Чувашский Страдивари
Слава о самородке из Ольдеева Матвее Филиппове разлетелась далеко за пределы Чувашии. На его музыкальных инструментах играли артисты Чувашской и Казанской филармоний. Гусли мастера демонстрировались в Москве и Париже.
Матвей Филиппов. Виолончели музыканта Большого театра Гавриила Шапошникова чувашский мастер вернул волшебное звучание.
Матвей Филиппов (в среднем ряду второй слева) создал не только ансамбль народных инструментов, но и все инструменты для него. Он научился играть на них сам, а потом и односельчан обучил.
На обороте снимка, подаренного Матвеем Филипповым старшему сыну Геннадию, есть надпись: “На память от папаши”.На обороте снимка, подаренного Матвеем Филипповым старшему сыну Геннадию, есть надпись: “На память от папаши”.
Девочка Марина посещала музыкальную школу в Чебоксарах. Родители ей и инструмент купили. В комиссионке, конечно. Скрипка была на вид неказистой. Довольно потертой была, честно скажем. Вот взрослые и решили придать ей вид и покрасили слоем половой краски. Скрипка перестала звучать.
Что делать? Куда бежать? Знающие люди подсказали, что недалеко от Чебоксар, в деревне Ольдеево живет мастер — настоящий кудесник, способный спасти инструмент. А зовут его Матвей Филиппович
Филиппов.
Так оно и получилось. Тот поворчал, конечно. Мол, кто это вздумал скрипку красить обычной краской? Тут лишь специальный состав, да и то не любой, подойдет. Потом взялся за шкурку, чтобы снять всю краску и таки смог вернуть скрипке звучание. У него был целый набор миниатюрных рабочих инструментов: рубанок размером со спичечный коробок, скальпели, ножовки, какие-то другие приспособления, которые он использовал.
Всю эту историю своими глазами видел и пересказал журналистам зять Матвея Филипповича Николай Апасейкин. Со своей будущей женой Фаиной и ее отцом-мастером он познакомился в 1971 году. После свадьбы в 1973-м молодые некоторое время жили в родительском доме, и Николай Николаевич в эти годы хорошо узнал своего тестя. Именно его рассказы, снимки из семейного архива, а также статьи в различных СМИ о чудо-мастере легли в основу данной публикации.
Самородок
из Ольдеева
Первое и главное, что бросается в глаза, — Матвей Филиппович был настоящим самородком. Родился он в 1908 году. У него был интерес ко всему, что было связано с музыкой. Однако талант оказался уникальным, проявившимся лишь в нем одном, хотя на музыкальных инструментах играли многие в его окружении.
“Всё началось в начале двадцатых годов, — рассказал Николай. — Матвею было лет 14, когда его старший брат Николай привез домой из Чебоксар, где учился, разбитую гитару. Гриф был сломан, колки разбиты. Матвей взялся всё исправить. И исправил”.
Этот случай стал началом большого пути. Стоит отметить, что многому Матвей Филиппович научился сам. Работал сельским кузнецом, а увлекался музыкой и музыкальными инструментами. Нотную грамоту освоил по самоучителю. Ездил в Чебоксары в магазин Торгсина на Красной площади, закупался там музыкальной литературой.
Были на этом пути и неудачи, но Матвей Филиппов не унывал, на собственном опыте постигая, какое дерево для какого инструмента подходит. Дошло до того, что в своей деревне создал ансамбль народных инструментов, которые он сделал своими руками. Балалайки, гусли, гитара, домра, мандолина — на всём этом Матвей Филиппович научился играть сначала сам, а потом и односельчан обучил. Кто не знал нот, тем показывал лады.
В 1929 году на базе Чебоксарской музыкальной школы создан Чувашский музыкальный техникум (с 1939-го музыкальное училище), так вот, с 1932 года Матвей Филиппов работал здесь по трудовому соглашению мастером по изготовлению и ремонту музыкальных инструментов. На тот момент ему было 24 года.
На фронте
Три брата из четырех (Афанасий, Николай, Матвей) воевали в Великую Отечественную. Матвей, к тому времени отец трех сыновей, в Красной армии с июля 1941 года. Судьба по-настоящему хранила солдата, видимо, для более важных дел. Служил он в артиллерийском полку II Украинского фронта. В 1944-м награжден медалью “За боевые заслуги”.
Весной 1945 года, при освобождении Венгрии, медалью “За отвагу”. В представлении к награде сказано:
“28 марта 1945 года красноармеец Филиппов подвозил пищу на наблюдательный пункт полка. Командир полка приказал тов. Филиппову подвезти боеприпасы к орудиям прямой наводки первого дивизиона. Несмотря на артиллерийский и минометный обстрел противником, рискуя жизнью, приказ выполнил своевременно, чем содействовал выполнению поставленной боевой задачи”.
Слава мастера
Домой Матвей вернулся осенью 1945 года. После войны взялся за старое. Слава о мастере разлетелась далеко за пределы Чувашии. Достаточно сказать, что на инструментах Филиппова играли артисты Чувашской и Казанской филармоний. Гусли мастера из Ольдеева демонстрировались в Москве и Париже. К слову, вот как он украшал свои изделия. Находил на Волге красивую ракушку, выпиливал перламутр в виде тонкой пластинки и вставлял в деку инструмента.
На чердаке дома хранились редкие сорта дерева — будущие заготовки музыкальных инструментов, вспоминает Николай Николаевич.
Однажды к мастеру приехал виолончелист Большого театра Гавриил Шапошников, привез на реставрацию свою виолончель. Матвей Филиппов вернул ей волшебное звучание. А еще скрипки мастера участвовали во всесоюзных выставках в 1951, 1956, 1962, 1965, 1970 и 1974 годах.
Стоит отметить, что всего у Матвея Филипповича родилось пятеро детей: Геннадий (1934 г. р.), Валентин (1937), Лев (1939), Фаина (1946), Юрий (1950). Практически все они умели играть на музыкальных инструментах, которые делал отец, на одном или нескольких. Родились 10 внуков, потом пошли правнуки, но талант, которым обладал мастер, по-видимому, так и остался уникальным.
Закат
Трагичным для мастера стал инсульт в 1980 году. Матвей Филиппов вернулся из больницы и сразу взялся за свою большую коллекцию камертонов. “Ничего не слышу, — жаловался он. — Будто ведро пустое дребезжит”.
С этого момента он перестал делать инструменты. Умер мастер в 1986 году, похоронен на Липовском городском кладбище.
Фото из семейного архива
дочери М. Филиппова
P.S. За помощь в создании материала благодарим наследников мастера и землячество “Шордан” в лице его председателя Риммы Альтиной-Александровой.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати
Похожие публикации
- Вот моя деревня, вот мой дом родной
- Век учителей Павловых
- Музыка их связала: Анатолий Тогаев и Андрей Эшпай
- Кузин по духу, Или история одного рода из Арманкасов
- Никто не забыт. Новочебоксарские активисты чтят память рода
- Семилетняя, Ельниковская. Прошло 110 лет с принятия решения о строительстве школы в Ельникове