Дети не боятся творить
“Значение слова “педагог” — “водящий ребенка”, это в чистом виде отражается в художественной школе. Мы приводим детей в интересный мир творчества и творим вместе”, — считает преподаватель художественной школы Лайна Охтяркина.
Как занятия рисованием помогут вырастить гармоничную личность и почему художественная школа — это больше про влюбленность, а не про оценки, — рассказала преподаватель Новочебоксарской детской художественной школы Лайна Охтяркина, человек, увлеченный творчеством и педагогикой, талантливый мастер и счастливая мама дочери, тоже выбравшей профессию учителя.
Рисование — это самообразование
Ребенок начинает рисовать раньше, чем говорить. Его пытливый ум познает этот мир через творчество. Подготовительное отделение художественной школы — это как раз про развитие природного интереса.
Помимо того, что рисуем, на занятиях мы много говорим, рассказываем, приводим примеры. Без правильной, богатой речи нет гармоничного развития. Во время работы над рисунком у ребенка происходит и разговор с самим собой: ты внутри себя проговариваешь, проживаешь момент композиции. Продумывая задание, дети фантазируют, вспоминают полученные знания, применяют новые, то есть занимаются самообразованием.
Присутствует и соревновательный момент в освоении каких-то навыков и умений, причем не навязанный сверху, а вполне естественный. Ребенок становится более мобильным, гибким, коммуникабельным, а значит, все эти качества он будет проявлять и в других областях и сферах жизни.
Художественная школа воспитывает ищущего человека. Гибкий ум, умение находить нестандартные решения — все это пригодится в любом направлении. И в инженерии, и в математике не обойтись без творческого поиска.
Обсуждать, а не осуждать
Интерес рождается от любопытства. Многие взрослые сегодня ругают Интернет за то, что дети проводят за компьютером много времени. А знаете ли вы, что они ищут в Сети, что их интересует? Очень часто ребенок находит в Интернете полезное для себя, обычно им движет желание попробовать что-то новое, поэкспериментировать, например, сделать тот же слайм (игрушка из вязкого желеобразного материала. — Прим. автора). Такое нужно приветствовать. Посмотрите вместе со своими детьми какие-нибудь мастер-классы, научите ребенка, где находить полезную информацию.
Чтобы быть в теме, я пересмотрела все мультфильмы и видео на “Ютубе”, о которых говорят мои ученики. Важно знать, что для них актуально, обсуждать это, а не просто осуждать. И быть для них друзьями, соратниками. Надеюсь, ученики именно так меня воспринимают, хотя я остаюсь для них педагогом.
О “неудобных” учениках
Когда ко мне подходит мама нового ученика со словами, что ее ребенок очень активен, подвижен и ему наверняка будет сложно заниматься, у меня всегда возникает вопрос: “Кто и почему так решил?” Есть один путь — найти педагога, который будет настолько мудр, что примет вашего ребенка таким, какой он есть.
Типы восприятия, возрастные кризисы, особенности темперамента — все это педагог должен знать и уметь применять определенные методики в своей работе. Мелочей здесь не бывает. Я заметила, что даже название для группы надо продумывать, это тоже влияет. И каждый новый ребенок учит тебя чему-то новому. Воспитание детей невозможно без воспитания себя — известная истина.
Слово “педагог” означает “водящий ребенка”. Думаю, это в чистом виде отражается в художественной школе. Ты приводишь детей в интересное состояние творчества, знакомишь их с различными техниками и направлениями, как в той притче, даешь удочку, которой они научатся пользоваться и применять в жизни. Не встречала детей, которые боялись бы творчества.
Территория творчества должна быть доступна
В одной из моих групп занимаются две сестры с синдромом Дауна. Мы с мамой этих девочек пришли к единому мнению, что им очень полезно находиться с другими детьми. Они занимаются уже третий год, и я вижу результаты, их обучает сама атмосфера, детский коллектив.
Для меня это дополнительная нагрузка, но понимаю: откажись я, девочки в это время просто находились бы дома. К сожалению, до сих пор обучение таких детей остается головной болью их родителей, но на самом деле это проблема нашей образовательной системы. С ними должны работать тьюторы, которые будут индивидуально сопровождать их в процессе учебы в школе и системе дополнительного образования.
Посмотрите, как он это сделал!
Обучение в системе дополнительного образования не обязанность. Родители могут дать посыл, а дальше уже задача преподавателя заинтересовать.
Художественная школа — это больше про развитие внутреннего мира ребенка на основе его собственного желания, про влюбленность в то, что ему интересно. Что еще важно, здесь не скажут: “Только так — и точка!” Если кто-то из моих учеников вдруг решит, что сегодня не хочет рисовать гуашью, а возьмет фломастеры, я не стану противиться. Пусть выполнит работу, сравнит с другими, сам оценит, в какой технике получился наиболее удачный результат. Эта вариативность не всегда присутствует в общеобразовательной школе, где ставятся жесткие рамки, есть ограничения по времени.
Только в комфортной среде ребенок раскрывается. Вот он взял и к тому, что я предложила, добавил что-то свое, в итоге получилась оригинальная работа. И мне, хоть я и не автор, очень хочется поделиться с окружающими: посмотрите, как он это сделал! Не уставая радоваться достижениям учеников, педагог растет сам.