Что изменится в России с 1 ноября 2024 года

Чувашский Страдивари

Слава о самородке из Ольдеева Матвее Филиппове разлетелась далеко за пределы Чувашии. На его музыкальных инструментах играли артисты Чувашской и Казанской филармоний. Гусли мастера демон­стрировались в Москве и Париже.Чувашский Страдивари Истоки и наследники

Слава о самородке из Ольдеева Матвее Филиппове разлетелась далеко за пределы Чувашии. На его музыкальных инструментах играли артисты Чувашской и Казанской филармоний. Гусли мастера демон­стрировались в Москве и Париже.

Матвей Филиппов. Виолончели музыканта Большого театра Гавриила Шапошникова чувашский мастер вернул волшебное звучание.Чувашский Страдивари Истоки и наследники

Матвей Филиппов. Виолончели музыканта Большого театра Гавриила Шапошникова чувашский мастер вернул волшебное звучание.

Матвей Филиппов (в среднем ряду второй слева) создал не только ансамбль народных инструментов, но и все инструменты для него. Он научился играть на них сам, а потом и односельчан обучил.Чувашский Страдивари Истоки и наследники

Матвей Филиппов (в среднем ряду второй слева) создал не только ансамбль народных инструментов, но и все инструменты для него. Он научился играть на них сам, а потом и односельчан обучил.

На обороте снимка, подаренного Матвеем Филипповым старшему сыну Геннадию, есть надпись: “На память от папаши”.На обороте снимка, подаренного Матвеем Филипповым старшему сыну Геннадию, есть надпись: “На память от папаши”.Чувашский Страдивари Истоки и наследники

На обороте снимка, подаренного Матвеем Филипповым старшему сыну Геннадию, есть надпись: “На память от папаши”.На обороте снимка, подаренного Матвеем Филипповым старшему сыну Геннадию, есть надпись: “На память от папаши”.


0

Девочка Марина посещала музыкальную школу в Чебоксарах. Родители ей и инструмент купили. В комиссионке, конечно. Скрипка была на вид неказистой. Довольно потертой была, честно скажем. Вот взрослые и решили придать ей вид и покрасили слоем половой краски. Скрипка перестала звучать.

Что делать? Куда бежать? Знающие люди подсказали, что недалеко от Чебоксар, в деревне Ольдеево живет мастер — настоящий кудесник, способный спасти инструмент. А зовут его Матвей Филиппович Филиппов.
Так оно и получилось. Тот поворчал, конечно. Мол, кто это вздумал скрипку красить обычной краской? Тут лишь специальный состав, да и то не любой, подойдет. Потом взялся за шкурку, чтобы снять всю краску и таки смог вернуть скрипке звучание. У него был целый набор миниатюрных рабочих инструментов: рубанок размером со спичечный коробок, скальпели, ножовки, какие-то другие приспособления, которые он использовал.
Всю эту историю своими глазами видел и пересказал журналистам зять Матвея Филипповича Николай Апасейкин. Со своей будущей женой Фаиной и ее отцом-мастером он познакомился в 1971 году. После свадьбы в 1973-м молодые некоторое время жили в родительском доме, и Николай Николаевич в эти годы хорошо узнал своего тестя. Именно его рассказы, снимки из семейного архива, а также статьи в различных СМИ о чудо-мастере легли в основу данной публикации.

Самородок из Ольдеева
Первое и главное, что бросается в глаза, — Матвей Филиппович был настоящим самородком. Родился он в 1908 году. У него был интерес ко всему, что было связано с музыкой. Однако талант оказался уникальным, проявившимся лишь в нем одном, хотя на музыкальных инструментах играли многие в его окружении.
“Всё началось в начале двадцатых годов, — рассказал Николай. — Матвею было лет 14, когда его старший брат Николай привез домой  из Чебоксар, где учился, разбитую гитару. Гриф был сломан, колки разбиты. Матвей взялся всё исправить. И исправил”.
Этот случай стал началом большого пути. Стоит отметить, что многому Матвей Филиппович научился сам. Работал сельским кузнецом, а увлекался музыкой и музыкальными инструментами. Нотную грамоту освоил по самоучителю. Ездил в Чебоксары в магазин Торгсина на Красной площади, закупался там музыкальной литературой.
Были на этом пути и неудачи, но Матвей Филиппов не унывал, на собственном опыте постигая, какое дерево для какого инструмента подходит. Дошло до того, что в своей деревне создал ансамбль народных инструментов, которые он сделал своими руками. Балалайки, гусли, гитара, домра, мандолина — на всём этом Матвей Филиппович научился играть сначала сам, а потом и односельчан обучил. Кто не знал нот, тем показывал лады.  
В 1929 году на базе Чебоксар­ской музыкальной школы создан Чувашский музыкальный техникум (с 1939-го музыкальное училище), так вот, с 1932 года Матвей Филиппов работал здесь по трудовому соглашению мастером по изготовлению и ремонту музыкальных инструментов. На тот момент ему было 24 года.


На фронте
Три брата из четырех (Афанасий, Николай, Матвей) воевали в Великую Отечественную. Матвей, к тому времени отец трех сыновей, в Красной армии с июля 1941 года. Судьба по-настоящему хранила солдата, видимо, для более важных дел. Служил он в артиллерийском полку II Украинского фронта. В 1944-м награжден медалью “За боевые заслуги”.
Весной 1945 года, при освобождении Венгрии, медалью “За отвагу”. В представлении к награде сказано:
“28 марта 1945 года красноармеец Филиппов подвозил пищу на наблюдательный пункт полка. Командир полка приказал тов. Филиппову подвезти боеприпасы к орудиям прямой наводки первого дивизиона. Несмотря на артиллерийский и минометный обстрел противником, рискуя жизнью, приказ выполнил своевременно, чем содействовал выполнению поставленной боевой задачи”.

Слава мастера
Домой Матвей вернулся осенью 1945 года. После войны взялся за старое. Слава о мастере разлетелась далеко за пределы Чувашии. Достаточно сказать, что на инструментах Филиппова играли артисты Чувашской и Казанской филармоний. Гусли мастера из Ольдеева демонстрировались в Москве и Париже. К слову, вот как он украшал свои изделия. Находил на Волге красивую ракушку, выпиливал перламутр в виде тонкой пластинки и вставлял в деку инструмента.
На чердаке дома хранились редкие сорта дерева — будущие заготовки музыкальных инструментов, вспоминает Николай Николаевич.
Однажды к мастеру приехал виолончелист Большого театра Гавриил Шапошников, привез на реставрацию свою виолончель. Матвей Филиппов вернул ей волшебное звучание. А еще скрипки мастера участвовали во всесоюзных выставках в 1951, 1956, 1962, 1965, 1970 и 1974 годах.
Стоит отметить, что всего у Матвея Филипповича родилось пятеро детей: Геннадий (1934 г. р.),  Валентин (1937),  Лев (1939), Фаина (1946), Юрий (1950). Практиче­ски все они умели играть на музыкальных инструментах, которые делал отец, на одном или нескольких. Родились 10 внуков, потом пошли правнуки, но талант, которым обладал мастер, по-видимому, так и остался уникальным.

Закат
Трагичным для мастера стал инсульт в 1980 году. Матвей Филиппов вернулся из больницы и сразу взялся за свою большую коллекцию камертонов. “Ничего не слышу, — жаловался он. — Будто ведро пустое дребезжит”.
С этого момента он перестал делать инструменты. Умер мастер в 1986 году, похоронен на Липов­ском городском кладбище.   

Фото из семейного архива дочери М. Филиппова

P.S. За помощь в создании материала благодарим наследников мастера и землячество “Шордан” в лице его председателя Риммы Альтиной-Александровой.


  • Слава о самородке из Ольдеева Матвее Филиппове разлетелась далеко за пределы Чувашии. На его музыкальных инструментах играли артисты Чувашской и Казанской филармоний. Гусли мастера демон­стрировались в Москве и Париже.
  • Матвей Филиппов. Виолончели музыканта Большого театра Гавриила Шапошникова чувашский мастер вернул волшебное звучание.
  • Матвей Филиппов (в среднем ряду второй слева) создал не только ансамбль народных инструментов, но и все инструменты для него. Он научился играть на них сам, а потом и односельчан обучил.
  • На обороте снимка, подаренного Матвеем Филипповым старшему сыну Геннадию, есть надпись: “На память от папаши”.На обороте снимка, подаренного Матвеем Филипповым старшему сыну Геннадию, есть надпись: “На память от папаши”.