюды в Кызыл-Чине.

Наскальные изображения — петроглифы.Алтай золотоносный Путешествуем по России алтайский край

Наскальные изображения — петроглифы.

Машина Кольки Снегирева, памятник военным водителям.Алтай золотоносный Путешествуем по России алтайский край

Машина Кольки Снегирева, памятник военным водителям.

Вид на реку Чую с Ак-Бома.Алтай золотоносный Путешествуем по России алтайский край

Вид на реку Чую с Ак-Бома.

Каменные грибы долины Чулышмана.Алтай золотоносный Путешествуем по России алтайский край

Каменные грибы долины Чулышмана.

Заснеженные вершины хребта.Алтай золотоносный Путешествуем по России алтайский край

Заснеженные вершины хребта.

Канатная дорога на гору Кокуя.Алтай золотоносный Путешествуем по России алтайский край

Канатная дорога на гору Кокуя.

Гейзерное озеро.Алтай золотоносный Путешествуем по России алтайский край

Гейзерное озеро.

Водопад Куркуре.Алтай золотоносный Путешествуем по России алтайский край

Водопад Куркуре.

Река Катунь.Алтай золотоносный Путешествуем по России алтайский край

Река Катунь.

Чуя у турбазы "Странник".Алтай золотоносный Путешествуем по России алтайский край

Чуя у турбазы "Странник".


0

Значение слова “Алтай” часто толкуют как “место, где есть золото”. Есть там и золото, и серебро, да чего там только нет!

Барнаул: мы начинаем!

Как и в прошлом году, меня встретил старый добрый знакомый — барнаульский аэропорт. В последнее время усвоила важное правило — не экономить на экскурсиях. Пройтись по городу в одиночестве — всё равно что по­стоять у закрытых дверей, тогда как с хорошим гидом — побывать дорогим гостем. И экскурсия по Барнаулу получилась отличной!

Поселение возникло в 30-х годах XVIII века при сереброплавильных заводах Акинфия Демидова, наследника знаменитого Никиты Демидова, основателя горнозаводской промышленности Урала и Сибири. Акинфий был сыном своего времени, и ходили про него разные страшноватые слухи: и забивал кнутом до смерти, и казну обманывал, чеканя соб­ственную монету. А когда нагрянули проверяющие, затопил мастерскую со всеми людьми. Но для становления промышленности сделал немало, а трудились на Демидовых более 38 тысяч душ.

Впоследствии город знавал всякие времена: горнозаводской период сменился купеческим, развивались кожевенное, свечное, кирпичное производства. Из собственного красного кирпича отстроен весь дворянско-купеческий центр. А в мае 1917 года Барнаул практически полностью выгорел: сорок кварталов причудливых деревянных домов были почти полностью уничтожены. 

Пожар семнадцатого года предвестил другой, всероссийский революционный пожар, и от них обоих город, похоже, не оправился до сих пор. Обидно, что чудом уцелевшие памятники деревянного зодчества, которые могли бы стать туристической фишкой столицы Алтайского края, выглядят заброшенными и просто тихо разрушаются.

Любопытно, что в центре Барнаула любая нарядно оштукатуренная “сталинка” может на поверку оказаться зданием XVIII-XIX века, все из того же красного кирпича. Гид очень ругался на эту манеру — скрывать первозданную красоту сооружений. Энтузиасты сохранения старины в городе есть, надеюсь, они смогут отстоять будто в воздухе растворяющуюся кружевную красоту исторических деревянных домов, ведь сохранять там пока есть что.

Многочисленные памятники революционерам и подпольщикам напоминают о прокатившемся по Сибири девятом вале революций, интервенций и гражданской войны. На облупившихся старинных домах полно мемориальных табличек: здесь укрывалось подполье, здесь заседал реввоенсовет. Так и хочется спросить: “Ну и что же вы назаседали-то?”

Великолепная Обь

Но все эти размышления мгновенно улетучиваются, когда попадаешь на высокий берег Оби. Обь начинается в 230 километрах от Барнаула при слиянии Бии и Катуни. Бия вытекает из Телецкого озера, а Катунь берет начало на ледниках священной горы Белухи. 

Величайшая река России, вот и привел Бог свидеться! Обь — это мощь, чистота и надежда. Третья река в мире по водоносности, течет и течет — через весь континент, с юга на север. А однажды возьмет и унесет все плохое.

Не зря на Алтае говорят: если ты в печали, река заберет её, чтобы ты пришел в равновесие, если тебя переполняет радость — река унесет избыток, чтобы ты оставался в равновесии.

И вся моя поездка, начиная с Оби, так и продолжалась как свидание с реками. Башкаус — даже от названия этой реки пахнет рыбой, чувствуете? Очаровательный Урсул с тоненькими девочками-пихтами по каменным берегам, Чуя — бурливая, легкая и мощная, Бия — привольная, статусная и немного важная. Ну и Катунь, другой такой нет, бирюзовая, балованная, красивая до умопомрачения. 

А еще Чулышман, про него хочется только в стихах. В долине Чулышмана можно увидеть, каким Бог задумал наш мир. Вернуться в первый день творенья — это ведь стоит того, чтобы на пару дней основательно потрястись?

Маршрут на карте

Если коротко, то маршрут был такой: Барнаул, Горно-Алтайск, далее по Чуйскому тракту к перевалу Чике-Таман. Потом в сторону Монголии по Уланганскому тракту к перевалу Кату-Ярык и реке Чулышман. А дальше по совсем уж адскому бездорожью и безлюдью к практически единственному на Чулышманском нагорье заметному населенному пункту — к селу Балыкча, расположенному на берегу Телецкого озера. Великое алтайское озеро вытянуто в длину, и на этот раз мы подъехали с малообитаемой южной стороны, переправились на катере и заночевали в селе Артыбаш, что на Бие. А там и до Горно-Алтайска недалеко. Круг замкнулся, и что это был за круг! 

Всё не расскажешь, но что особенно запомнилось. Гейзерное озеро неправдоподобно бирюзового цвета, с постоянно меняющимся рисунком дна. В кои-то веки пошел дождик, а потом выглянуло солнце, и вместе с ним показались из облаков заснеженные вершины Северо-Чуйского хребта. В кадр попали и ромашки — ну очень фотогенично! 

А перед этим мы полдня любовались разноцветными марсианскими пейзажами гор и ущелий Кызыл-Чина, где я осталась практически без ног. Но оно того стоило! Кто-то из туристов спросил гида: раз тут много железа, почему же его не добывают? Я внутренне содрогнулась, представив вместо завораживающего многоцветного горного приволья разрытые карьеры и мусор. Все-таки потребительское отношение к природе в нас прямо-таки предустановлено. Разве недостаточно, что здесь добывают красоту и холодящее под ложечкой ощущение счастья?

Шофер Колька Снегирев

Первая часть путешествия пролегала по Чуйскому тракту. В старые времена местами он был таким узким, что разъехаться не могли не только две телеги, но порой и два всадника. Такие места назывались бомами (прижимами) — с одной стороны гора, с другой пропасть. 

В Онгудайском районе, сразу за деревушкой Иодро высится огромная отвесная скала Ак-Бом из белого известняка. В те времена, когда Чуйского тракта еще не существовало, а была только копытная тропа, это место считалось самым опасным. Не от хорошей жизни скотоводы и купцы придумали своеобразные правила движения: по узкому проходу проходил погонщик, на другом конце оставлял шапку и возвращался за стадом. Встречные путники, увидев шапку, понимали, что путь закрыт. Такой вот прообраз светофора.

Около Ак-Бома стоит замечательный памятник — символический отрезок Чуйского тракта, а на нем две старинные машины — грузовая и легковая. Монумент посвящен бесстрашным водителям, в годы войны возившим зимой и летом грузы для фронта. И еще заключенным, строившим дорогу. 

Вид на Чую с высоты птичьего полета там открывается такой, что вышибает слезы. И здесь, в этих самых местах, в тридцатые стоял лагерь. И зэкам, думаю, было не до красот. Работы велись вручную, ударными темпами, смерт­ность зашкаливала: тракт буквально строился на костях.

Уважение к нелегкой шоферской работе и любовь к родному Алтаю — всё это в простых строчках песни про Кольку Снегирева, а весь памятник — отражение этой народной баллады. 

“Есть по Чуйскому тракту дорога,

Много ездит по ней шоферов.

Был один там отчаянный шофер,

Звали Колька его Снегирев”.

Грузовик Кольки и легковушка его девушки Раи опасно мчатся по узкой дороге и рискуют в любой момент рухнуть в Чую. Ведь в тридцатые годы не было ни асфальта, ни заграждений.

У подножия монумента — скромный черный обелиск с текстом песни, историей места и словами благодарности. Люди оставляют здесь цветы, гаечные ключи, курево. И столько в этом и памяти, и горечи, и примирения…

От Красных ворот до Пазырыкских курганов

Так совпало, что на середину поездки пришелся мой день рождения, и это был самый длинный и незабываемый день! После ночевки на берегу Чуи мы вскоре съехали с Чуйского тракта на Уланганский и надолго простились с асфальтовым покрытием. Дорога лежала в сторону Монголии, до которой уже рукой подать.

Вскоре мы подъехали к селу Акташ. Населенный пункт был основан для добычи ртути, которую обнаружили еще в 1842 году. Но разработка месторождения киновари началась только в годы войны, в 1942-м, когда все основные ртутные месторождения оказались на территории, захваченной врагом.

Недалеко от поселка трасса пересекает реку Чибитку. Речной поток как будто разрезает на­двое огромную отвесную скалу. А на скале надпись: “С.Д. Куюков, 16 мая 1946 г. С Богом возвращаюсь на Родину!” 

Это и есть знаменитые Красные ворота, именно через них солдаты пешком шли домой с войны. А красные они из-за высокого содержания ртутной руды в составе местных пород. 

Дальше дорога идет вверх, по левую руку открывается вид на Чейбеккёль (Мертвое озеро). Озеро окутано тайнами, в нем нет рыбы, на берегах не гнездятся птицы. Легенды легендами, но рыбы тут нет по вполне прозаической причине: она просто не может подняться вверх по порогам Чибитки. А если сюда выпустить мальков, как в соседние озера, то и рыба появится.

А мы поднялись на Уланганский перевал, на 2080 метров над уровнем моря, и остановились перекусить. Чай с горячими лепешками дополнялся невероятным видом на озеро Киделю и Курайский хребет. Небольшое, но поразительно чистое озеро дает такой заряд энергии и одновременно покоя, что до сих пор его чувствую. “День рождения, похоже, удался”, — подумала я, но, как оказалось, это было только начало.

Дорога трясла неимоверно, но всё-таки привела нас к селу Балыктуюль, близ которого располагаются знаменитые тысячелетние Пазырыкские курганы.

Интереснейшие экспонаты из урочища Пазырык выставлены в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, надеюсь однажды их там увидеть, а пока наслаждаюсь нескончаемыми зелеными просторами горных лугов и спелой полевой клубникой, которую продают местные. В конце июля она здесь только-только начинает поспевать, ведь под нами вечная мерзлота, и именно в ней так замечательно сохранились древние захоронения.

Холод законсервировал всю органику: волокна, волосы, целые мумии людей. Здесь же найден самый старый в мире ворсовый ковер, на котором отлично видны изображения всадников.

Принцесса или шаманка?

К этой же пазырыкской культуре относится и знаменитое захоронение так называемой принцессы Укока, найденное в 1993 году. Мумия молодой женщины датируется III-IV веком до н. э. Она покоилась в колоде из лиственницы, заполненной льдом, поэтому настолько хорошо сохранилась, что ученые смогли назвать даже причину смерти — рак молочной железы. В погребальной камере вместе с телом женщины находились шесть коней под седлами и со сбруей, одета она была в белую блузу и красную шерстяную юбку, на ней найдены украшения из золота и жемчуга. Все вещи свидетельствуют о высоком уровне развития этого народа. 

Местные жители считают усопшую шаманкой высокого ранга. Кстати, они были категорически против раскопок и таки сумели отстоять “принцессу” и не дали ее увезти с Алтая. Для этой мумии был сделан специальный пристрой в национальном музее в Горно-Алтайске. 

Однако ученые относят пазырыкскую культуру к индоевропейской, скифской, а не к азиатской монгольской цивилизации, к которой принадлежат современные алтайцы. Плоскогорье Укок весьма таинственное и труднодоступное место, по легенде, тут открываются врата в высший духовный мир. Именно здесь найдено захоронение таинственной девушки.

Но попасть в музей и посмотреть на знаменитость нам не удалось, фаза Луны, говорят, была неблагоприятная. Может быть, и суеверие, но проверять как-то не хочется. С нами в группе была Елена, тренер из Бийска, она рассказала, что вопреки рекомендациям шаманов однажды в музее провели научную конференцию с участием множества приглашенных гостей. И один профессор из Петербурга очень уж смеялся над дурацкими правилами и мракобесием. Так вот, прямо на глазах нашей Лены и всего честного собрания ему стало плохо, и откачать его не удалось. Лена, если что, очень серьезная девушка и заслуживает всяческого доверия. Так что ну его, от греха подальше, в следующий раз зайдем. Ведь музей в Горно-Алтайске, говорят, шикарный.

Перевал Кату-Ярык и водопад Куркуре

А после Пазырыкских курганов мы попали на перевал Кату-Ярык. Когда он открывается взору, единственное, что вырывается из груди, это: “Ах!” Ведь нечасто удается воспарить между двух огромных каменных склонов над пропастью, на дне которой живописно вьется река. Смотровая площадка находится на обрыве на высоте 1200 метров. Но что числа, тебе-то кажется, что ты в небе! 

А спускаться с перевала нам пришлось пешком, по длинному, пыльному, уклонистому серпантину, что заняло больше часа энергичной ходьбы. Ходить в этот день пришлось много. Переправившись на лодках через пока незнакомый и немного таинственный Чулышман, мы бесконечно долго шли по урочищу Узин-Ялань. Как всякого равнинного жителя, горы поражают меня несопоставимостью своих масштабов с человеческими. По пути то и дело попадались отколовшиеся и скатившиеся с гор обломки скал — огромные и поменьше. Не очень-то уютное ощущение! 

Но вот и водопад Куркуре, что означает “звенящий”. Размеры и высота водопада опять никак не бились с человеческими, но извергающаяся сверху река почему-то совсем не подавляла. Все это буйство вызывало такой первобытный восторг и так подзаряжало, что от усталости и следа не осталось. Вот откуда столько воды, почему она не кончается?

Отель “Тысяча звезд” и каменные грибы

Мы ночевали в маленьких домиках на самом берегу реки. С устатку помылись в бане и собрались посидеть вместе. Да, это был тот самый отель “Тысяча звезд”, вокруг никого, полнейшая тишина и темнота. Только треск костра и странные таинственные звуки комуса, алтайского варгана, на котором мастерски играла наш гид Настя. 

А еще я провела свой небольшой поэтический вечер для девчонок. Они хорошо слушали, где надо — смеялись и даже плакали иногда.

Сама не ожидала, но как-то занесло меня на такую линию жизни, где до дрожи интересно, до слез красиво, где не наговориться до утра с новой подругой и песни хором в автобусе, как в пионерском лагере.

Проснулась я рано, несмотря на вчерашние поздние посиделки. Ни электричества, ни интернета, одна только тишина. Прямо у двери нашего домика пасется белая лошадь, и неподалеку течет Чулышман.

Вот к нему-то мы и отправились с утра пораньше. Надели спасательные жилеты и каски, вооружились веслами — и на рафтинг. Река там сравнительно спокойная, да и настроение было скорее любоваться, чем визжать от ужаса, проходя пороги.

А потом восхождение к чуду природы — каменным грибам на высоту две тысячи метров, и опять фантастический, несравненный вид. Мощи, щедрости и красоты за эти пять дней на нас обрушивались в избытке, но привыкнуть всё никак не получалось.

А затем восемь незабываемых километров по бездорожью до мыса Кырсай, южной оконечности Телецкого озера, когда мне приходилось держать голову руками, чтобы она не так сильно сотрясалась.

Не туризм, а паломничество

Переезд через Телецкое на катере, возврат к цивилизации, ночевка на берегах роскошной Бии. И всё? Пора домой? Нет, к счастью, еще нет! Ранним прозрачным утром взмываем на гору Кокуя на кресельном подъемнике, прямо под ногами — голубая прителецкая тайга, пихты и могучие кедры, а вдалеке синеет легендарное озеро. А на самой вершине крепкий кофе — за дружбу, за счастье, за полноту жизни…

Так зачем же сюда приезжают люди? Для меня Алтай — это не совсем туризм, скорее паломничество. Тут много рек, первозданных и привольных. Но скалистые берега крепко держат их и не дают вырваться. Так и жизнь человека обычно течет своими, когда-то заведенными путями. Но нам повезло больше, чем рекам: у нас есть возможность поменять русло, хотя это и не всегда просто.

Фото автора

Фарида ПРУДОВСКАЯ
  • Место слияния рек Чуи и Катуни.
  • Перевал Кату-Ярык.
  • Верблюды в Кызыл-Чине.
  • Наскальные изображения — петроглифы.
  • Машина Кольки Снегирева, памятник военным водителям.
  • Вид на реку Чую с Ак-Бома.
  • Каменные грибы долины Чулышмана.
  • Заснеженные вершины хребта.
  • Канатная дорога на гору Кокуя.
  • Гейзерное озеро.
  • Водопад Куркуре.
  • Река Катунь.
  • Чуя у турбазы "Странник".