Балет предлагает подумать
На выставке, посвященной знаменитым землякам, оказалось немало фотографий с Надеждой Павловой (слева).
Пуанты с автографами известных танцовщиков Дульской, Черняковой, Васильевой, Никифоровой, Румянцева, Вишнева.
Маски животных придумал главный художник Театра оперы и балета Валентин Федоров. Фото автора и Сергея Михайлова
XXVI Международный балетный фестиваль открылся 8 апреля с премьеры двух одноактных балетов “ТИТАНиЯ” и “Болеро”, которые на нашей сцене поставили молодые московские режиссеры, в недавнем прошлом танцоры балета Софья Гайдукова и Константин Матулевский. Премьера обещала быть громкой и полной сюрпризов. И то и другое случилось. Газета “Грани” побывала на открытии фестиваля.
Театр начинается с... выставки
Первое, что удивило, так это желание организаторов привнести в строгий интерьер театрального холла уют и создать точки притяжения зрителей. Он территориально увеличился за счет открытия многофункционального зала, который обычно в фестивальные дни всегда был закрыт и использовался для проведения важных государственных мероприятий. В этот раз там разместилась выставка, посвященная выдающимся артистам чувашского балета. Театралам представили костюмы из спектаклей, фотографии из архивов, программки премьерных спектаклей с автографами, портреты балерин, написанные известными чувашскими художниками. На большом экране менялись архивные фотографии Надежды Павловой, звучала музыка. После просмотра музейных экспонатов можно было присесть на мягкие подушки в одном из уголков зала.
Первым выставку оценил Глава Чувашии Олег Николаев, который осмотрел экспонаты в сопровождении министра культуры Светланы Каликовой и назначенного на должность директора театра в январе этого года Андрея Попова. Молодой директор в прошлом артист балета, получил образование в Пермском хореографическом училище, выступал на театральных сценах Перми и Екатеринбурга, успел поработать преподавателем и заместителем директора Санкт-Петербургского театра балета Бориса Эйфмана, директором театра “ТанцТеатр” в Екатеринбурге.
Жаль, что новому директору не удалось пригласить на наш фестиваль театр балета Бориса Эйфмана, выступление которого всегда производит ошеломляющий эффект. Возможно, этому помешали гастроли, проходящие в это же время в Йошкар-Оле. Сообщение на сайте Минкультуры Чувашии о встрече Светланы Каликовой с министром культуры Марий Эл Константином Ивановым и участие в премьерном спектакле театра Бориса Эйфмана обещает много интересного в культурной программе нашей республики.
Титан и Марш
Премьерные одноактные балеты “ТИТАНиЯ” и “Болеро”, поставленные Софьей Гайдуковой и Константином Матулевским на музыку Густава Малера и Мориса Равеля, привлекли внимание не только балетоманов и театралов, но и редко бывающей на постановках публики — чиновников высокого ранга и чувашской элиты.
Гайдукова и Матулевский, оставившие несколько лет назад карьеру танцовщиков (Гайдукова — театр “Балет Москвы”, а Матулевский — театр Бориса Эйфмана), вполне успешно ставят спектакли. О них пишут, их приглашают разные театры. Так, например, одноактный балет “Арлекиниада” Софьи Гайдуковой был показан 9 апреля в Йошкар-Оле.
Нам же московские режиссеры представили фантазию по комедии Шекспира “Сон в летнюю ночь” на музыку 1-й симфонии Малера “Титан”. Внимание зрителей держала великолепная Елена Коцюбира (Титания). Сам сюжет менялся так быстро, что порой не удавалось осмыслить происходящее на сцене: танцы в масках животных, похороны, во время которых покойник то умирал, то оживал.
Зато “Болеро” оказался простым, понятным и очень коротким. В течение 15 минут артисты маршировали по сцене: начали со свободного хождения, а закончили единым маршем, нога в ногу. Понятно, что концепция не предполагала ни виртуозных прыжков, от которых захватывает дух, ни сложных хореографических композиций. Но сама идея свободы и несвободы все же любопытна. К тому же заставляет человека поразмыслить о вечных ценностях.
Нечасто бывает такое, но в этот вечер одной из главных героинь обоих спектаклей стала музыка, которую исполнила Чувашская государственная академическая симфоническая капелла под управлением яркого, энергичного и неповторимого Мориса Яклашкина.
Продолжение следует…
Сегодня, 16 апреля, балетный фестиваль продолжится. На сцене Чувашского театра оперы и балета выступит пермский театр “Балет Панфилова”. Завершится фестивальная неделя 17 апреля гала-концертом. Яркие номера классической и современной хореографии будут исполнены артистами Большого театра, Татарского академического театра оперы и балета, Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, Пермского театра оперы и балета, а также солистами Чувашского театра оперы и балета.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати