Никто не забыт. Новочебоксарские активисты чтят память рода
Крест установлен прямо на территории завода на том месте, где находилась взорванная в 1967 году церковь Николая Чудотворца.
Где нагляднее всего можно судить о памяти человеческой? Одним из возможных вариантов может быть ответ: на погосте. На днях мне впервые довелось побывать на Яндашевском кладбище Новочебоксарска. Моими проводниками стали автор книги по истории деревни Пустынькасы Николай НИКОЛАЕВ и активист по сохранению памяти о деревне Сергей СТЕПАНОВ.
В глубь веков
На что похоже Яндашевское кладбище сегодня? На травянистую пустошь с разбросанными тут и там могилами. Площадь участка совсем небольшая, гектара три-четыре (для сравнения: площадь старого Липовского кладбища в Новочебоксарске составляет 5 га, нового городского перевалила уже за 30 га). С двух сторон от погоста — ограда “Химпрома”, еще с одной — старая железнодорожная ветка, упирающаяся в ворота предприятия. С четвертой стороны — русло Кукшума, за которым почти сразу начинается ограда полигона ТБО.
Кладбище называется Яндашевским, поскольку расположено оно было от одноименного села с южной стороны примерно в километре. В селе была Яндашевская церковь, каменное здание которой было построено в 1792 году, а деревянное — еще раньше. Главный престол был посвящен Николаю Чудотворцу, потому храм называли еще Никольским, а в некоторых источниках даже село именовали Никольским.
Хоронили здесь умерших со всего церковного прихода, а это полтора десятка деревень, но с какого времени? Краеведы Юрий Коротков и Константин Иванов, издавшие книгу “Шоркасси — Яндашево”, приводят в ней цитату документа от 1900 года: “Когда и как устроено приходское кладбище, сказать нельзя. Нет никаких данных, во всяком случае, оно существует уже более 70 лет (получается, примерно с 1830 года. — Прим. автора). С разрешения Его Высокопреосвященства Арсения в недавнее время крестьянином деревни Тоскинеево Ананием Петровым на кладбище построена каменная входная часовня с иконостасом. Прежнее кладбище было расположено вокруг церкви”.
В том же документе говорится о еще более ранних захоронениях, еще с языческих времен. Эти чувашские могильники XVII-XVIII веков в районе села Яндашево были изучены известными археологами отцом и сыном Василием и Борисом Каховскими, и об этом довольно много рассказано в научной и научно-популярной литературе.
Но вернемся к Яндашевскому кладбищу наших дней.
Пустошь или...
Впечатление о будто бы пустом пространстве оказалось на поверку обманчивым. Действительно, если на небольшом участке земли хоронят уже почти 200 лет, то здесь каждый сантиметр земли должен быть занят. Я обратил внимание на то, что надгробия на погосте есть самые разные: от современного черного гранита с высеченным портретом усопшего до простых деревянных столбиков, на которых даже имя не указано. Есть много железных крестов, металлических обелисков, плит из бетонной крошки. А вот вычурных и пышных практически не встретишь, всё же покоятся люди здесь в основном простые, даже скромные.
В той же книге “Шоркасси — Яндашево” есть такое уточнение: “На этом кладбище всё еще хоронят. Хотя говорят, что в одну могилу седьмого покойника кладут”.
Отчасти это подтвердил Николай Николаев. Он рассказал, что до недавнего времени всех усопших хоронили на склоне, выбирая место повыше и избегая поймы реки, которую затапливало по весне. Однако последние лет 10 вода поднималась не так высоко, поэтому могилы появились и у подножия склона.
Николай Филиппович показал участок, где упокоились его предки. Совсем недавно мужчина установил здесь плиту с множеством небольших табличек с именами и датами жизни. Рядом крест с указанием: “Здесь покоятся наши предки Хозиковы с 1500 года”.
Ну, если следовать фактам, то это, наверное, не совсем верно, но для сохранения памяти в будущих поколениях ход вполне оправданный. Тем более что в родовой могиле представителей действительно много.
Николай Николаев рассказал: “Последней здесь в 2007 году хоронили мою маму Елизавету Николаевну. Тогда “вышли” остатки дубового гроба моего прадеда Ивана Клементьевича Клементьева (1857-1942). Он умер уже в почтенном возрасте, и поскольку был старостой деревни, хоронили его с почетом, в дубовом гробу. Деревянный столбик, оставшийся от надгробия, я обшил металлом, указал на нем данные Ивана и чуть ниже его брата Егора, поскольку знал, что их хоронили рядом”.
Там, за забором
Что произошло при строительстве “Химпрома” и не осталась ли часть захоронений Яндашевского кладбища на территории завода? Этот вопрос я задавал разным людям. Вот что, например, рассказала Галина ПАВЛОВА, уроженка села Яндашево, много лет проработавшая на третьей площадке “Химпрома”: “Прямо за забором напротив кладбища стоит корпус цеха № 81. В нем я бывала неоднократно. Могу сказать со всей уверенностью, никаких надгробий с той стороны я не видела. Возможно, при установке забор прошел по границе кладбища”.
Об этом же говорит и Геннадий КУЧЕРЕНКО, одно время занимавший пост главного механика “Химпрома”: “В районе цеха № 81 захоронения в зону предприятия не попали. А вот лет через пять, когда начали строить цех № 75, при работе тяжелой техники черепа периодически попадались”.
Председатель землячества “Шордан” Римма АЛЕКСАНДРОВА в свою очередь сообщила: “Знаю людей, к примеру, из деревень Аркасы, Тоскинеево, которые со строительством “Химпрома” потеряли возможность навещать родные могилы. Территория “Химпрома” была огорожена раньше, чем в этом месте построены корпуса, поэтому допускаю, что рядовые сотрудники уже не увидели на территории завода никаких надгробий. Их просто снесли раньше”.
Часовня
Именно жители деревни Тоскинеево, оставшиеся без возможности навещать могилы, инициировали восстановление часовни. Произошло это в конце девяностых годов. Сооружение, возведенное в 1900 году, получило вторую жизнь.
Род Хозика
Несколько слов следует сказать об основателе династии Хозиковых, носившем языческое имя Хозик и жившем еще во времена до Ивана Грозного. Лишь через полвека после этого чуваши добровольно вошли в состав русского государства.
Сам Хозик жил со своей семьей и в Тоскинееве, и в Анаткасах, и в деревне Чигирь: искал место, где хлеб родится лучше. После себя оставил множество потомков. Достаточно сказать, что в 1957 году в деревне Пустынькасы 60% жителей носили фамилию Хозиков и состояли в родстве в большей или меньшей степени дальности. Так, автор книги Николай Николаев среди своих предков также обнаружил Хозиковых. Это обстоятельство и побудило Николая Филипповича установить на Яндашевском кладбище памятный знак целому роду.
ПРО ПАМЯТЬ
На примере Яндашевского кладбища наглядно видно, что память человеческая истаивает со временем. Если не предпринимать никаких усилий по ее сохранению, не поддерживать этот процесс постоянно, забывание происходит всего за пару поколений.
Что делать, чтобы этого избежать? Чтобы память народная была если не вечной, то очень долгой? У меня нет ответа. А у вас?
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати