Что изменится в России с 1 ноября 2024 года

Пушкин — источник вдохновения балетмейстеров

Образ Барона и такой вид сценического искусства, как балет, противоречивы на первый взгляд. Но хореограф-постановщик и артисты театра “Волга Опера” смогли показать внутренние терзания главного героя. Фото автораПушкин — источник вдохновения  балетмейстеров Территория культуры XXVIII Международный балетный фестиваль

Образ Барона и такой вид сценического искусства, как балет, противоречивы на первый взгляд. Но хореограф-постановщик и артисты театра “Волга Опера” смогли показать внутренние терзания главного героя. Фото автора

Вдохновенный танец Моцарта.Пушкин — источник вдохновения  балетмейстеров Территория культуры XXVIII Международный балетный фестиваль

Вдохновенный танец Моцарта.

Вальсингам в исполнении лауреата международных конкурсов Алексея Рюмина.Пушкин — источник вдохновения  балетмейстеров Территория культуры XXVIII Международный балетный фестиваль

Вальсингам в исполнении лауреата международных конкурсов Алексея Рюмина.


0

XXVIII Международный балетный фестиваль в Чебоксарах запомнился не только встречей со знаменитыми танцорами страны, но и яркими спектаклями. Впервые в истории балета на одной сцене были представлены все произведения из цикла “Маленькие трагедии” Александра Пушкина. Премьера “Пушкинианы” приурочена к 225-летию со дня рождения великого русского писателя.
Когда перед зрителями появился Барон в одежде крестьянина с жидкой бородкой и обезумевшим от богатства и жадности взглядом, показалось, что сейчас он своим притворно высоким голосом прочтет монолог. Но никто не ожидал, что он начнет танцевать. Да еще и балет!
Сочетание образа с формой его воплощения оказалось настолько неожиданным, что первые минуты спектакля приходилось привыкать к новому “прочтению” Александра Сергеевича.
Кстати, трагедия “Скупой рыцарь” в балете была воплощена впервые. На смелый эксперимент решилась хореограф-постановщик Мария Большакова. Она представила свою работу как монолог человека, пережившего не физическую, а, скорее, духовную смерть, запершего себя в рамках одной страсти — денег.

Моцарт или Сальери
Было бы восприятие Пушкина в балете более органичным, начнись спектакль с другой пьесы? Думаю, да. Например, трагедия “Моцарт и Сальери” будто была создана для балета. Кроме двух главных героев, которыми ограничиваются действующие лица у Пушкина, балетмейстер Ксения Скареднова удачно вписала в сюжет 11 танцоров. Они символизируют творчество двух великих композиторов: представляют то чувственные и податливые мелодии, следующие фантазии Моцарта, то кроткие, устойчивые, безукоризненно подобранные ноты Сальери.
Мы видим противостояние гениев, их отношение к музыке и жизни. В танце отражается и внутренняя борьба Сальери (хочется здесь отметить великолепную игру Алексея Рюмина). А концовка и вовсе поражает своей художественностью. Затемнение сцены, прежде чем Моцарт и Сальери сделают по глотку напитка, и в темноте звук падающего фужера. Исход мы знаем из пьесы Пушкина, но кто же действительно пал в этой борьбе?

Но тут зазвонил телефон
“Каменный гость” был наиболее интригующей постановкой из всех четырех. Кого не привлекает мистика? Наверное, появления таинственной статуи ожидали все зрители без исключения. Вот только развязка затянулась.
Хореограф-постановщик Антон Дорофеев представил более подробный рассказ, развив трагедию великого поэта: сначала мы видим нежное отношение Доны Анны к командору, потом сцену убийства, которая была совершена, по мнению режиссера, в увеселительном заведении. Только за ней — встречу Дона Гуана с Лаурой, поход на кладбище и свидание с Доной Анной.
Всё было прекрасно и гармонично, кроме звонка мобильного телефона. Нет, это был не зритель, забывший о правилах поведения в театре, а своеобразный режиссерский ход, который вызвал смятение в зале. Антон Дорофеев хотел привязать пьесу к современности, но ведь это уже сделал Пушкин описанием пороков, которые не теряют актуальности в наши дни: люди остаются такими же меркантильными, завистливыми, эгоцентричными.

У каждого свой взгляд

Обрамляет пьесы наиболее эпохальная из них — “Пир во время чумы”. В начале, между трагедиями и в конце спектакля по сцене проходит Смерть с мертвецами в тележке, на фоне — стол с яствами и куча гостей, которая со временем редеет. Завершается постановка общей сценой во главе с Васильганом (его также исполняет Алексей Рюмин), переходящим из состояния праздности в тревожность и глубокую задумчивость. А общую картину и масштаб помогает создать хор, который появляется на балконе. Такой прием использовал в своей части балетмейстер Данил Салимбаев.
Он является руководителем творческой лаборатории хореографов, в отборочном туре которой из 30 заявок были выявлены три молодых талантливых балетмейстера из Санкт-Петербурга. На суд зрителя они представили свой первый совместный спектакль. “Интересно, ведь мы все очень разные, у каждого свой взгляд на жанр, направления, свои взгляды на драматургию, музыку и пушкинскую проблематику”, — заметила Мария Большакова.
Кроме того, над балетом работали три современных композитора. В пьесе “Моцарт и Сальери” использовалась музыка Моцарта, партитуру для остальных постановок написали Вениамин Смотров, Игорь Воробьев и Сергей Жуков.

Удачный эксперимент
Пьесы Пушкина требуют высокого мастерства и культуры исполнения. От режиссеров ожидают большего, чем от постановщиков любой другой классической пьесы: и глубину мысли, и смелых экспериментов. Как известно, “Маленькие трагедии” ставились не раз, и всегда они подвергались критике. Они трудны для сценической интерпретации, так как парадоксальны по своему существу, впрочем, как и их названия: гость не может быть каменным, рыцарь — скупым, а чума не время для пиров. Тем не менее “Пушкиниана” на сцене Чувашского государственного театра оперы и балета — постановка, которая создала творческий тандем чувашских артистов и дерзких, не боящихся экспериментов балетмей­стеров России.
Ближайший показ “Пушкинианы” состоится 24 апреля в Театре оперы и балета (Чебоксары, пр. Московский, 1). Купить билеты можно в кассе театра или на сайте volgaopera.ru.

  • Образ Барона и такой вид сценического искусства, как балет, противоречивы на первый взгляд. Но хореограф-постановщик и артисты театра “Волга Опера” смогли показать внутренние терзания главного героя. Фото автора
  • Вдохновенный танец Моцарта.
  • Вальсингам в исполнении лауреата международных конкурсов Алексея Рюмина.